НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Иоанн Кассиан. О духе сребролюбия (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    преп. Иоанн Кассиан

    О духе сребролюбия

     

    ГЛАВА 1-я.

    Третий подвиг предстоит нам против духа сребролюбия, которое можем назвать любовью к деньгам. Эта брань чужда, несвойственна нашей природе; в монахе происходит от вялости испорченного, расслабленного духа и большею частью в начале отречения, худо предпринятого и соединенного с недостаточною любовью к Богу. Ибо раздражения других страстей насаждены в человеческой природе, как бы врожденные имеют в нас начала некоторым образом сросшиеся с плотью и будучи почти современны с

    – 84 –



    самым рождением, предваряют различение добра и зла, и хотя сначала увлекают человека, однако ж долгим трудом бывают побеждены.

    ГЛАВА 2-й.
    БОЛЕЗНЬ СРЕБРОЛЮБИЯ ГИБЕЛЬНА.

    А эта болезнь (сребролюбия), привходя позднее, от вне навязывается душе от того легче можно предостеречься и отвергнуть ее; а, будучи оставлена в небрежении однажды, закравшись в сердце, бывает гибельнее всех, и труднее прогнать ее. Ибо она становится корнем всех зол, доставляя многоразличные поводы к порокам.

    ГЛАВА 3-я.
    КАКАЯ ПОЛЬЗА БЫВАЕТ ДЛЯ НАС ОТ ЕСТЕСТВЕННЫХ СТРАСТЕЙ.

    Например, простые движения плоти не видим ли не только в отроках, в которых невинность предшествует еще различению добра и зла, но и в младенцах, питающихся молоком? Они хотя не имеют похоти, однако ж обнаруживают в себе движения плоти естественным возбуждением. Подобным образом усматриваем и проявление гнева в младенцах, прежде нежели познают добродетель терпения, видим, что они раздражаются за обиды; также понимают шуточные слова и бранные. А иногда сил нет, а желание мщения есть по возбуждению гнева. Я говорю это не для того, чтобы обвинять природу в настоящем состоянии, но чтобы показать, что из тех движений (похотения и гнева), которые происходят от нас, некоторые для пользы насаждены в нас, а некоторые от вне привходят от нашего нерадения и произвола злой воли. Ибо плотские движения, о которых мы сказали выше, по распоряжению Творца с пользою насаждены в нашем теле для рождения детей и распространения потомства, а не для делания бесчестных дел блудных, прелюбодеяний, которые осуждаются законом. Также возбуждение гнева присвоено нам с спасительною целью, чтобы мы, гневаясь на свои пороки и погрешности, с большим усердием упражнялись в добродетелях и духовных подвигах, проявляя всякую любовь к Богу и терпение к нашим братьям. Также мы знаем, какова польза печали, которая причисляется к прочим порокам, когда изменяется в противное расположение. Ибо она необходима для страха Божия, и очень гибельна, когда бывает для мира, как учит апостол,

    – 85 –



    говоря: ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7, 10).

    ГЛАВА 4-я.
    БЕЗ ОСКОРБЛЕНИЯ ДЛЯ ТВОРЦА МОЖЕМ СКАЗАТЬ, ЧТО В НАС ЕСТЬ НЕКОТОРЫЕ ПРИРОДНЫЕ ПОРОКИ.

    Итак, если скажем, что эти движения (похоти и гнева) вложены в нас Творцом, то поэтому Он не будет виновным, когда мы, злоупотребляя ими, пожелаем обратить их на вредные дела и захотим печалиться о бесплодных, мирских выгодах, а не для спасительного покаяния и исправления пороков; или когда будем гневаться не на самих себя для своей пользы, а вопреки запрещению Господню – на братьев наших. Ибо если бы кто железо, данное для необходимого, полезного употребления, захотел обратить на yбиение невинных, то из-за этого он не может обвинять Творца вещества, когда сотворенное им для необходимого употребления, для удобства хорошей жизни, человек употребит на вредное дело.

    ГЛАВА 5-я.
    О ПОРОКАХ, КОТОРЫЕ БЕЗ ВРОЖДЕННОГО ПОЖЕЛАНИЯ ДОПУСКАЮТСЯ ПО НАШЕЙ ИСПОРЧЕННОСТИ.

    Впрочем, мы говорим, что некоторые пороки возникают без всякого предшествующего повода от природы, а по произволу одной развращенной, злой воли, как-то зависть и самое сребролюбие, которые, не имея в нас никакого основания со стороны природного инстинкта, снискиваются от вне. Впрочем, сколь легко предостеречься и удобно уклониться от них, столь же жалкою делают душу, когда займут и овладеют ею, и едва допустят употребить лекарства для исцеления ее; потому что или не заслуживают того, чтобы исцелиться скорым врачеванием те, которые уязвлены тем, чего могли не знать, или избежать, или легко победить; или по крайней мере потому, что имея худое основание, не способны строение добродетелей возводить до верха совершенства.

