. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Иоанн Златоуст. Беседа о жене хананейской (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    св. Иоанн Златоуст

    Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

     

    1. Велика буря, но она не помешала усердию пришедших сюда; велики искушения, но они не уничтожили вашей привязанности. Церковь не перестает испытывать нападения и побеждать, подвергаться козням и преодолевать. Чем более иные нападают на нее, тем более она умножается; волны рассеиваются, а камень стоит неподвижно. Днем поучения, ночью всенощные бдения; день соревнует ночи; и там собрания, и здесь собрания; ночь делает из торжища церковь; усердие сильнее огня. Вы не нуждаетесь в увещании, и сами показываете усердие. Кто не удивится? Кто не изумится? Не только бывшие нашими не отсутствуют, но и не бывшие присутствуют. Такова польза испытаний. Как дождь, падая на землю, пробуждает семена, так и испытания, входя в душу, возбуждают усердие. По слову Божию, Церковь непоколебима: врата адова не одолеют ей (Матф. XVI, 18). Кто нападает на нее, тот губит самого себя, а Церковь являет сильнейшею; кто нападает на нее, тот разрушает собственные силы, а наш трофей делает блистательнейшим. Славен был Иов и прежде, но после стал еще славнее: не так был он славен, когда имел неболезненное тело, как славен стал тогда, когда был увенчан гноем ран. Никогда не бойся испытаний, если душа твоя приготовлена к ним. Скорбь

    – 462 –



    не вредит, но соделывает терпение (Рим. V, 3). Как огонь не портит золота, так и скорбь не вредит доблести. Что делает огонь с золотом? Очищает его. Что производит скорбь в переносящем ее? Терпение. Она возвышает его, прогоняет леность, сосредоточивает душу, делает ум осмотрительнее. Враги воздвигли гонение для того, чтобы разогнать овец, а вышло противное: оно привело пастыря.

    В каком положении наши дела? В благополучном. В каком их дела? В бесславном. Где их дела? Их и не видно. По торжищу хожу – и никого не вижу. Были листья, но подул ветер, и они опали; была мякина, и развеялась, а зрелый плод открылся; было олово, и растаяло, а золото осталось чистым. Кто гонит их? Никто; но совесть – их враг, сопровождающий грехи. Они знали, что делали. Так и Каин хотел убить брата своего; когда он хотел убить, то действовала страсть, а когда совершил преступление, то стеня и трясыйся стал ходить по всей вселенной (Быт. IV, 14). И они, если не убили на деле, то убили намерением. Убийство совершено, насколько зависело от злобы их; но жизнь сохранена по милости Божией. Говорю это для возбуждения вашей ревности, чтобы вы никогда не боялись испытаний. Ты – камень? Не бойся же волн, так как на сем камени, – сказал Господь, – созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Матф. XVI, 18). Бывают войны иногда вне, иногда внутри; но ничто не потопит этого корабля.

    2. Впрочем, чтобы не истратить всего времени на осуждение врагов, предоставим их угрызению совести; пусть этот палач терзает их душу и ум с нечестивыми пожеланиями, пусть они бегают, когда никто не гонит, пусть подвергаются стыду, когда никто не враждует против них; а сами мы предложим обычную трапезу. Несправедливо тратить время на обличение врагов и оставлять детей изнуряться голодом. Итак, вчера предлагал нам трапезу Павел, сегодня Матфей; вчера делатель палаток, сегодня мытарь; вчера хулитель, сегодня похититель; вчера гонитель, сегодня корыстолюбец. Но хулитель не остался хулителем, а сделался апостолом, и похититель не остался похитителем, а сделался евангелистом. Я упоминаю о прежних пороках их и о последующих добродетелях для того, чтобы ты знал, какова польза покаяния; чтобы тебе никогда не отчаиваться в своем спасении. Учители наши прежде известны были по грехам, а впоследствии прославились праведностью; мытарь и богохульник – крайние степени нечестия. В самом деле, что такое звание мытаря? Узаконенное хищничество, дерзновенное насилие, несправедливость, защищающаяся

