НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 12.
    О способности мышления 1).

    Итак, что касается способности представления, то мы, по возможности, кратко и достаточно выяснили ее значение, органы, виды души 2), их сходство и различие. Мыслительной же способности свойственны – вообще – суждения, убеждения души 3), уклонения (от

    _______

    1) Общее заглавие: Περί τού διανοητικού. – De cogitatione. В изд. Con. начин. 6-я гл. 4-й книги: "De viribus interioribus, imaginativa, cogitativa et memorativa".

    2) Буквально – части, τα μόρια.

    3) Συγκατάθεσις – термин стоический; значение см. в прилож. словаре.

     

    – 107 –




    деятельности души 4) и стремления души 5), в частности – познание действительности 6), добродетели, науки и основания искусств, способность обсуждения и свободного выбора. Эта же способность (т.е. διανοητικόν) посредством сновидений, предсказывает нам будущее7); ее одну только пифагорейцы, следуя евреям, называют истинным прорицалищем. Органом ее служит средний желудочек головного мозга и находящаяся в нем "психическая пневма" 8).

    _______

    4) Τής πράξεως добавлено у св. Дамаскина, который целиком заимствует эту главу у Немезия (см. Damasceni Orthodoxae fidei accurata explicatio, по изд. Basil. 1548, cap. 19, p. 136). У него же к άποφυγαί прибавлено еще синонимическое понятие αί άφορμοί (как противоположность к ορμή). Άποφυγαί Damansk. переводит словом Widerstreben, что значит собственно противодействие (S. 81).

    5) Т. е., к деятельности; у Дамаскина прибавлено ιτρός τήν πραξιν (ibid.).

    6) Буквально, "понятия о существующем"; у Дамаскина вм. τών όντων стоит των νοντών (умопостигаемое). Все эти функции мыслительной способности Немезий определяет не без влияния стоиков; по замечанию Phitarch ' a (Op. cit. IV, 21), "стоики самой высшей частью души считают ήγεμονικόν и приписывают ей τάς φαντασιας καί συγκαταθέσεις και αισθήσεις καί ορμάς И называют ее λογισμόν".

    7) Ср. Григория Нисского "Об устроении человека", гл. 13. Здесь св. Григорий проводит различие между естественными сновидениями как неточными "пророчествами ума", иногда предугадывающими будущее, и сверхъестественными пророческими сновидениями.

    8) По Григорию Нис. мыслительная сила (ум) не ограничивается какой-либо частью тела, но соприсуща всему телу, однако так, что не объемлется ни одной его частью (ibid., главы 12, 14 и 15).

     

    – 108 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659