    ГЛАВА 6-я.
    БОЛЕЗНЬ СРЕБРОЛЮБИЯ, БЫВ ОДНАЖДЫ ПРИНЯТА, С БОЛЬШИМ ТРУДОМ ИЗГОНЯЕТСЯ.

    Потому эта болезнь никому не должна казаться маловажною, которою можно бы пренебрегать; как легко можно уклониться от нее,

    – 86 –



    так, когда кем возобладает, едва дозволяет воспользоваться лекарствами для исцеления. Ибо она есть вместилище пороков, корень всех зол и становится неистребимым подстрекателем ко злу, как апостол говорит: корень всех зол есть сребролюбие, т. е. любовь к деньгам (1 Тим. 6, 10).

    ГЛАВА 7-я.
    КАКИМИ ПОРОКАМИ СРЕБРОЛЮБИЕ ПОРОЖДАЕТСЯ, И СКОЛЬКО ЗОЛ ОНО ПОРОЖДАЕТ.

    Итак, эта страсть, когда возобладает расслабленною и холодною душою монаха, сначала побуждает его к малому стяжанию, представляя ему некоторые справедливые и как бы разумные предлоги, по которым он должен сберечь или приобресть несколько денег. Ибо жалуется, что доставляемое от монастыря недостаточно, едва может быть сносимо и здоровым, крепким телом. Что же надобно будет делать, если приключится нездоровье тела, и не будет припрятано несколько денег, чтобы подкрепить немощь? Содержание монастыря скудно, небрежность о больных очень велика. Если не будет ничего собственного, что можно бы употребить на попечение о теле, то надобно будет умереть жалким образом. Да и самая одежда, доставляемая от монастыря, недостаточна, если не позаботиться достать себе откуда-нибудь другую. Наконец нельзя долго и жить в одном и том же месте или монастыре, и если монах не приготовит себе денег на путевые расходы и переправу чрез море, то не возможет, когда бы захотелось, переселиться, и, будучи стеснен крайнею бедностью, он постоянно будет проводить жизнь работническую и жалкую без всякого успеха; также всегда нищий и нагой с бесчестием он должен будет содержаться на чужом иждивении. Итак, когда такими помыслами прельстит ум, то помышляет, как бы ему можно было приобрести хоть один динарий *). Тогда заботливым умом изыскивает частное дело, которым мог бы заниматься без ведома аввы (настоятеля). Продав его тайно и получив желаемую монету, он сильно беспокоится о том, как бы удвоить ее (монету) скорее, недоумевает, где бы положить, или кому вверить. Потом много озабочивается тем, что можно бы купить на нее, и какою торговлею удвоить ее. Когда же и это удастся ему

    _______

    *) Динарий – малая серебряная монета.

    – 87 –



    по его желанию, то возникает сильнейшая алчность к золоту, и тем сильнее возбуждается, чем большее количество прибыли получается. Ибо с умножением денег увеличивается и неистовство страсти. Тогда обещается долговечная жизнь, преклонная старость, разные и продолжительные немощи, которые не могут быть переносимы в старости, если в молодости не будет заготовлено побольше денег. Таким образом становится жалкою душа, связанная змеиными узами, когда худо собранное имение с непотребным старанием желает умножить, сама для себя порождая язву, которою жестоко распаляется и всецело занятая помышлением о прибыли, ничего другого не видит взором сердца, как только то, откуда бы можно достать денег, с которыми бы можно скорее выйти из монастыря туда, где бы могла блеснуть какая-нибудь надежда на получение денег. Из-за этого не устрашится допустить злодеяние лжи, ложной клятвы, воровства, нарушить верность, воспламениться вредным гневом. Если как-нибудь потеряет надежду на прибыль, то не побоится нарушить честность, смирение, и как другим чрево, так ему золото и надежда корысти становится во всем вместо Бога. Потому св. апостол, имея в виду зловредный яд этой болезни, назвал ее не только корнем всех зол (1 Тим. 6, 10), но и идолослужением, говоря: умертвите... любостяжание (по-гречески сребролюбие), которое есть идолослужение (Кол. 3, 5). Итак, видишь, до какого порока эта страсть постепенно возрастает, так что у апостола называется идолослужением, потому что оставив образ и подобие Божие (которое благоговейно служащий Богу должен сохранять в себе чистым), хочет лучше вместо Бога любить и хранить изображения людей, напечатленные на золоте.

