ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 17.
    О чувственно-пожелательной способности 1).

    Итак, неразумная часть души, повинующаяся разуму, разделяется, как сказано выше, на две способности: чувственно-пожелательную и аффективную. В свою очередь, чувственно-пожелательная способность разделяется двояко: на удовольствия и печаль. Ведь удовлетворенное вожделение доставляет удовольствие, а неудовлетворенное – печаль (огорчение). Опять же – вожделение, разделяемое по другому способу, образует всего четыре вида, в числе которых заключается и само 2). Ведь из области существующего – одно есть благо, другое – зло, одно уже присутствует налицо, другое – ожидается. Сообразно этим свойствам, если 2 умножить на 2, то относящееся к вожделению разделяется на четыре вида. В самом деле, существует хорошее и дурное, а затем – настоящее (наличное) и ожидаемое; отсюда: благо ожидаемое возбуждает 3) вожделение в собственном смысле (επιθυμία), а благо наличное – удовольствие; с другой стороны, зло ожидаемое производит 4)

    _______

    1) Общее заглавие: Περί του έπι θυμητικου – De cupiditate. У Con. здесь начинается 9-я глава 4-й книги: "Recenset (т. е. Nemesius) quatuor affectus animi"... etc. У Vall.: "De concupiscibili".

    2) Эти четыре вида, как дальше указано, суть: επιθυμία, ηδονή, φόβος И λύπη.

    3) Буквально: "есть (εστί) вожделение", но, конечно, в том смысле, что вызывает его.

    4) См. предыдущее примечание.

     

    – 120 –




    страх, а наличное (постигшее) – печаль 5). Действительно, удовольствие и вожделение связаны с благом, а страх и печаль – со злом. В силу этого некоторые разделяют страсть (παθος) на 4 вида: вожделение, удовольствие, страх и печаль 6). А под благом и злом мы разумеем (здесь) или действительно настоящее благо и зло, или же обычно признаваемое таковым 7).

    Дурные страсти (πάθη) возникают в душе по следующим трем причинам: вследствие дурного воспитания, из невежества и под влиянием худого состояния тела 8). В самом деле, не будучи хорошо воспитаны с детства, чтобы быть в состоянии владеть страстями, мы впадаем в неумеренность в отношении к ним. А от невежества (необразованности) возникают в разумной части души превратные суждения, так что зло считают добром, а добро – злом. Имеет некоторое значение и дурное свойство тела 9): те, в ком изобилует горькая желчь, вспыльчивы, а обладающие горячим и влажным темпераментом – склонны к наслаждениям. А лечить дурной навык должно хорошей привычкой: невежество – учением и знанием; дурной органический состав должно лечить телесно, изменяя его, насколько возможно, в средний темперамент соответствующей диетой 10), упражнениями и, если понадобится, лекарствами.

    _______

    5) То же буквально – у Дамаскина (ibid.) стр. 85 по рус. пер.

    6) Такое деление πόθος на четыре вида, а равно – приведенные Немезием основания этого деления, усвояют стоикам: см. Stob. Eel. II, 6, 166 (Domanski, S, 119).

    7) Ср. Aristotle De anima, III, 10.

    8) Καχεξία – см. в прилож. словаре.

    9) Разумеется состав органических соков.

    10) Иначе: "образом жизни".

     

    – 121 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659