    – 463 –



    законом; мытарь хуже разбойников. Что такое звание мытаря? Насилие, укрывающееся под предлогом закона, обращающее врача в палача. Разумеете ли, что я сказал? Законы суть врачи, а здесь они делаются палачами, потому что не лечат рану, а увеличивают ее. Что такое звание мытаря? Бесстыдный грех, ничем не оправдываемое воровство, хуже грабительства. Грабитель, по крайней мере, стыдится, когда ворует; а этот похищает с дерзостью. И такой мытарь вдруг сделался евангелистом. Как и каким образом? Преходя оттуда, – говорится в евангелии, – Иисус виде Матфеа, на мытнице седяща, и глагола ему: по Мне гряди (Матф. IX, 9). О, сила слова! Брошена уда, и пленника сделала воином, грязь обратила в золото; брошена уда, и тотчас мытарь востав по нем иде. Он был во глубине нечестия, – и взошел на высоту добродетели. Итак, возлюбленные, пусть никто не отчаивается в своем спасении. Грех не в нашей природе; мы сподоблены воли и свободы. Ты – мытарь? Можешь сделаться Евангелистом. Ты – богохульник? Можешь сделаться апостолом. Ты – разбойник? Можешь приобрести рай. Ты – волхв? Можешь поклониться Владыке. Нет такого греха, который не изглаждался бы покаянием. Для того Христос и избрал крайние степени нечестия, чтобы никто при конце не мог чем-нибудь оправдываться.

    3. Не говори мне: "я погиб, – что мне остается делать?" Не говори мне: "Я согрешил, – что мне делать?" У тебя есть Врач, который выше болезни; у тебя есть Врач, который побеждает силу болезни; у тебя есть Врач, который лечит одним мановением; у тебя есть Врач, который исцеляет одной волей, который и может, и хочет врачевать. Если он произвел тебя из небытия, то тем более может исправить тебя, уже существующего и поврежденного. Разве ты не слышал, как Он, взяв персть от земли, образовал человека? Как сделал землю плотью? Как устроил нервы, как – кости, как – кожу, как – жилы, как – нос, как – глаза, как – ресницы, как брови, – как – язык, как – грудь, как – руки, как – ноги, как – все прочее? Взята была земля, — одно вещество; явилось творчество и образовало разнообразные произведения. Ты не можешь сказать, каким образом ты создан? Точно так же не можешь сказать, каким образом истребляются грехи. Если огонь, падая в терние, истребляет его, то тем легче воля Божия истребляет и с корнем исторгает наши прегрешения и грешника делает подобным безгрешному. Не спрашивай, как это бывает, не исследуй, как это совершается, но веруй чуду. Ты скажешь: Я согрешил много, и грехи мои велики. Но кто же без греха? Ты скажешь:

    – 464 –



    Я согрешил тяжело, больше и хуже всех людей. Но тебе достаточно принести такую жертву: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис. XLIII, 26). Признайся, что ты согрешил, и это послужит началом твоего исправления. Сетуй, умились, проливай слезы. Разве другое что пролила (евангельская) блудница? Ничего другого, кроме слез раскаяния. Она взяла себе руководителем покаяние, и пришла к Источнику.

    4. Но выслушаем, что говорит мытарь и евангелист. И изшед оттуду Иисус отиде во страны Тирские и Сидонские. И се, жена (Матф. XV, 21, 22). Удивляется евангелист: се, жена, древнее орудие диавола, изгнавшая меня из рая, мать греха, путеводительница преступления, такая жена, той же самой природы, приходит к Иисусу. Новое и необычайное чудо! Иудеи убегают, а жена идет за Ним. И се жена, от предел тех изшедши, возопи к нему глаголющи: помилуй мя, Господи, сыне Давидов.. Жена делается благовестницею, исповедует и божество Его и домостроительство; словом Господи [исповедует] владычество; а словами сыне Давидов – принятие Им плоти. Помилуй мя. Посмотри на любомудрую душу. Помилуй мя, – говорит она; – я не имею добрых дел, не имею дерзновения по своей жизни; прибегаю к милости, к общей пристани грешников; прибегаю к милосердию, где нет судилища, где спасение подается без испытания; – таким образом, будучи грешницею и беззаконницею, она осмелилась приступить к Иисусу. Заметь еще любомудрие жены: она не просит Иакова, не умоляет Иоанна, не обращается к Петру, не разделяет сонма их. Я не имею нужды в посреднике, но, взяв ходатаем своим покаяние, приступаю к самому Источнику; Он для того и пришел, для того и принял плоть, чтобы и я беседовала с Ним. Вверху херувимы трепещут, внизу блудница беседует с Ним! Помилуй мя, – простое слово, но в нем находит она неисчерпаемое море спасения. Помилуй мя: для этого Ты пришел, для этого Ты принял плоть, для этого Ты сделался тем, что и я. На небе трепет, на земле дерзновение! Помилуй мя: я не имею нужды в посреднике; сам Ты помилуй меня. – Что тебе нужно? – Ищу милости. – Чем ты страдаешь? – Дщи моя зле беснуется : природа моя терзается, жалость возбуждается. Так она пришла ходатайствовать за дочь; не принесла больной, а принесла веру. Он – Бог и все видит. Дщи моя зле беснуется. Ужасное страдание; естественное чувство жалости, как жало, терзает мою утробу, возмущает внутренность. Что мне делать? Я погибаю. – Почему же ты не говоришь: помилуй дочь мою, но: помилуй мя? Она больна до бесчувствия, не сознает своего страдания, не чувствует своей