    ГЛАВА 8-я.
    СРЕБРОЛЮБИЕ ПРЕПЯТСТВУЕТ ВСЕМ ДОБРОДЕТЕЛЯМ.

    Таким образом преуспевая в уклонении к худшему, будучи неспособен иметь, не говорю, добродетели, но даже и тени добродетелей смирения, любви, послушания, монах негодует на все, ропщет на всякое дело и воздыхает. Не имея уже никакого опасения, как свирепейший, не взнузданный конь несется к стремнине; ежедневною пищею и обыкновенною одеждою остается недоволен, заявляет, что он дольше не будет переносить это. Также кричит, что Бог не здесь только находится, что спасение его не заключено

    – 88 –



    только в этом месте. Потому тяжело стонет, что если он скоро не выйдет отсюда, то легко погибнет.

    ГЛАВА 9-я.
    МОНАХ, ИМЕЮЩИЙ ДЕНЬГИ НЕ МОЖЕТ ПРЕБЫВАТЬ В КИНОВИИ.

    Таким образом, имея деньги путевым запасом для своего непостоянства, на пособие их опираясь, как на крылья, и уже готовый к переселению, надменно отвечает на все приказания, и ведя себя, как чужестранный, посторонний, все нуждающееся в исправлении презирает, о всем не радит, и всем пренебрегает. Хотя он воровски и имеет спрятанные деньги, но жалуется, что он не имеет обуви и одежды, и негодует, что не скоро дают ему. А если по распоряжению настоятеля что-нибудь из этого дадут прежде тому, о ком знают, что совершенно ничего не имеет, то воспламеняется сильным гневом, думает, что его презирают, как стороннего, не стараясь прилагать свои руки ни к какому делу, порицает все, что польза монастыря необходимо требует сделать. Потом старательно выискивает предлоги к огорчению и гневу, чтобы не казалось, что он по легкомысленности выходит из монастыря. Впрочем, не довольствуется один выселиться, чтобы не подумали, что он по своему пороку оставил монастырь, не перестает развращать, кого может, тайным роптанием. Если же трудность времени, пути или плавания воспрепятствует его путешествию, то во все то время сидя с унылым, скорбным сердцем, не перестает причинять или возбуждать скорби; утешение касательно выхода и извинение своей легкомысленности он будет находить не иначе, как в неустройстве монастыря.

    ГЛАВА 10-я.
    КАКОЙ ТРУД ДЛЯ СРЕБРОЛЮБИЯ ДОЛЖЕН ПОДЪЯТЬ ОСТАВЛЯЮЩИЙ МОНАСТЫРЬ.

    Таким образом отходит более и более разжигаемый страстью к своим деньгам, которые, будучи приобретены, никогда не допускают монаху оставаться в монастыре, или жить под установленным правилом. А когда эта страсть, как какой лютый зверь, отлучив его от собрания стада, разлучением от товарищей сделает скотиною годною в добычу, и удалением из общежитии приготовит к пожранию, то заставляет его день и ночь неутомимо работать в надежде прибыли, тогда как прежде нерадел

    – 89 –



    заниматься и легкими делами монастырскими; не позволяет ему ни совершать обыкновенные молитвы, ни соблюдать определенные посты и правила бдений, не допускает исполнять обязанности и частных занятий (каковы: частные молитвы, чтение, размышление, взаимные услуги братий и т. п.), пока не удовлетворит страсти корыстолюбия, или не приобретет на ежедневные потребности, и тем приобретением, каким думал погасить огонь страсти, он еще воспламеняет его.

    ГЛАВА 11-я.
    ПОД ПРЕДЛОГОМ СОХРАНЕНИЯ ДЕНЕГ ИЩУТ СОЖИТЕЛЬСТВА С ЖЕНЩИНАМИ.

    Посему некоторые, уже подвергшись невозвратному падению в глубокую пропасть, стремятся к смерти, и не довольствуясь тем, чтобы одним владеть деньгами, которых никогда не имели, или в худом начале удержали у себя, ищут сожительства с женщинами, которые бы должны были хранить то, что худо собрано или удержано ими. И таким вредным и гибельным занятиям предаются, так что ниспадают даже до глубины ада, когда не хотят последовать учению апостола, чтобы были довольны тем, что имеют пищу и одежду, которые даются из экономии монастыря; но желая обогащаться, впадают в искушение и сеть диавола и многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6, 8-10).

    ГЛАВА 12-я.
    ПРИМЕР ОДНОГО ХОЛОДНОГО МОНАХА, ОПУТАННОГО СЕТЯМИ СРЕБРОЛЮБИЯ.

