ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 23.
    О питающей способности (силе) 1).

    Сила питающая заключает в себе четыре физические силы: привлекающую, удерживающую, изменяющую 2), отделяющую (извергающую). Ведь каждый член (часть) животного организма естественно втягивает в себя свойственную ему пищу, задерживает привлеченную пищу и удержанное изменяет в себя 3), а излишек выталкивает (низвергает). Таковы силы, распределяющие пищу по частям тела [животного 4)], из которых происходит возрастание в длину и ширину. Излишки

    _______

    1) Общее заглавие: Περί του θρεπτικού – De nutrients animae parte. Ср. Дамаскин, ibid. стр. 84, по изд. Basileae, pag. 121 (в конце).

    2) Т. е. ассимилирующую; у Gall, в лат. – переваривающую (concoctrix). Эти же четыре силы способности питающей указаны Галеном в De nat. facult. I, 12; ср. Evangelides – Zwei Kapitel aus einer Monograph, über Nemesius, S. 28-37. Весь вообще процесс питания и механизм пищеварения представлен Немезием по Галену. Ср. Григория Нисского Об устроении человека гл. 30; ср. Philopon, Op. cit. 119, 11 и след.

    3) Т. е. – претворяет, ассимилирует, уподобляет себе.

    4) Добавлено в лат. Ant.

     

    – 132 –




    же выделяются через желудок, мочу, рвоту, пот, рот, нос (ноздри), уши, глаза, выдыхание и через скрытые поры. Итак, некоторые выделения очевидны: через уши (выделяется) так называемая сера (κυψέλη), составляющая нечистоту ушей; через глаза – слезы и гной; через выдыхание – копоть сердечной теплоты 5). А под скрытыми порами разумеют испарения всего тела, в силу которого из глубины тела 6) вследствие сокращения артерий выходит множество паров, благодаря неплотности (проницаемости) кожи.

    Органами питательной силы (способности) являются: рот, желудочный канал 7), желудок, печень, все вены, кишки, обе желчи и почки. Действительно, рот первый приготовляет желудку пищу, раздробляя ее на мелкие части при посредстве зубов и языка: язык, ведь, тоже оказывает величайшую услугу при жевании, собирая пищу и подбрасывая ее зубам, подобно тому, как мелющие подбрасывают рукой хлебное зерно под жернов; так что язык есть некоторым образом как бы рука при жевании пищи. Приготовленная таким образом пища отсылается в желудок через пищепровод: пищепровод, ведь, есть не только орган ощущения потребности, но и проводник пищи. Так, он быстро при поглощении и привлекает пищу, и отсылает в желудок. Желудок же, приняв (ее), отделяет полезное и питательное от каменистого, древянистого и непитательного, и полезное, обратив (переработав) в соки, отсылает печени через вены, которые влекут (соки) от него и проводят в печень; эти вены представляют как бы корни печени 8), влекущие из желудка пищу, подобно тому, как из земли влекут (ее) корни растений. Действительно, желудок подобен земле, доставляющей пищу растениями; корням соответствуют вены, которые к воротам и выпуклым частям печени возносят сок из желудка и кишок через брызжейку 9); стволу (соответствует) сама печень; ветвям и

    _______

    5) Т. е., тот продукт сердечной теплоты, который имеет вид или природу дыма, копоти (то λιγνυωδες ). Очевидно, что речь здесь – о выдыхании углекислоты. Иначе с греч.: "дымчатая, коптеобразная (лат. Ant. fuliginosus, сажевидная) теплота сердца".

    6) Добавлено в лат. (corpore) для ясности.

    7) Στόμαχος – пищепровод.

    8) Буквально: "подобны корням печени, привлекающим из желудка"... и т. д.

    9) Μεσάραιον = mesenterium. Цицерон (De nat. deorum II) называет ее "intestmum medium" (Matth. Var. lectiones, pag. 239).

     

    – 133 –




    верхушкам – вены, разделяемые полой веной, исходящей из выпуклых частей печени. Печень, принимая от желудка сок, переваривает его и уподобляет себе: имея же плоть весьма подобную крови, она – естественно – обращает сок в кровь. Кровь же очищается посредством селезенки, желчного пузыря и почек, именно: селезенка привлекает дрожжеватые элементы (крови) и делает их своей пищей; желчный пузырь – едкое 10), что остается в соках от пищи; почки же – серозную жидкость 11) и оставшуюся едкость, – чтобы остальная кровь, уже чистая и полезная 12), распределилась для питания по всем остальным частям (членам) тела посредством вен, которые рассеяны в них. Итак, каждая часть (тела), привлекая кровь, удерживая и изменяя ее в собственную природу, отсылает соседним членам излишек, который является для них пригодной пищей. И таким образом все части тела из крови, доставляемой печенью, питаются, растут и развиваются 13).

    Эта часть неразумной души называется неповинующейся разуму, потому что не по нашему определению или выбору, но по природе (φυσικώς) совершает свои функции.

    _______

    10) Т. е., то, что имеет едкий, щиплющий вкус.

    11) Т. е., усвояют себе, впитывают в себя. Τό όρρώδες = humorem serosum. Вместо όρρώδες в А. 2 стоит ούρώδες (= urinale); почки, действительно, служат органом мочеиспускания).

    12) Буквально: "сделавшись чистой и полезной".

    13) Διαμένει – буквально: твердо пребывают, существуют.

     

    – 134 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659