    – 466 –



    боли; отсутствие сознания, или, лучше – бесчувствие служит для нее завесой несчастия. Помилуй меня, свидетельницу ежедневных страданий; у меня в доме зрелище несчастия. Куда мне уйти? В пустыню? Но я не смею оставить ее одну. Дома ли остаться? Но здесь я нахожу внутреннего врага, волны в пристани, зрелище несчастия. Как мне назвать ее? Мертвой? Но она движется. Живой? Но она не сознает, что делает. Не могу найти слова для выражения этой болезни. Помилуй мя. Если бы умерла дочь моя, то я не так страдала бы; я предала бы тело ее в недра земли, и с течением времени забыла бы о несчастии, и рана зажила бы; теперь же у меня постоянно перед глазами труп, растравляющий мои раны, усиливающий мои страдания. Каково мне смотреть на ее вращающиеся глаза, изгибающиеся руки, распущенные волосы, истекающую пену, на этого палача, который находится внутри и не обнаруживается, на мучителя, который невидим, а удары его видимы? Я поставлена зрительницею бедствий других, поставлена необходимостью природы. Помилуй мя. Ужасна эта буря – страдание и вместе страх; страдание природы и страх от беса; я не могу ни подойти, ни коснуться ее. Сострадание побуждает меня, а страх отгоняет меня. Помилуй мя.

    5. Представь любомудрие жены. Она не пошла к волхвам, не призвала колдунов, не делала привязок, не стала нанимать ворожей – женщин, которые вызывают бесов и усиливают рану; но, оставив дела диавола, обратилась к Спасителю душ наших. Помилуй мя, дщи моя зле беснуется Вы понимаете это страдание, – [те из вас], которые стали отцами, помогите моему слову и вы, которые стали матерями; я не могу выразить словами бедствия, которое терпела эта женщина. Помилуй мя, дщи моя зле беснуется. Видишь ли любомудрие жены? Видишь ли ее твердость, мужество, терпение? Но Он не отвеща ей словесе (Матф. XV, 23). Странные дела! Она просит, умоляет, оплакивает свое несчастие, усиливает свое сетование, высказывает страдание, – и Человеколюбец не отвечает, Слово молчит, Источник не отверзается, Врач не подает врачевства. Что это за необыкновенное, что за странное дело? К другим Ты сам приходишь, а эту, пришедшую к Тебе, отгоняешь? Но посмотри на мудрость Врача: Он же не отвеща ей словесе. Почему? Потому, что обращал внимание не на слова, но знал тайные помышления. Он же не отвеще ей словесе. Что же ученики? Так как жена не получала ответа, то они подошли к Нему и сказали: Отпусти ю, яко вопиет вслед нас. Но ты слышишь внешний голос, а Я – внутренний; велик вопль уст ее, но больше вопль души. Отпусти ю, яко вопиет вслед нас.

    – 466 –



    Другой Евангелист говорит: перед нами (Марк. VII, 25). Слова противоположные, но неложные, потому что она делала то и другое. Сперва она кричала сзади; когда же Он не отвечал, то она подошла спереди, как пес, лижущий ноги господина своего. Отпусти ю: она составила зрелище, собрала народ. Они имели в виду человеческую скорбь, а Господь – человеколюбие и спасение жены. Отпусти ю, яко вопиет вслед нас. Что же Христос? Несмъ послан, – говорит Он, – токмо к овцам погибшим дому Исраилева (Матф. XV, 24). Ответом Своим Он еще более растравил рану. Он был врач, рассекающий не для того, чтобы разделить, а чтобы соединить.

