ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 12.
    О способности мышления 1).

    Итак, что касается способности представления, то мы, по возможности, кратко и достаточно выяснили ее значение, органы, виды души 2), их сходство и различие. Мыслительной же способности свойственны – вообще – суждения, убеждения души 3), уклонения (от

    _______

    1) Общее заглавие: Περί τού διανοητικού. – De cogitatione. В изд. Con. начин. 6-я гл. 4-й книги: "De viribus interioribus, imaginativa, cogitativa et memorativa".

    2) Буквально – части, τα μόρια.

    3) Συγκατάθεσις – термин стоический; значение см. в прилож. словаре.

     

    – 107 –




    деятельности души 4) и стремления души 5), в частности – познание действительности 6), добродетели, науки и основания искусств, способность обсуждения и свободного выбора. Эта же способность (т.е. διανοητικόν) посредством сновидений, предсказывает нам будущее7); ее одну только пифагорейцы, следуя евреям, называют истинным прорицалищем. Органом ее служит средний желудочек головного мозга и находящаяся в нем "психическая пневма" 8).

    _______

    4) Τής πράξεως добавлено у св. Дамаскина, который целиком заимствует эту главу у Немезия (см. Damasceni Orthodoxae fidei accurata explicatio, по изд. Basil. 1548, cap. 19, p. 136). У него же к άποφυγαί прибавлено еще синонимическое понятие αί άφορμοί (как противоположность к ορμή). Άποφυγαί Damansk. переводит словом Widerstreben, что значит собственно противодействие (S. 81).

    5) Т. е., к деятельности; у Дамаскина прибавлено ιτρός τήν πραξιν (ibid.).

    6) Буквально, "понятия о существующем"; у Дамаскина вм. τών όντων стоит των νοντών (умопостигаемое). Все эти функции мыслительной способности Немезий определяет не без влияния стоиков; по замечанию Phitarch ' a (Op. cit. IV, 21), "стоики самой высшей частью души считают ήγεμονικόν и приписывают ей τάς φαντασιας καί συγκαταθέσεις και αισθήσεις καί ορμάς И называют ее λογισμόν".

    7) Ср. Григория Нисского "Об устроении человека", гл. 13. Здесь св. Григорий проводит различие между естественными сновидениями как неточными "пророчествами ума", иногда предугадывающими будущее, и сверхъестественными пророческими сновидениями.

    8) По Григорию Нис. мыслительная сила (ум) не ограничивается какой-либо частью тела, но соприсуща всему телу, однако так, что не объемлется ни одной его частью (ibid., главы 12, 14 и 15).

     

    – 108 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659