    Я знаю одного, который считал себя монахом, и что еще хуже, льстил себя совершенством. Когда по принятии в киновию, авва стал увещевать его, чтобы он не возвращался к тому, от чего отрекся при вступлении на поприще самоотвержения и отрешился бы от корня всех зол сребролюбия и земных уз, а лучше бы пожелал очиститься от прежних страстей, которым часто подвергался, перестал домогаться того, чего и прежде не имел, а если узами страсти корыстолюбия будет связан, без сомнения, не может достигнуть очищения своих пороков: тогда он не постыдился с суровым лицом отвечать ему: если ты имеешь, чем содержать очень многих, то зачем мне запрещаешь иметь тоже?

    – 90 –



    ГЛАВА 13-я.
    КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСЯТ СТАРЦЫ МОЛОДЫМ РАЗОБЛАЧЕНИЕМ ПОРОКОВ.

    А такое наставление никому не должно казаться излишним или неприятным. Если прежде не будут раскрыты раны и исследованы начала и причины болезней, то недужным не может быть доставлено соответственное врачевание и у здоровых нельзя сохранить полное здоровье. Ибо это и много большее этого старцы, испытавшие бесчисленные случаи превратностей и падения, в собеседовании обыкновенно высказывают в наставление младшим. Когда таким образом старцы раскрывали и излагали, часто сознавая в себе, каким страстям подвергались, мы получали исцеление, когда молча узнавали лекарства и причины приключающихся с нами пороков, которые мы скрыли, оставили без описания не из опасения братий, а потому, чтобы книга, попавши в руки мало сведущих в этом деле, не открыла неопытным того, что должно быть открыто одним трудящимся и старающимся достигнуть верха совершенства.

    ГЛАВА 14-я.
    ТРОЯКАЯ БОЛЕЗНЬ СРЕБРОЛЮБИЯ.

    Три вида этого недуга, которые всеми отцами с одинаковым охуждением осуждаются. Один тот, порочность которого мы выше описали, который, обольщая бедных, внушает собирать то, чего они и прежде не имели, когда жили в мире. Второй тот, который побуждает опять желать и возвратить то, что оставили в начале своего отречения от мира. Третий тот, когда кто в начале отречения от мира по страху бедности и беспомощности не отвергает богатства мира, но сберегает у себя и деньги и имущество, которые должно бы было отвергнуть в начале самоотвержения. Такие никогда не достигнут евангельского совершенства. Что эти три вида сребролюбия в Свящ. Писании не легкому наказанию подвергались, мы находим следующие примеры: Гиезий, желая приобрести то, чего и прежде не имел, не только не удостоился получить благодать пророчества, которую имел получить от своего учителя по наследственному порядку, но по проклятию св. Елисея еще поражается проказою (4 Цар. 5, 21. 27). А Иуда, желая получить деньги, которые прежде, последуя Христу, отвергал, не только впал в

    – 91 –



    предательство Господа и потерял чин апостольства, но и самую жизнь покончил не добрым порядком, покончив ее насильственною смертью (Мф. 27, 5). Анания и Сапфира, удержав некоторую часть из того, чем владели, из уст апостольских наказываются смертью (Деян. 5, 1-10).

    ГЛАВА 15-я.
    ХУДО ОТРЕКАЮЩИЙСЯ ЧЕМ РАЗЛИЧАЕТСЯ ОТ НЕОТРЕКАЮЩЕГОСЯ.

    О тех, которые говоря, что отреклись от этого мира, опять будучи побеждены неверием, боятся лишиться земного имущества, во Второзаконии таинственно заповедуется так: кто боязлив и малодушен, тот да нейдет на войну, пусть идет и возвратится в свой дом, чтобы он не сделал робким сердца братьев его, как его сердце (Втор. 20, 8). Что очевиднее этого свидетельства? Не ясно ли Свящ. Писание желает, чтобы они лучше, уже и не полагали начала этого звания, не принимали и имени, нежели словом и примером развращающим отвлекать и других от евангельского совершенства и расслаблять страхом от неверия? Итак, повелевается им, чтобы уходя с брани, возвращались в свой дом, потому что никто с двоящимся сердцем не может вести войну Господню. Ибо человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1, 8). В евангельской притче говорится, что тот, кто с 10 тысячами шел против царя, идущего с 20 тысячами, видя, что не может сражаться, стал просить мира, пока тот еще далеко был (Лук. 14, 31. 32). Это значит, что лучше уже и не полагать начала отречения от мира, нежели после холодно исполнять его и подвергать себя большей опасности. Ибо лучше не давать обета, нежели давши обет, не исполнить его (Еккл. 5, 4). Хорошо говорится, что этот идет с 10 тысячами, а тот с 20 тысячами. Ибо число пороков, воюющих против нас, больше, нежели добродетелей, поборающих по нас. Но никто не может служить Богу и мамоне (Мф. 6, 24); и никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагонадежен для царствия Божия (Лук. 9, 62).