    6. Здесь слушайте меня со вниманием и обратите ко мне ум ваш, потому что я хочу исследовать глубокий предмет. Несмъ послан, токмо ко овцам погибшим дому Исраилева. Неужели это все? Неужели Ты сделался человеком, принял плоть, совершил такие дела домостроительства для того, чтобы спасти один этот угол (земли), и притом погибающий? А вся вселенная – скифы, фракияне, индийцы, мавры, киликийцы, каппадокийцы, сирияне, финикияне и вся земля, которую освещает солнце, разве лишатся этого? Разве Ты пришел для одних иудеев, а язычников оставляешь в пренебрежении? Разве Ты не взираешь на смрад, не смотришь на дым, не обращаешь внимания на оскорбление Отца Твоего, на поклонение идолам, на почитание бесов? Между тем пророки не так говорили; а что, например, говорит Твой праотец по плоти? Проси от Мене, и дам ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли (Пс. II, 9). И Исайя, видевший херувимов: и будет корень Иессеов и возстаяй владети языки, на того языцы уповаши будут (Исайи XI, 10). И Иаков: Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная ему, и той чаяние языков (Быт. XLIX, 10). И Малахия: Зане в вас затворятся двери медные и не изменится предположенное: зане от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех, и на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чиста (Мал. I, 10, 11). И еще Давид: вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования: яко Господь вышний, страшен, Царь велий по всей земли. Взыде Бог в воскликновении, Господь во глас трудне (Псал. XLVI, 1-6). И еще другой: Возвеселитеся, языцы, с людьми его (Втор. XXXII, 43). И Ты сам, пришедши, не призвал ли тотчас волхвов, эту твердыню язычников, силу диавола, могущество бесов, и по снисхождению не сделал ли их провозвестниками? Ты призываешь волхвов; пророки говорят о язычниках; и по воскресении из мертвых Ты говоришь ученикам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и

    – 467 –



    Cвятаго Духа (Матф. XXVIII, 19). Когда же пришла эта несчастная, бедная, просящая о дочери, умоляющая облегчить ее несчастие, тогда Ты говоришь: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Исраилева? Когда пришел сотник, Ты говоришь: Аз пришед исцелю его (Матф. VIII, 7); когда говорил разбойник, Ты отвечаешь: днесь со Мною будеши в раи (Лук. XXIII, 43); когда принесен расслабленный, Ты говоришь: восстани, возми одр твой и иди (Матф. IX, 6); когда умер Лазарь, Ты говоришь: Лазарь! гряди вон (Иоан. XI, 43), и четверодневный вышел. Прокаженных Ты очищаешь, мертвых воскрешаешь, расслабленного укрепляешь, слепых исцеляешь, разбойников спасаешь, блудницу делаешь целомудреннее девы, а этой не отвечаешь ничего? Что за новое, что за необычайное, что за странное дело?

    7. Внимательно слушайте, чтобы узнать твердость этой жены, и мудрость и попечительность Господа, чтобы видеть, как промедление приносит пользу, чтобы видеть, как отказ доставляет богатство, чтобы и тебе, если ты будешь молиться и не получать, никогда не оставлять молитвы. Слушай же с напряженным вниманием. Когда иудеи были избавлены от владычества египтян и, избегши рук фараона, прошли пустыню и намеревались вступить в землю хананеев, идолопоклонников и нечестивцев, которые покланялись камням, почитали деревья и обнаруживали в жизни великое нечестие, то Бог дал им следующий закон: ниже сватовства сотвориши с ними: дщери своея не даси сыну его, и дщере его да не поймеши сыну твоему (Втор. VII, 3); не давай им золота, не сообщайся с ними в трапезе, не живи вместе и не делай ничего подобного, потому что нечестивы эти народы, к которым Я ввожу тебя, чтобы ты овладел ими. Таким образом, почти сам закон предписывал иудеям: не покупай, не продавай, не заключай браков и договоров, а будь хотя и близок к ним по месту жительства, но далек по образу жизни. У тебя не должно быть ничего общего с ними: ни договоров, ни продажи, ни купли, ни сватовства, ни замужества, чтобы необходимость родственных отношений не вовлекла тебя в нечестие, чтобы, давая и получая, ты не сделался другом их; но будь всегда врагом их. У тебя не должно быть никакого общения с хананеями: не принимай от них ни золота, ни серебра, ни одежды, ни дочери, ни сына, и ничего другого подобного, но живи сам по себе; у тебя есть язык, который отличает тебя от них, и этот закон Я дал тебе, почему закон и называется ограждением. Как виноград окружается оградой, так иудеи – законом, чтобы они, преступив его, не смешались с хананеями. А у тех были незаконные смешения,

