ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 34.
    Чего касается обсуждение 1).

    Прежде, чем говорить о том, чего касается обсуждение, правильнее будет определить – чем отличается обсуждение (совещание) от исследования. Ведь, обсуждение и исследование – не одно и то же, но много отличны одно от другого, хотя, конечно, обсуждающий совещается (обсуждает), исследуя что-либо. Так, мы исследуем, больше ли Солнце Земли; но никто не говорит: я обсуждаю, больше ли Солнце Земли. Действительно, исследование есть род обсуждения, а потому понимается гораздо шире: ведь, всякое обсуждение есть некоторое исследование (изыскание), но не всякое исследование есть обсуждение 2). Это уже показано 3). И слово соображать (рассматривать, то σκέπτεσθαι) мы употребляем иногда в смысле "обсуждать", как, например, соображаю (рассматриваю), следует ли плыть, а иногда – в смысле "размышлять", как, например, рассматриваю науки (знания), а не обсуждаю науки. Не ясно разграничивая (подобные) выражения, мы часто сбиваемся с толку, считая тождественным не тождественное. Итак, после того, как различие этого 4) стало очевидным, остается сказать – чего касается обсуждение (относительно чего мы совещаемся).

    Мы совещаемся 5) относительно того, что в нашей власти и через нас может произойти 6) и что имеет неизвестный

    _______

    1) Общее заглавие: Περί τίνων βουλευόμεθα – De quibus rebus consultemus. Точнее можно перевести: "Относительно чего мы совещаемся". У Con. следует 5-я гл. 5-й книги с тем же заглавием. Основные мысли этой главы заимствованы Немезием из Aristot. Etbic. Nicomach, III, 5 (pag. 38 sqq. по изд. 1597 г.).

    2) См. буквально у Aristot., ibid. III, 5.

    3) Matth. в Var. lectiones (pag, 283) соединяет эту фразу с последующим предложением; получается такой смысл: "это очевидно и на слове рассматривать (то σκέπτεσθαι), употребляемом иногда в смысле обсуждать"... и т. д.

    4) Буквально: "их" (τούτων), т. е., вышеприведенных выражений.

    5) О значении слова (βούλευσις) (обсуждение, совещание), употребляемого у Немезия не столько в теоретическом его смысле, сколько в практическом значении, см.: Domansk'ого – Op. cit., S. 145.

    6) С греч. буквально: "что в нас (находится) и через нас может произойти".

     

    – 158 –




    исход (результаты), то есть, может произойти и так, и иначе. Относительно того (совещаемся), что в нашей власти, сказано, конечно, потому, что мы совещаемся только относительно того, что следует делать 7); а это – в нашей власти. Ведь, не совещаемся мы относительно 8) так называемой созерцательной философии, ни относительно Бога, ни относительно того, что происходит по необходимости, т.е., всегда одним и тем же образом 9), – как например, о годичном круге, – ни о том, что не всегда, существует, но всегда происходит одинаково, – как например, о заходе и восходе Солнца, – ни о том, что происходит по природе, хотя не всегда одинаково, однако в большинстве случаев, – как, например, о седине шестидесятилетнего старца, или о засеевающейся бороде двадцатилетнего юноши 10), – ни о том также, что происходит по природе, но до бесконечности разнообразно 11), – как например, о дожде или засухе, или граде, – ни о том, наконец, о чем говорят, что оно зависит от случая и что принадлежит к наименее возможному 12). Вот почему сказано, что мы совещаемся о том, что в нашей власти.

    Еще сказано: (мы совещаемся о том) что через нас (происходит), потому что не обо всех людях и не о всякой вещи мы совещаемся, но лишь о том, что в нашей власти и через нас происходит. Ведь, мы не обсуждаем того, каким образом неприятели или отдаленные от нас народы могут хорошо управлять государством, – хотя у них это и подлежит обсуждению.

    Однако, и из того, что совершается через нас и находится в нашей власти, не обо всем мы совещаемся, но необходимо еще прибавить: о том, что имеет неизвестный исход. Ведь, раз что-нибудь 13) очевидно и несомненно, то мы уже не совещаемся. Не подлежат также обсуждению (совещанию) дела или действия, установленные наукой или искусством:

    _______

    7) Περί των πpαктώv = quae sub actionem cadunt, т. е., "что подлежит действию". См. то же: Aristot., Op. cit. III, 5.

    8) Т. е., "в области".

    9) Буквально с греч.: "по необходимости я разумею о том, что происходит всегда одинаковым образом".

    10) Буквально с греч.: "о том, что 60-тилетний седеет, или что у 20-тилетнего появляется борода".

    11) Буквально: "происходит то так, то иначе, неопределенно".