    ГЛАВА 16-я.
    ПРЕДЛОГ К ОПРАВДАНИЮ ТЕХ, КОТОРЫЕ НЕ ХОТЯТ ОСТАВИТЬ СВОЕ ИМУЩЕСТВО.

    Такие стараются найти себе повод к прежнему корыстолюбию в свидетельстве Свящ. Писания. В превратном смысле толкуя,

    – 92 –



    усиливаются извратить изречения апостола, или лучше Господа, и приноровить по своему желанию, не свою жизнь или разум приспособляя к смыслу Свящ. Писания, но делая натяжку Свящ. Писанию по желанию своей страсти, хотят, чтобы оно согласовалось с их мнениями, и говорят, что написано: более блаженства в том, чтобы, давать, нежели чтобы брать (Деян. 20, 35). Превратным толкованием этого они думают ослабить следующее изречение Господа: если хочешь быть совершен, поди, продай имение твое, и раздай нищим, и получишь сокровище на небеси, и приходи, следуй за Мною (Мф. 19, 21). Думают, что они под этим предлогом не должны оставлять свое богатство, именно считая себя более блаженными, если при обеспечении запасным богатством, от избытка его уделяют и другим; поскольку стыдятся восприять с апостолом славную нищету ради Христа и не хотят довольствоваться трудами рук и монастырскою умеренностью. Такие должны знать, что они или сами себя обманывают, и никак не отреклись от этого мира, полагаясь на прежнее богатство; или, если хотят самым делом исполнить монашеский обет, отвергнув и расточив все, и ничего не удерживая у себя из того, от чего отреклись, с апостолом прославятся в голоде и жажде, в холоде и наготе (2 Кор. 11, 27).

    ГЛАВА 17-я.
    О САМООТВЕРЖЕНИИ АПОСТОЛОВ И ПЕРВЕНСТВУЮЩЕЙ ЦЕРКВИ.

    Также и тот как не мог бы содержаться прежним имуществом, кто свидетельствует о себе (Деян.22, 25), что он по мирскому чину был не неславен, поскольку от рождения был почтен достоинством римского гражданина, если бы считал это более удобным для совершенства? Также и те, которые в Иерусалиме будучи владетелями полей или домов, продавая все и совершенно ничего не оставляя у себя, приносили цену проданного и полагали при ногах учеников (Деян. 4, 35), не могли ли бы удовлетворять телесным потребностям из собственного имущества, если бы это было признано апостолами более совершенным, или сами считали бы более полезным? Но отвергнув вдруг все имущество, они лучше пожелали содержаться собственным трудом, или приношением язычников. Св. апостол о пожертвовании их пиша к римлянам, предсказывая свои услуги им в этом и прикровенно приглашая их к такому подаянию, говорит: теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым. Ибо Македония и Ахаия усердствуют

    – 93 –



    некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. Усердствуют, да и должники они пред нами. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном (Рим. 15, 25-27). Также и в послании к коринфянам, показывая заботу о них, убеждает их старательнее приготовить к его приходу подаяние, которое он предполагал послать (в Иерусалим святым) для употребления их. Касательно сбора для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то которых вы изберете, тех отправлю с письмами для доставления вашего подаяния в Иерусалим. И чтобы побудить их к более щедрому подаянию, он прибавляет: а если прилично будет и мне отправиться, то они со мною пойдут (1 Кор. 16, 1-4), т. е. если ваше подаяние будет таково, что будет заслуживать того, чтобы было отнесено при моем сопровождении. Также и в послании к галатам свидетельствует, что он сделал этот самый договор с Иаковом, Петром и Иоанном, когда разделялось между апостолами служение проповеди, именно чтобы он предпринял проповедь язычникам, но никак не оставлял заботы и попечения и о нищих, бывших в Иерусалиме, которые, для Христа отвергнув все свои вещи, приняли добровольную нищету. Узнав, – говорит, о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным; только чтобы мы помнили нищих. Апостол свидетельствует, что он это дело исполнял со всею заботливостью, говоря: что и старался я исполнять в точности (Гал. 2, 9. 10). Итак, кто же блаженнее, ужели те, которые из числа язычников недавно обратившись и будучи не в состоянии восходить к евангельскому совершенству, еще удерживали у себя свое имущество, между которыми апостол почитал большим плодом и то, если воздерживаясь хоть от идолопоклонства, блуда, удавленины и крови (Деян. 15, 29), приняли веру Христову с удержанием своего имущества? Или те, которые выполняя евангельское учение, ежедневно нося крест Господень, не хотели ничего оставить у себя из собственного имущества? (Мф. 19, 21). И сам блаженный апостол, поскольку часто подвергался узам, темницам, или утомлению от путешествия, и потому не имел возможности своими руками, по своему обыкновению, приобретать себе