    – 468 –



    извращение законов природы, поклонение идолам, боготворение деревьев, оскорблявшее Бога, приношение в жертву детей, унижение отцов, бесчестие матерей, – все извращено, все искажено; они жили бесовской жизнью. Поэтому иудеи не имели с ними никаких сношений, ни договоров, ни торговли; закон, под угрозой тяжких наказаний, запрещал браки с ними, договоры, сватовство; иудеи ничего общего не имели с ними. Итак, законом было запрещено иметь сношение с хананеями, давать им золото или что-нибудь другое, чтобы дружеское отношение не послужило поводом к нечестию. Закон окружал иудеев, подобно ограде: виноград, сказал Господь, насадих и ограждением оградих (Исайи V, 2), т. е. законом, который состоит не из ветвей, а из заповедей, который ограждал их и отделял. Таким образом, хананеи были люди отверженные, презренные, нечестивые, развратные, преступные, нечистые; поэтому иудеи, исполняя закон свой, не хотели даже слушать их. А так как эта женщина была из хананеев се, говорит Евангелист, – жена Хананецска, от предел тех изшедши (Матф. XV, 22), так как эта женщина была из хананеев, и прииступила ко Христу, то Он (и поступил с нею так, чтобы иметь право) сказать: кто из вас обличает Мя о гресе? (Иоан. VIII, 46). Нарушал ли Я закон? Сделавшись человеком, Он исполнял и человеческие дела.

    8. Слушайте же со вниманием слова мои. Эта женщина была хананеянка, из тех пределов, где господствовали разврат, неистовство, нечестие, власть диавола, бесовские пиршества, где попирали природу и унижались до бессмыслия бессловесных, до неистовства бесов; а закон предписывал: не имей ничего общего с хананеями, не давай и не принимай от них, не бери жены, не принимай сына, не заключай ни договоров, ни условий, ограждая иудеев как бы оградой. И так как сам Христос, пришедши на землю и облекшись в оружие человеческое, был в свое время обрезан, приносил жертвы и приношения и все прочее, хотя Он имел прекратить закон, то, дабы не сказали, что Он потому уничтожил закон, что не имел сил исполнить его, поэтому Он сперва исполняет его, а потом уже прекращает; дабы ты не подумал, что Он бессилен, для этого Он исполнял все по обычаю, и потому говорил: кто от вас обличает Мя о гресе? Так как, говорю, по закону не должно было иметь никакого общения с хананеями, то, дабы иудеи не стали обвинять Его и говорить: мы не верим Тебе потому, что Ты беззаконник, Ты нарушаешь закон, пошел в страну хананейскую, сообщаешься с хананеями, тогда как закон

    – 469 –



    запрещает сообщаться с ними, – поэтому-то Он сначала и не говорит ей ничего. Заметь, как Он и закон исполняет, и жену не лишает спасения, иудеям заграждает уста, и ее обращает к себе. Он же, сказано, не отвеща ей словесе, как бы внушая следующее: не ищи предлогов к обвинению Меня; смотри: Я не говорю, не вступаю в беседу; вот несчастие, и Я не являю Своего действия; вот кораблекрушение, и Я, кормчий, не укрощаю бури по причине вашей безрассудности, чтобы вы не имели повода обвинять Меня; вот эта женщина собрала вокруг Меня зрителей и не получает ответа, чтобы вы не сказали: Ты предался хананеям, нарушил закон, и на этом основании мы можем не верить Тебе. Видишь, как Он не отвечает жене, чтобы ответить иудеям; молчание Его к жене было голосом обличения безрассудности иудеев.

