ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 15.
    Иное деление души 1).

    Разделяют 2) душу еще и иначе по способностям, видам, или частям, именно: на растительную, которая

    _______

    1) Заглавие в гл. кодексах обычное: 'Ετέρα διαίρεσις τής ψυχής. В изд. Con. начинается 8-я глава 4-й книги: "Dividit vires animat", etc.

    2) Немезий здесь не указывает, кому принадлежит эта классификация. Систематические деления см.: Aristotle De anima, II, 2-3 гл.

     

    – 114 –




    называется вместе питающей и возвращающей (силой) 3), на чувствующую (ощущающую) и мыслящую. Об органах каждой из них частью уже говорилось, частью же будет сказано ниже. Стоик Зенон полагает, что душа состоит из восьми частей, и разделяет ее на главное начало (τό ήγεμοικόν), пять чувств, способность речи и силу производительную 4). Но философ Панеций совершенно справедливо считает способность речи 5) частью (проявлением) способности произвольного движения, а силу производительную – не психической, а физической способностью 6). Аристотель в "Физике" говорит, что существует пять частей (видов) души: начало растительное, начало ощущающее, начало движения в пространстве, начало желания (стремления) и начало мыслящее 7). Под растительной (частью души) он разумеет силу питающую, способствующую росту, рождающую, производящую и образующую тела; растительную же он называет еще питающей, давая название целому по его наилучшей части, то есть – силе питающей, от которой зависят и остальные части растительной души. Так Аристотель учит в "Физике". В "Этике" же он разделяет душу на два главных и основных вида: на разумную и неразумную. А неразумную душу он, в свою очередь, подразделяет на подчиняющуюся разуму и неповинующуюся ему 8).

    _______

    3) В данном месте в подлиннике некоторое затруднение представляет фраза εισ τо φυτικον, ο και θρεπτκόν καί παθηπκον καλείται. По замечанию Matth., вм. παθητικον лучше читать αυξητικού, как у Aristot. Ethic. Nicomach. I, 7 и 13, потому что то φυτικον, свойственное и животным, и растениям, не может быть названо παθητικόν (см. Matth, Var. lectiones, pag. 211).

    4) Тό σπερματικον – способность (сила) образования спермы, отсюда – сила производительная, называемая иначе то γεννητικόν (см. гл. 25). О классификации Зенона и стоиков см. Plutarchus De placit. pbilosoph., IV, 4 и Oxon. pag. 392 у Matth.

    5) Φωνητικον– точнее – способность издавать звуки вообще (особенно по отношению ко всем животным).

    6) Буквально: "(считает) частью не души, а природы".

    7) См. Aristot. De anima, lib. II, cap. 3, §§ 1-2, ср. lib. III, cap. 9.

    8) Aristotle Etbic. Nicomacb., I, 13. И у Платона во многих местах встречаем то же деление (см., например, "Тимей", pag. 69 D-70 В). Немезий, по-видимому, усваивает у Аристотеля особенно это последнее деление, потому что сообразно с ним ведет свое дальнейшее исследование. Основное деление разумной души, приведенное Немезием выше (глава V), наш философ мог заимствовать у Галена, который делил τό ηγεμονικόν на φανταστικόν, διανοητικόν и μνημονευτικόν (Domanski, Op. cit. S. 73 со ссылкой на Siebeck' a S. 498). – Все указанные в настоящей (XV) главе классификации, принадлежащие большей частью Аристотелю, заимствует из трактата Немезия св. И. Дамаскин ("Точное изл.", стр. 83-84 по рус. пер.). Св. Григорий Нисский и Климент Александрийский тоже усвояют у Платона и Аристотеля вышеуказанные деления сил и способностей души: см. Григорий Нисский "Об устроении человека" гл. 8-я в Clem. Alexandr. Paedagog, lib. III cap. 1; Stromat., lib. III, cap. 10; cp. VII, 4; cp. VI, 16.

     

    – 115 –




    Относительно разумной души говорилось выше, – относительно же неразумной будем рассуждать теперь.

     

    – 116 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659