    – 94 –



    привычное (ежедневное) пропитание, по уверению его, получал потребное для своих нужд от братий, приходивших из Македонии. Недостаток мой, – говорит, восполнили братия, пришедшие из Македонии (2 Кор. 11, 9). И к филиппийцам пишет: вы филиппийцы, сами знаете, что после моего выхода из Македонии ни одна церковь не участвовала со мною в подаянии и принятии, кроме вас одних: потому что и в Фессалоникию вы раза два присылали мне нужное (Фил. 4, 15.16). По мнению сребролюбцев, которое они составили себе по холодности сердца, ужели и эти будут блаженнее апостола, потому что уделяли ему из своего имущества. Этого не осмелится сказать и безумный.

    ГЛАВА 18-я.
    ЕСЛИ ХОТИМ ПОДРАЖАТЬ АПОСТОЛАМ, ТО НЕ ДОЛЖНЫ ВОДИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ, А СЛЕДОВАТЬ ИХ ПРИМЕРУ.

    Итак, если хотим последовать евангельской заповеди и быть подражателями апостола и всей первенствующей церкви, или отцов, которые в наши времена последовали добродетелям и совершенству их, то не должны мы полагаться на свои мнения, обещая себе евангельское совершенство от этого холодного и жалкого состояния; но последуя стопам их, должны стараться не обманывать самих себя и так будем исполнять монастырское благочиние и постановления, чтобы нам по истине отречься от этого мира, по неверию, увлекающему нас, не удерживать у себя ничего из того, что мы презрели, ежедневное пропитание приобретать не припрятанными деньгами, а собственным трудом.

    ГЛАВА 19-я.
    ИЗРЕЧЕНИЕ СВ. ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО КАСАТЕЛЬНО ОДНОГО СЕНАТОРА.

    Говорят, что св. Василий, епископ кесарийский, одному сенатору, который, с холодностью отрекшись от мира, оставил для себя нечто из своего имения, не желая добывать содержание работою своих рук и приобрести истинное смирение нищетою, утомительным трудом и монастырским подчинением, сказал следующее: "ты и сенаторство потерял и монахом не сделался".

    ГЛАВА 20-я.
    КАК БЕСЧЕСТНО БЫТЬ ПОБЕЖДЕННЫМ СРЕБРОЛЮБИЕМ.

    Итак, если хотим законно подвизаться духовным подвигом, то должны и этого губительного врага выгнать из наших сердец.

    – 95 –



    Как победить его большого усилия не требуется, так быть побежденным от него бесчестно и бесславно. Ибо когда поражает сильный, то хотя в низложении бывает боль и сожаление о потере победы, однако ж некоторым образом находится утешение для побежденных в силе противника. А если неприятель не сильный и борьба слабая, то сверх болезни низложения бывает стыд более унизительный, и наносится бесчестие тяжелее урона.

    ГЛАВА 21-я.
    КАК ПОБЕДИТЬ СРЕБРОЛЮБИЕ.

    Высшая победа и всегдашнее торжество над этим врагом будет в том, чтобы совесть монаха, как говорится, не осквернялась ни малейшею монетою. Ибо невозможно, чтобы тот, кто будучи побежден малою корыстью, однажды принял в свое сердце корень вожделения, тотчас не воспламенился жаром большего пожелания. Ибо воин Христов дотоле будет победителем, безопасным и свободным от всякого нападения страсти, пока этот непотребный дух не посеет в нашем сердце начала этого вожделения. Посему, как во всех родах пороков вообще надобно блюсти голову змия, так особенно в этом заботливее нужно предостерегаться. Если же будет впущена внутрь, то от своей пищи укрепившись, сама по себе возбудит сильнейший пожар. И потому не только надобно опасаться стяжания денег, но и самое желание совсем надобно выгнать из души. Ибо не столько надобно избегать дел сребролюбивых, сколько самую страсть эту с корнем вырывать. Ибо никакой пользы не принесет нам неимение денег, если останется в нас желание стяжания.

    ГЛАВА 22-я.
    ИНОЙ, И НЕ ИМЕЯ ДЕНЕГ, МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ СРЕБРОЛЮБИВЫМ.

    Возможно и не имеющему денег недуговать болезнью сребролюбия, и никакой пользы не принесет обет нищеты тому, кто не мог отсечь страсть любостяжания, довольствуется обещанием нищеты, а не самою добродетелью и бремя нужды несет не без сердечной скорби. Ибо как евангельское слово (Мф. 5, 28) неоскверненных телом считает нечистыми сердцем, так и не обремененным тяжестью денег возможно быть осужденными, как сребролюбивым по уму и сердцу. Ибо у них не было только случая иметь,

    – 96 –



    а не воли, которая у Бога всегда увенчавается больше, нежели необходимость. Ибо достойно сожаления – терпеть невыгоды нищеты и наготы, а плодов их лишиться от порока тщетного желания.

    ГЛАВА 23-я.
    ПРИМЕРЫ ИУДЫ.

    Хочешь ли знать, как гибельна, как зловредна эта страсть, если не будет ревностно истреблена, как расплодится и произрастит разнородные отрасли пороков к погибели того, кто воспитал ее? Посмотри на Иуду, считавшегося в числе апостолов. Поскольку он не хотел сокрушить смертоносную голову этого змия, этот своим ядом отравил его и, опутав сетями вожделения, вверг его в такую глубокую пропасть порока, что убедил продать Искупителя мира и виновника спасения людей за 30 сребренников. Он никак не был бы доведен до такого злочестивого дела предательства, если бы не был заражен недугом сребролюбия; не сделался бы нечестивым виновником убийства Господа, если бы прежде не привык красть вверяемые ему деньги.

    ГЛАВА 24-я.
    СРЕБРОЛЮБИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОБЕЖДЕНО ТОЛЬКО НЕСТЯЖАТЕЛЬНОСТЬЮ.

    Вот разительный и очевидный пример лютости этой страсти, которая однажды плененной душе не дозволяет соблюдать никакого правила честности, и никаким увеличением прибытка не может насытиться. Ибо конец этой страсти полагается не богатством, а нестяжательностью. Наконец, когда этот самый Иуда для того получил вверенные ему влагалища, назначенные для подаяния нищим, чтобы он по крайней мере обилием денег насытившись, умерил свою страсть; то от обилия их так воспламенился сильнейшей страстью, что захотел уже не красть только деньги тайно из влагалища, но продать самого Господа. Ибо неистовство этого вожделения превосходит всю огромность богатств.

    ГЛАВА 25-я.
    О ПОГИБЕЛИ АНАНИИ, САПФИРЫ И ИУДЫ, КОТОРОЙ ОНИ ПОДВЕРГАЛИСЬ ИЗ-ЗА СРЕБРОЛЮБИЯ.

    Наконец верховный апостол, наученный этими примерами, зная, что имеющий что-нибудь не может обуздать страсть, и что

    – 97 –



    положить конец ей можно не малым или большим количеством имения, а только одною добродетелью нестяжательности, наказал смертью Ананию и Сапфиру, о которых мы выше упомянули, что они нечто из своего имения удержали у себя, так что подверглись погибели за ложь от страсти, а Иуда сам произвольно погубил себя за вину предательства Господа. Какое в этом сходство злодеяния и наказания! Ибо там (у Иуды) за сребролюбием последовало предательство, а здесь (у Анании и Сапфиры) ложь. Там истина предается, здесь порок обмана допускается. Хотя поступок их кажется различный, но в том и другом последовал один конец. Ибо тот (Иуда), избегая бедности, захотел возвратить то, что отверг было; а эти, чтобы не сделаться бедными, покусились удержать у себя нечто из своего имения, которое все верно должны были принести апостолам, или раздать братиям. И потому в том и другом случае следует осуждение на смерть; потому что тот и другой порок произошел от корня сребролюбия. Итак, если на тех, которые не желали чужого имения, а покусились удержать свое, не имели жадности к приобретению, а только желание сберечь, пало такое строгое определение; то что надобно судить о тех, которые хотят собирать деньги, которых никогда не имели, а выказывая пред людьми нищету, пред Богом оказываются богатыми по страсти корыстолюбия?

    ГЛАВА 26-я.
    СРЕБРОЛЮБИЕ ПРИЧИНЯЕТ ДУШЕ ДУХОВНУЮ ПРОКАЗУ.

    Сребролюбцы почитаются прокаженными умом и сердцем, подобно Гиезию (4 Цар. 5, 27), который, пожелав тленных денег мира сего, поражен был язвою нечистой проказы. Это служит нам очевидным примером того, что всякая душа, оскверненная страстью, поражается духовною проказою пороков, и нечистая пред Господом подвергается вечному проклятию.