    9. Это делал Он не по собственному достоинству, но по снисхождению к немощи иудеев. Так и тогда, когда Он очистил прокаженного, сказал: иди, принеси дар, его же повеле в закон Моисей (Матф. VIII, 4). Ты очистил и отсылаешь его к закону Моисея? – Да. – Для чего? – Из-за иудеев, чтобы они не стали обвинять меня в нарушении закона. Поэтому, когда Он исцелял прокаженного, то исцелил его необыкновенным образом; а как, послушай. И се прокажен пришед кланяшеся Ему, глаголя: Господи, аще хотеши , можешь мя очистити. И простер руку Иисус, коснулся ему, глаголя: хощу, очистися (Матф. VIII, 2, 3). Но по закону не позволялось прикасаться к прокаженному. Так, когда пришел к пророку Елисею военачальник Нееман, зараженный проказой, то ученик сказал ему: Вот прокаженный военачальник стоит военачальник Нееман, зараженный проказой, то ученик сказал ему: вот прокаженный военачальник стоит вне. Пророк приказывает ученику выйти и сказать ему: шед измыйся во Иордане (4 Цар. V, 10); а сам не решился выйти, посмотреть на прокаженного и коснуться его. Так как и Елисей очистил прокаженного, то, дабы не сказали иудеи, что Христос очищал подобно Елисею, для того этот не решается коснуться прокаженного, а Христос касается и говорит: хощу, очистися. И простер руку Свою, коснулся ему. Для чего прикоснулся? Для того, чтобы показать тебе, что Он не раб, подчиненный закону, а Владыка, стоящий выше закона. Чем же Он исполнил закон? Тем, что сказал: хощу, очистися, а не тотчас коснулся его. Предшествовало слово, прогнало болезнь, а потом Он коснулся нечистого и сказал: хощу, очистися. Как? Абие очистися. Евангелист не нашел выражения, – потому что слово абие(тотчас) выражает не так скорое действие, – не нашел выражения, соответствующего быстроте действия. Абие, т. е. как? В то самое время, как было произнесено слово, уничтожилась

    – 470 –



    болезнь, прошла проказа, и прокаженный стал чистым. Затем Он говорит: шед покажися иереови, и принеси дар егоже повеле Моисей, во свидетельство им. Кому? Иудеям, чтобы они не говорили, что Я нарушил закон. Я исцелил, и говорю: принеси законный дар, чтобы в тот день прокаженный обвинил их, сказав: Он повелел мне принести дар по закону. И как многое Христос совершал ради иудеев, чтобы сделать их во всем безответными, так Он поступил и здесь. Помилуй мя: дще моя зле беснуется. Он же не отвеща ей словесе, и приступише ученицы Его глаголюще: отпусти ю, яко вопиет в след нас.. Что же Он? Несмь послан, – говорит Он, – токмо к овцам погибшим дому Исраилева. Чтобы не сказали иудеи: Ты оставил нас и пошел к чужим, и потому мы не веруем Тебе, – Он говорит: вот, приходят и из язычников, и Я не принимаю их; вас, убегающих от Меня, призываю: приидите ко Мне вcи труждающиися (Матф. XI, 28), и вы не идете; а эту отгоняю, и, однако, она остается. Людие, ихже не ведех, – сказал Господь, – работаша Ми, в слух уха послушаша Мя (Псал. XVII, 45); и в другом месте: явлен бых не ощущим Мене, обретохся не вопрошающим о Мене (Исайи LXV, 1). Отпусти ю, яко вопиет вслед нас. Посмотрим же, что отвечает Христос. Несмъ послан, токмо ко овцам погибшим дому Исраилева. Не были ли это слова отказа? Он как бы так говорит: отойди; нет ничего общего между тобой и Мной; не для тебя пришел Я, но пришел для иудеев. Несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Исраилева. Услышав это, она сказала: ей, Господи! помоги ми, и поклонилась Ему, говоря это. Он же сначала не отвечал ей, а потом, посмотри, каков был ответ: несть добро отъяти хлеба чадам и поврещи псом (Матф. XV, 25, 26). О, попечительность врача! В самом отказе Он обращает ее к Себе. Несть добро отъяти хлеба чадом. У каких чад? У иудеев. И поврещи псом, т. е. вам.

    10. Поистине Господь сказал это для посрамления иудеев, потому что они, называемые чадами, сделались псами. Поэтому и Павел говорит: Блюдитеся от псов, блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от сечения: мы бо есмы обрезание (Фил. III, 2, 3). А язычники назывались псами и сделались чадами. Чадца моя, имиже паки болезную, доднеже вообразится Христос в вас (Гал. IV, 19). Эта похвала есть обвинение для иудеев. Несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом. Что же жена? Ей, Господи. О, твердость жены; о, ревность души! Врач говорит: нет; а она говорит: да. Господь говорит: нет; а она говорит: да, – не обвиняя и не укоряя Его, но ожидая спасения. Несть добро