    12) Лат. Ant.: "что относится к тому, что редко случается". Ср. Aristot. Ethtic. Nicomach., VI, 2.

    13) В лат. добавлено – res.

     

    – 159 –




    ведь, основания их точно определены, за исключением немногих искусств, так называемых – "стохастических" 14), каковы, например, медицина, гимнастика и управление кораблем 15). Но ведь, не о них только мы совещаемся, а (вообще) о том, что в нашей власти ж благодаря нам происходит, что имеет неизвестный исход и может произойти и так, и иначе.

    Показано также, что обсуждение (совещание) бывает не о самой цели, а о том, что ведет к цели 16). Действительно, мы совещаемся не о том, чтобы быть богатыми, но – о том, каким образом и посредством чего мы можем обогатиться. Коротко говоря, мы обсуждаем исключительно только то, что одинаково возможно (случается) в ту и в другую сторону 17). Чтобы наша речь не потеряла чего-нибудь в отношении ясности, следует поговорить еще и об этом.

    Силой называется то, посредством чего мы можем что-либо делать 18). Ведь, ко всему, что мы делаем, мы имеем (особую) способность (силу); к чему нет способности (силы), того и не делаем. Таким образом, действие соединено с силой, сила – с субстанцией: ведь и действие – от силы, и сила – от субстанции и в субстанции. Итак, тесно соединено одно с другим, как мы сказали, следующее: имеющее силу (δυνάμενον), сила (δύναμις) и могущее произойти (возможное – δυνατόν). Имеющее силу, т. е., субстанция, сила – то, от чего получаем возможность, а возможное – то, что назначено произойти от силы. Из возможного же – одно необходимо, другое – случайно. Необходимое, конечно, то, что не может быть ничем отклонено (препятствуемо), или – то, противоположное чему невозможно; а случайное – то, что может быть задержано (отклонено), или – то, противоположное чему также возможно. Так, например: необходимо, чтобы живой человек дышал; противоположное этому невозможно, – чтобы живой не дышал; а случайно – то, что сегодня может быть дождь; но возможно и противоположное этому, – что дождя сегодня не будет. Затем, из случайного

    _______

    14) Στοχαστικών можно перевести: "целесообразных", т.е., имеющих в виду известную определенную цель; лат.: quae conjectura continentur, т. е. – "которые покоятся на догадке (мнении)". В этом именно смысле упоминаются у Sext. Empir. (Adv. math I, 72) ιατρική и κυβερνητική, как "στοχαστικαι и от случая зависящие искусства" (см.: Domansk. Die Psychologiе des Nemesius, S. 147).

    15) Все это читаем у Aristot. Ethic, ad Nicomach., III, 5.

    16) Буквально: Aristot., ibidem (III, 5).

    17) В лат. добавлено: in utramque partem.

    18) Ср. Plato – Polit. p. 477 С.

     

    – 160 –




    (возможного) одно бывает в большинстве случаев, другое – редко 19, иное – равномерно в ту и другую сторону: в большинстве случаев, например, что шестидесятилетний (человек) седеет, редко, чтобы какой-нибудь шестидесятилетний не поседел; – равномерно в ту и другую сторону, как гулять и не гулять или – вообще – делать что-либо и не делать 20).

    Итак, мы совещаемся только о том, что возможно (случается) одинаково в ту и другую сторону. А одинаково возможное (случающееся) в ту и другую сторону есть то, что и само (по себе) возможно для нас 21) и противоположное ему 22). Действительно, если бы для нас не было возможно то и другое, как одно, так и противоположное ему, то мы и не совещались бы. Ведь, никто не совещается о том, что общеизвестно, или о том, что невозможно. А если бы для нас было возможно только одно (что-либо) из (двух) противоположностей, то оно, конечно, было бы общеизвестным и совершенно несомненным, – а противоположное ему было бы невозможно 23).

    _______

    19) Буквально с греческого: "в меньшинстве случаев" (ώς έπ' έλαττον – см. прил. словарь).

    20) Большинство этих рассуждений о силе, о возможном, случайном и необходимом заимствованы Немезием из Plutarch. De fato, 6, p. 571, как видно из длинной параллели, приведенной у Domansk., Op. cit. S. 148. Ср. Aristot. Anal. pr. I, 13 (no Doman., S. 149).

    21) Буквально: "что и само мы в состоянии (δυνάμεθα, т. е., сделать)".

    22) См. то же у И. Дамаскина, Указ. соч. гл. 26, стр. 107 по рус. пер.

    23) Значит, продолжим мы неоконченную мысль Немезия, и совещаться относительно этого мы не могли бы.

     

    – 161 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659