    ГЛАВА 27-я.
    СВИДЕТЕЛЬСТВА ИЗ СВ. ПИСАНИЯ, ИЗ КОТОРЫХ ЖЕЛАЮЩИЙ СОВЕРШЕНСТВА НАУЧАЕТСЯ НЕ ВОЗВРАЩАТЬ СЕБЕ ТОГО, ОТ ЧЕГО ОТКАЗАЛСЯ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В ПОДВИГ САМООТВЕРЖЕНИЯ.

    Итак, если по желанию совершенства оставляя все, ты последовал за Христом, говорящим тебе: иди, продай имение твое и

    – 98 –



    раздай нищим, и получишь сокровище на небеси, и приходи, следуй за Мною (Мф. 19, 21); то положив руку на плуг, зачем озираешься назад, так что, по слову Господа, будешь признан неспособным к царству небесному? (Лук. 9, 62). Поставленный на кровле евангельской вершины (совершенства), для чего сходишь взять что-нибудь из дома твоего, т. е. из того, что ты прежде презрел? (Лук. 17, 31). Будучи поставлен на поле делания добродетелей, для чего, возвращаясь, стараешься переодеться в одежду мирскую, которую скинул при вступлении в самоотвержение? Если же ты, живя в бедности, не имел ничего, что оставить бы, то тем менее должен приобретать то, чем ты прежде не владел. Ибо, по благоволению Божию, ты для того так приготовлен, чтобы не воспящаемый никакими сетями денег ты свободнее притек к Нему. Но впрочем никакой бедняк да не сокрушается об этом. Ибо нет никого, кто бы не имел чего-нибудь, что оставить бы. Тот отвергся от всех имений мирских, кто страсть к приобретению их отсек с корнем.

    ГЛАВА 28-я.
    НАД СРЕБРОЛЮБИЕМ НЕ ИНАЧЕ МОЖНО ОДЕРЖАТЬ ПОБЕДУ, КАК НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВОМ.

    Совершенная победа над сребролюбием одерживается тем, чтобы не допускать оставаться в нашем сердце искры желания какого-либо и малейшего стяжания, в той уверенности, что мы уже не в состоянии будем погасить ее, если хоть сколько-нибудь пищи будем подавать этой искре в нас.

    ГЛАВА 29-я.
    В ЧЕМ ДОЛЖНА СОСТОЯТЬ МОНАШЕСКАЯ НИЩЕТА.

    Эту добродетель мы не иначе можем сохранить ненарушимо, как если живя в монастыре, по апостолу (1 Тим. 6, 8) имея пищу и одежду, будем довольны этим.

    ГЛАВА 30-я.
    СРЕДСТВА ПРОТИВ НЕДУГА СРЕБРОЛЮБИЯ.

    Итак, помня об осуждении Анани и Сапфиры, убоимся удерживать у себя что-нибудь из того, что при отречении от мира мы обещались совершенно оставить. Устрашимся также примера

    – 99 –



    Гиезия, который за вину сребролюбия подвергся наказанию вечною проказою; остережемся приобретать то, чем и прежде не владели. Страшась также заслуги или погибели Иуды, всею силою будем избегать того, чтобы опять не собирать сколько-нибудь денег, которые мы однажды отвергли. Сверх всего этого, зная состояние нашей слабой и переменчивой природы, будем остерегаться, чтобы день Господень пришедши, как тать ночью, не нашел совесть нашу оскверненною хоть одним оволом (полушкою), который, упразднив все плоды нашего самоотвержения, сделает то, что сказанное в Евангелии богачу словом Господним отнесется и к нам: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил? (Лук. 12, 20). Ничего не думая о завтрашнем дне, не дозволим себе уклоняться от благочиния киновии.

    ГЛАВА 31-я.
    СРЕБРОЛЮБИЕ МОЖНО ПОБЕДИТЬ ТОЛЬКО ЖИВУЩЕМУ В КИНОВИИ, И КАК МОЖНО ЗДЕСЬ ЖИТЬ.

    Нет сомнения, что этого мы никак не можем исполнить, даже не можем пребывать в подчинении правилам монастырским, если наперед не будет утверждена в нас на прочном основании добродетель терпения, которое происходит только из источника смирения. Ибо смирение не умеет никому наносить смущения; а терпение великодушно переносит причиненные нам неприятности.

    – 100 –



     

     

    Публикация:

    Иоанн Кассиан. О духе сребролюбия // Его же. Писания. Сергиев Посад, 1993, с. 84-100 (О постановлениях киновитян. Кн. 7).

     

    Номера страниц идут после текста.

    Сверка текста и расстановка номеров страниц – А. В. Антоневич.

     

    Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Последнее обновление файла: 20.03.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659