    – 471 –



    отъяти хлеба чадом и поврещи псом. – Ей, Господи!Ты называешь меня псом, а я называя Тебя Господом; Ты унижаешь меня, а я прославляю Тебя. Ей, Господи: ибо и пси ядят от крупиц, падающих от трапезы господей своих (Матф. XV, 27). О, мудрость жены! Из того же примера она заимствует приличное доказательство. Ты называешь меня псом, – я и буду питаться, как пес; не отказываюсь от этого унижения, не избегаю этого названия, приму пищу пса: – так указывает она на дело обыкновенное. Ты стой на своем; Ты назвал меня псом, дай же мне крупицу; Ты сделался защитником моей просьбы, – покажи при отказе снисхождение. Ей, Господи, ибо и псы ядят от крупиц, падающих от трапезы господей своих. Что же тот, который отказывал, отвергал, отгонял, говорил: несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом, также говорил: несмъ послан, токмо ко овцам погибшим дому Исраилева? О, жено, – говорит Он, – велия вера твоя (Матф. XV, 28). Ты вдруг стал хвалить, прославлять жену? Уже не отгоняешь, не отвергаешь ее? – Успокойся; для этого Я и медлил. Ведь если бы Я сначала отпустил ее, то ты не узнал бы ее веры; если бы она сразу получила, то тотчас и ушла бы, и никто не видел бы ее сокровища. Для того Я и медлил даянием, чтобы всем показать ее веру. О, жено! Бог говорит ей: О, жено! Пусть выслушают это те, которые молятся без усердия. Когда я говорю кому-нибудь: проси Бога, молись Ему, прибегай к Нему с молитвой, то он отвечает: я просил однажды, дважды, трижды, десять, двадцать раз, и еще не получил. Не переставай просить, брат, пока не получишь; конец молитвы – получение просимого. Тогда перестань, когда получишь, или лучше, и тогда не переставай, но и тогда пребывай в молитве. Если ты не получил, то молись, чтобы получить; если же ты получил, то благодари за то, что получил. Многие приходят в церковь, произносят тысячи стихов молитвы, и выходят, не зная, что говорили они; уста их движутся, а слух не слышит. Ты сам не слышишь своей молитвы; как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву? Ты говоришь: я преклонял колена, – но ум твой блуждал вне; тело твое было внутри церкви, а мысль твоя – вне; уста произносили молитву, а ум исчислял доходы, договоры, условия, поля, владения, собрания друзей. Диавол зол; он знает, что во время молитвы мы делаем великие успехи; потому тогда он и нападает на нас. Часто, лежа спокойно на постели, мы ни о чем не мыслим; а когда приходим молиться, то являются тысячи помыслов, чтобы мы вышли без пользы.

    11. Итак, возлюбленный, зная, что так бывает во время

    – 472 –



    молитв, подражай хананеянке; хотя ты – муж, однако подражай жене, иноплеменнице, слабой, отверженной и презираемой. Ты не имеешь бесноватой дочери? Но ты имеешь грешную душу. Что сказала хананеянка? Помилуй мя; дщи моя зле беснуется. Так и ты скажи: Помилуй мя: душа моя зле беснуется. Грех есть великий бес. Бесноватый возбуждает сострадание, а грешник – ненависть; тот заслуживает прощение, а этот не имеет оправдания. Помилуй мя, – краткое слово, но оно нашло море человеколюбия, потому, что где милость, там все блага.

    Даже когда ты будешь вне церкви, взывай и говори: помилуй мя: говори, хотя не двигая уст, но взывая умом; Бог слышит и тех, которые молчат. Для этого требуется не место, а прежде всего настроение. Иеремия был в грязной яме, и привлек к себе Бога; Даниил был во рве львином, и благорасположил к себе Бога, три отрока были в печи, и, воспевая, умилостивили Бога; разбойник был пригвожден ко кресту, и крест не воспрепятствовал ему, но отверз рай; Иов сидел на гноище, и пользовался милостью Божиею; Иона был во чреве кита, и Бог внимал ему. Будешь ли ты в умывальнице, молись; будешь ли в дороге, или на постели, и где бы ты ни был, молись. Ты – храм Божий: не ищи же места; нужно только душевное расположение. Хотя бы ты стоял перед судьей, молись; когда гневается судья, молись. Некогда впереди было море, позади египтяне, а по середине Моисей; великое было затруднение для молитвы, но велика была и широта молитвы. Сзади гнались египтяне, впереди было море, а по середине нужно было молиться. Моисей ничего не произносил, а Бог говорит ему: что вопиеши ко Мне? (Исх. XIV, 15). Уста его не говорили, но ум взывал. Так и ты, возлюбленный, когда стоишь перед судьей гневным, беспощадным, угрожающим величайшими наказаниями, или перед другими палачами, делающими то же самое, то молись Богу; и в то время, когда ты будешь молиться, волны утихнут. Судья против тебя? Ты прибегай к Богу. Начальник нападает на тебя? Ты призывай Господа. Разве Он – человек, чтобы тебе искать Его в каком-нибудь месте? Бог всегда рядом. Если ты хочешь просить человека, то сначала спрашиваешь, что он делает, не спит ли, не занят ли; и слуга не отвечает тебе. А у Бога нет ничего такого: куда бы ты ни ушел и стал призывать Его, Он слышит; ни занятия, ни посредник, ни слуга не отделяют Его от тебя. Скажи: помилуй мя, и Бог мгновенно делается присущим. Еще глаголющу ти, – говорит пророк, – речет: се приидох (Исайи LVIII, 9). О, слово, исполненное благости! Он не ожидает окончания

