ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Иоанн Лествичник. О кротости, простоте и незлобии (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Иоанн Лествичник

    О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве

     

    1. Солнцу предшествует утренний свет, а всякому смиренномудрию предтеча есть кротость; посему послушаем истинного Света, Христа, Который так располагает сии добродетели в их постепенности. Научитеся от Мене, говорит Он, яко

    – 163 –



    кроток есмь и смирен сердцем (Матф. 11, 29). Итак, прежде солнца нам должно озариться светом, и потом мы уже яснее воззрим на самое солнце; ибо невозможно, невозможно, говорю, узреть солнце тому, кто прежде не просветится оным светом, как показывает самое свойство сих добродетелей.

    2. Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым.

    3. Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего, без смущения и искренно о нем молиться.

    4. Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся; а сама она не колеблется.

    5. Кротость есть утверждение терпения, дверь, или, лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного; ибо Писание говорит: научит Господь кроткия путем Своим (Пс. 24, 9). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святого. "На кого воззрю, – глаголет Господь, – токмо на кроткого и безмолвного (Исаии 66, 2)".

    6. Кротость есть споспешница послушания, путеводительница братства, узда неистовству, пресечение гнева, подательница радости, подражание Христу, свойство ангельское, узы на бесов и щит противу огорчения.

    7. В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая душа – седалище диавола.

    8. Кротцыи наследят землю, или лучше, возобладают землею; а неистовые во гневе потребятся от земли их.

    9. Кроткая душа – престол простоты; а гневливый ум есть делатель лукавства.

    10. Тихая душа вместит слова премудрости; ибо сказано: "Господь настаивает кроткия на суд (Пс. 24, 9), паче же на рассуждение".

    11. Душа правая – сожительница смирения; лукавая же – раба гордости.

    – 164 –



    12. Души кротких исполнятся разума; а гневливый ум сожитель тьмы и неразумия.

    13. Гневливый человек и лицемер встретились друг с другом; и невозможно было найти правого слова в их беседе. Если раскрыть сердце первого, то найдешь неистовство; а испытавши душу второго, увидишь лукавство.

    14. Простота есть утвердившийся навык души, которая сделалась чуждою всякого различия и неспособною к лукавству *).

    15. Лукавство есть искусство, или, лучше сказать, безобразие бесовское, которое потеряло истину и думает утаить это от многих.

    16. Лицемерие есть противоположное тела с душой устроение, переплетенное всякими вымыслами.

    17. Незлобие есть тихое устроение души, свободной от всякого ухищрения.

    18. Правота есть незазрительная мысль, искренний нрав, непритворное и неподготовленное слово.

    19. Нелукавый есть тот, кто находится в естественной чистоте души, как она была сотворена, и который искренно обращается со всеми.

    20. Лукавство есть извращение правоты, обольщенный разум, лживое оправдание себя благонамеренностию, клятвы, повинные муке, двусмысленные слова, скрытность сердца, бездна лести, навык лгать, превратившееся в природу самомнение, противник смирения, личина покаяния, удаление плача, вражда против исповеди, упорство в своем мнении, причина падений, препятствие восстанию от падения коварная улыбка при обличениях, безрассудное сетование, притворное благоговение; словом оно есть бесовское житие.

    21. Лукавый – диаволу соименник и сообщник; потому и Господь научил нас называть диавола лукавым, когда говорим: избави нас от лукаваго (Матф. 6, 13).

    __________

    *) В слав. неподвижною к зломыслию.

    – 165 –



    22. Убежим от стремнины лицемерия, и от рова тайнолукавства, слыша сказанное: лукавнующия потребятся (Пс. 36, 9), яко зелие злака скоро отпадут (ст. 2); ибо такие суть пажить бесов.

    23. Бог называется как любовию, так и правотою. Посему Премудрый, в Песне Песней, говорит к чистому сердцу: правость возлюби тя (П. п. 1, 3). А отец его сказал: благ и прав Господь (Пс. 24, 8); и о тех, кои Ему соименны, говорит, что они спасаются: спасающего правыя сердцем (Пс. 7,11); и еще во ином псалме: правоты души виде и посетило лице Его (Пс. 10, 7).

    24. Первое свойство детского возраста есть безразличная простота; и доколе Адам имел ее, дотоле не видел наготы души своей, и ничего постыдного в наготе плоти своей. Похвальна и блаженна и та простота, которая бывает в некоторых от природы, но не так, как претворенная из лукавства чрез многие поты и труды; ибо первая покрывает нас от многоразличия и страстей, а вторая бывает причиною высочайшего смиренномудрия и кротости; почему и награда первой не велика, а последней преславна.

    25. Все, хотящие привлечь к себе Господа, приступим к Нему, как ученики к Учителю, с простотою, без притворства, без двоедушия и лукавства, без пытливости, Он, будучи прост и незлобен, хочет, чтобы и души, приходящие к Нему, были просты и незлобивы; ибо кто не имеет простоты, тот не может когда-либо увидеть смирение.

    26. Лукавый есть лживый провидец, который думает что он из слов может разуметь мысли других, и по внешним поступкам – сердечное расположение.

    27. Видал я таких людей, которые прежде были праводушны, а потом у лукавых научились лукавить. Я удивился, как могли они так скоро потерять свое природное свойство и преимущество. Но сколь удобно праводушным людям измениться в лукавых, столь трудно лукавым переродиться в простосердечных.

    – 166 –



    28. Истинное удаление от мира, повиновение и хранение уст часто имели великую силу, и сверх чаяния врачевали неисцельные страсти.

    29. Если разум надмевает многих, то напротив невежество и неученость некоторым образом умеренно смиряют.

    30. Блаженнейший Павел, прозванный Препростым, показал нам собою явственный пример, правило и образец блаженной простоты; ибо никто нигде не видал и не слыхал, да и не может никогда увидеть такого преуспеяния в столь краткое время.

    31. Простосердечный монах, как бы одаренное разумом бессловесное, всегда послушен, совершенно сложивши бремя свое на своего руководителя; и как животное не противоречит тому, кто его вяжет, так и душа правая не противится наставнику, но последует ведущему, куда бы он ни захотел; хотя бы повел на заклание, не умеет противоречить.

    32. Неудобь богатии внидут в царствие небесное; неудобно и мудрецы безумные мира сего войдут в простоту.

    33. Часто падение исправляло лукавых, невольно даруя им спасение и незлобие.

    34. Борись, и старайся посмеиваться своей мудрости, (ь) Делая так, обрящешь спасение и правость о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

    Кто на сей степени одержал победу, – да дерзает; ибо он, сделавшись подражателем Христу, обрел спасение.

    – 167 –



     

     

    Текст приводится по изданию:

    Иоанн Лествичник. О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 163-167 (Слово 24).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 20.02.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659