    – 473 –



    молитвы; еще прежде, нежели окончишь молитву, ты уже получаешь дар. Помилуй мя. Будем же, увещеваю вас, подражать этой хананеянке. Помилуй мя, дщи моя зле беснуется, – говорила она. Господь же говорит ей: о, жено, велия вера твоя: буди тебе якоже хощеши (Матф. XV, 28). Где еретик? Не сказал Он: Я буду просить Отца Моего; не сказал: Я буду молить родившего Меня. Имел ли Он здесь нужду в молитве? Нет. Почему? Потому, что была великая вера, был великий сосуд, потому и излилась великая благодать. Где нужна еще молитва, там – слабый сосуд. о, жено, велия вера твоя. Ты не видела мертвого воскрешаемым, ни прокаженного очищаемым, ты не слушала пророков, не изучала закона, ты не видела моря разделяемым, не видела никакого другого знамения совершаемым Мной, но даже была унижена Мной и приведена в смущение; Я отверг страдание твое, и однако ты не отошла, а осталась; получи же наконец и от Меня достойную и надлежащую похвалу: о, жено, велия вера твоя. Жена эта умерла, но похвала ее остается, блистая светлее диадемы. Куда бы ты ни пошел, везде слышишь слова Христовы: о, жено, велия вера твоя. Войди в церковь персов, и услышишь Христа, говорящего: о, жено, велия вера твоя; равно как и в церковь готов, варваров, индийцев, мавров, и какую только страну освещает солнце. Христос произнес одно слово, и это слово не умолкает, но громким голосом возвещает ее веру, взывая: о, жено, велия вера твоя: да буди тебе якоже хощеши. Не сказал: пусть исцелится дочь твоя, но: якоже хощеши, – Ты исцели ее; ты будь врачом; тебе вверяю врачевство; поди, приложи его, буди тебе якоже хочеши. Воля твоя пусть исцелит ее. Так хананеянка исцелила (дочь) волею своею, и Сын ли Божий не исцеляет Сам Собою? Буди тебе якоже хощеши. Жена не повелевала и не запрещала бесу, но только захотела, и хотение жены исцелило больную и изгнало бесов. Где те, которые дерзают говорит, что Сын совершал чудеса молитвою? Буди тебе якоже хощеши. Посмотри и на величие слов Его, в них Он подражает Отцу Своему. Когда Бог творил небо, то сказал: да будет небо, да будет солнце, и бысть солнце; да будет земля, и бысть земля; повелением Он произвел бытие (Быт. гл. I). Так и Христос говорит: Буди тебе якоже хощеши. Сродство выражений доказывает общность природы их. И исцелеле дщи ея. Когда? От того часа (Матф. XV, 28); не в то время, когда мать ее пришла домой, но еще прежде, нежели пришла. Она пришла найти ее беснующейся – и нашла здоровой, исцеленной ее желанием. Будем же за все это благодарить Бога: Ему подобает слава во веки веков. Аминь.

    – 474 –



     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Иоанн Златоуст св. Беседа о жене хананейской // Его же. Полное собрание творений в 12 т. Т. 3. Кн. 2. – М., 1993, с. 462-474 (репр. переизд.: СПб., 1897).

     

    Номера страниц идут после текста.

    Сверка текста и расстановка страниц – А. В. Антоневич.

     

    Электронный текст из библиотеки сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Последнее обновление файла: 20.04.2012.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .