ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Григорий Палама св. Беседы (омилии). Часть 3. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Григорий Палама св.

    БЕСЕДА
    на 15-е воскресенье Евангельских чтений по Луке, имеющая своей темой исправление и спасение начальника мытарей Закхея; в ней же говорится и против сребролюбия 1).

     

    1. Недавно, когда Евангелист Лука повествовал об исцелении прокаженных, а затем и слепцов по плоти, то и мы имели это исходным пунктом нашей духовной беседы к вашей любви 2); сегодня же мы возьмем темой обитающего в Иерихоне слепца по душе Закхея и его душевное прозрение. Это было великим чудом в отношении его, и не меньшим в сравнении с чудом в отношении оных (слепцов по плоти): потому что и он имел помраченными внутренние глаза сердца, как оный слепец имел помраченными внешние глаза лица: потому что и он, как повествует евангельская история, отнюдь не мог видеть Иисуса; освободился же и он от духовного помрачения, прозрев по единому слову Того, Кто в начале единым словом установил свет и осиял всю чувственную (принадлежащую к материальному миру) тварь. Потому что, как некогда, прежде чем Бог сказал: "Да будет свет: и бысть свет" (Быт. 1, 3), мрак был над бездной, так и теперь, прежде чем Господь сказал Закхею: "Днесь в дому твоем подобает Ми быти" (Лк. 19, 5), страшный мрак сребролюбия, давя, лежал на его душе: потому что мысли его всецело вместе с золотом были зарыты в темных местах, где сребролюбцами запрятывается золото и серебро: – "Идеже бо есть сокровище твое 3), ту будет и сердце твое" (Мф. 6, 21), говорит Господь.

    __________

    1) По изданию Софолка Иконома числится за № 62, стр. 269-279.

    2) Увы, эта омилия Св. Григория не дошла до нас.

    3) Ориг. – "ваше".

    – 219 –



    2. Итак, сначала рассмотрим, что говорит про него евангельское повествование 4). "Во время оно вшед Иисус, прохождаше Иерихон". В какое это "оное время"? – Тогда, когда Он очистил 5) прокаженных, когда просветил слепцов 6), когда, в результате их рассказа, со множеством других Он и Закхея привлек к желанию Его увидеть. Итак, "Вшед Иисус, прохождаше Иерихон"; – не только Иерихон, но Иудею и Галилею, и вообще – всю землю Он проходил: потому что Он не пришел для того, чтобы здесь оставаться телесно, хотя, как Он соблаговолил, ради нас Он восприял наше тело, – но чтобы пройти (нашу землю) и взойти на небо, откуда Он и сошел, совознося с Собою наше смешение 7) и поставляя его выше всякого начала и власти; но и для пользы учения Он, обходя, проходил все места Палестины. Потому что, как в начале мира, весь дневной свет собрав в один диск и поставив солнце быть царем дня, Он не допустил ему стоять на месте, но сделал так, чтобы оно обходило мир, так полноту Божества собрав в теле и Самого Себя явив Царем всего мира, – Царем воистину земным и небесным, видимым и невидимым, страшным и присносущным, Он не допустил Себе оставаться на одном месте, но благоволил обходить землю, пока не совершит спасение – незыблемое и неразрушимое – посреди земли, как это предвозвестил Давид, говоря: "Бог Царь наш прежде века: содела спасение посреде земли" (Пс. 73, 12): потому что, обходя ее, Господь соделал спасение. Поскольку же солнце не вообще обтекает все небо, но лишь самую центральную часть оси 8), так и Солнце Правды Христос (Мал. 4, 2), обходя центральную часть вселенной – насколько это было необходимо – проходил эти места сей зоны, и таким образом, входя, проходил Иерихон.

    3. "И се", говорится в Евангелии, – "муж нарицаемый Закхей, и сей бе старей мытарем, и той бе богат: и искаше видети Иисуса, Кто есть, и не можаше от народа, яко

    __________

    4) Лк. 19, 3 и сл.

    5) Т.е. исцелил.

    6) Т.е. даровал прозрение.

    7) "Смешение" или "состав" – т.е. наше человеческое тело, которое Богочеловек приял в Воплощении.

    8) Ориг. – "зодиака".

    – 220 –



    возрастом (ростом) мал бе" (Лк. 19, 3). И не только мал был, но и далек был от Иисуса: потому что если бы он приблизился, то хотя и был невысокого роста, все же не лишился бы лицезрения Христа. Я же думаю, что Божественная сила Иисусова неизреченным образом его манила и побуждала следовать: потому что он тяготел (ко Христу), поскольку имел добрый нрав и душу восприимчивую к добродетели, и поэтому горячо желал и стремился увидеть Иисуса, но был не допускаем к этому Божественной силой, как человек предавший себя вещам противоположным Христову образу жизни, именно – мытарству и богатству, что, думаю, и Евангелист в кратких словах дает понять разумевающим, как бы выражая некоторое удивление в отношении его, сказав. "Вот – некто по имени Закхей", словно держимого в сетях зла представил его. – "И он был начальник мытарей и человек богатый". Потому что это выражение: "Се – муж, говорится в отношении людей достойных упоминания и исключительных 9). И, то, что при этом упоминается имя этого человека, говорит в пользу такого толкования: потому что он не принадлежал к числу таких людей, о которых говорит Давид: "Не помяну имен их устнама моима" (Пс. 15, 4). То, что Евангелист свидетельствует, что тот не только был мытарем, но и – начальником мытарей и поэтому человеком богатым, этим он показал, что он был весьма выдающимся человеком в отношении зла. Но поскольку Закхей был низкорослый и далеко находился, так что не мог видеть Иисуса, то "предитек", говорится, "возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея проити". Посмотри на силу его желания и заключи на этом основании об образе его действия: потому что хотя он не мог пробиться в толпе, он не отступил, – лучше же сказать: отступил и бежал, – но не от своего желания, а от толпы; и, забежав вперед, взлез на смоковницу, выросшую при дороге, чтобы оттуда увидеть Желанного.

    4. Итак, он мудро и боголюбиво поступил таким образом, движимый сильным стремлением и опережая по дороге и вздымаясь на крыльях сильного желания и поднимаясь на дерево. Что же (сделал) Иисус, Воипостасная

    __________

    9) Ориг.: "не к числу многих причисляемых".

    – 221 –



    Премудрость Безначального Отца, говорящий чрез Соломона: "Аз любящия Мя люблю; любящии 10) же Мене обрящут благодать" (Притч. 8, 17), "Который и на стезях показуется им благоприятно" (Прем.6, 16)? – Упреждает Закхея и видит первый его, и обращается к нему и возвещает ему, что придет в его дом. Потому что, "яко прииде Иисус", говорит Евангелист, "на место" – (очевидно то место, где смоковница словно некий небесный плод носила на своих ветвях Закхея, по причине его богодухновенного желания) 11), "воззрев виде его, и рече к нему: Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти" (ст.5). Мне кажется, что Иисуса, скромно шествующего и ничем не выделяющегося из множества (окружающих Его), не легко было и узнать среди толпы для тех, которые Его раньше никогда не видели; но даже и с возвышения трудно было увидеть Его в лицо, поскольку Он привлекал к Себе множество людей (толпившихся вокруг Него). Посему Видящий людские сердца и знающий сердечное желание Закхея, взирает на верх и обращается и по имени зовет его, того, которого Он раньше никогда не видел телесными глазами, – дабы человеколюбиво представить Себя его лицезрению и ласково дать Себя познать ему и явить, что он не только любящий, но и любимый (Им) 12). Еще же велит ему поспешить идти домой, чтобы и исполнить и приять результаты своего боголюбия от Дарующего сверх-обильно то, что мы просим или имеем в уме.

    5. "Он же потщався, слезе, и прият Его радуяся" (ст.6). Потому что если прежде чем увидел Христа, он бежал, чтобы увидеть Его и все сделал, чтобы добиться этого, то ужели, после того, как он увидел и лично услышал и к тому же получил такое (милостивое) обещание, он не проявил бы поспешность и тщание? Итак, поелику, он увидел, что обещание (данное ему Спасителем) исполнено на деле, то он возрадовался, становясь единым с Любимым и (сам) становясь уже источником великих

    __________

    10) Ориг.: "ищущии".

    11) Желания видеть Господа Иисуса; скобки принадлежат оригиналу.

    12) Ориг.: "явить не только любящего, но и любимого"; на основании предыдущего и последующего текста можно заключить, что это относится к Закхею. который не только возлюбил Господа Иисуса, но и сам явился возлюблен для Него.

    – 222 –



    милостей; видящие же, не видя с разумением (происшедшей в нем перемены), "роптаху на Иисуса, гдаголюще, яко ко грешну мужу вниде витати" (ст.7) 13). Но Мытарь, соревнуясь с Тем, Кто не только плотию сошел до нас, но, по неизреченному Своему человеколюбию, и наше поношение отъял, "став, рече Иисусу". Это выражение "стал" является показанием утвержденной воли, решительной и вместе смиренной; итак, став и благодерзновенно заставляя умолкнуть порицающих его, "рече Иисусу: се пол имения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею" (ст.8), и таким образом явив себя справедливым (или: праведным), он этим свел на нет порицание роптавших на Господа и говоривших, что Он зашел к грешному человеку"; потому что, воздав вчетверо то, что полагалось обидимым, как это требовал Закон (Исх. гл.22), он этим "уклонился от зла", раздав же половину своего имущества нищим, он этим "сотворил благо" и во всем явил себя очищенным. Поэтому Господь сказал Фарисеям: "Обаче от сущих дадите милостыню: и вся чиста вам будут" (Лк. 11, 41); теперь же, таковыми его делами всенародно подтвержденный в Своей правоте ("эпипсифизоменос") и представляя на основании сего Свою защиту против ропчущих на Него: "Днесь", говорит, "спасение дому сему бысть, зане и Закхей 14) – сын Авраамль есть", как ставший ныне верный, как праведный и страннолюбивый и нищелюбивый, – "прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго" ст.9-10); напрямик говоря ропчущим на Него: Я вошел отдохнуть у грешника, но (сделал Я это для того) чтобы изменить его и спасти, явив его вместо сребролюбца – боголюбцем, вместо неправедника – праведником, вместо негостеприимного – страннолюбивым, вместо бесчувственного – милостивым, – что видите: уже и произошло.

    6. Но воззрите все на Закхея: как он возлюбил и взыскал Христа, и как, в свою очередь, стал возлюблен Господом и призван и близок Христу. Поэтому, если кто – мытарь или начальник мытарей, на основании же сего

    __________

    13) Ориг.: "роптали, говоря, что Иисус зашел к грешному человеку".

    14) Рус. пер.: "Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто".

    – 223 –



    злостным образом разбогатевший и неправедным образом собирающий (богатство), пусть таковой подражает путю ко спасению, которым прошел сей начальник мытарей (Закхей), и благородным образом пусть воздаст (обидимым) и расточит то, что злостным образом собрал. Если кто потерпел разграбление своего имущества или так или иначе бедствует, пусть, радуясь, благодарит: потому что он – богат спасительной нищетой; лучше же сказать: пусть сам сделает ее спасительной тем, что благодарит Бога за свою нищету, к которой и богатый мытарь прибегши, радостно спасся, как ныне вы о нем слышали. На этом кончается сия евангельская история.

    7. Переводя же мысль к дальнейшему смыслу, напрягите ваше внимание к последующему. – Поскольку Закхей в перевод означает "оправданный", то мне на этом основании представляются объявляющие себя праведниками Фарисеи, которые, в действительности, вели себя как мытари, как говорит Господь в Евангелиях, – "поедая дома вдов и лицемерно долго молясь" (Мф. 23, 14). Итак, когда из таковых людей кто пожелает познать истину, он взыскует увидеть и познать (ее), как и Закхей искал Иисуса: потому что Он есть Истина; бессильный же, как малый (духовно) и несовершенный, он, по примеру малого ростом Закхея, возводит свои мысли на смоковницу: – педантизм Закона и иудейских обычаев, – думая оттуда почерпнуть теоретическую и практическую истину. Видя же его добрую цель и любовь его к истине, Господь, как бы проходя тогда по пути предписанного Законом образа жизни, открывает Себя ему и обращается к нему с призывом и велит ему слезть со смоковницы, т.е. оставить Закон, не приносящий никакого большего плода, и проявить тщание в отношении благодати и образа жизни, указанного в Евангелии, благодаря чему возможно принять в себе Бога и стяжать спасение. Итак, оказавший послушание Слову, учащему и призывающему, как напр. Апостол Нафанаил (потому что и его первый увидел Христос, бывшего под тенью смоковницы Ин. 1, 49), т.е. живущего под тенью Закона 16) или великий Павел (потому что и его, "по правде

    __________

    15) Ориг цит.: "сей".

    16) Скобки принадлежат оригиналу.

    – 224 –



    законней", как сам он пишет, "бывша непорочна" (Фил. 3, 6), Христос первый провидел и призвал 17). Итак, если кто таким образом окажет послушание Слову, призывающему и учащему, тот в прямом смысле слова становится Закхеем, и половину раньше принадлежащих ему учений Закона оставляет нищим Иудеям, как то: образ мышления, обрезание, субботствование, погружения, кровавые жертвы и, одним словом, все присущее низменной букве. На основании же слов Закона, а также и возвещений, представляя и доказывая, что Иисус есть Христос, Единородный Сын Божий, и если кого когда-либо из верных обидел, называя его неверным, или как таковому безбоязненно сделал зло, он многократно возмещает, служа множеству верных, а множество неверных приводя к вере во Христа 18). Вот, вкратце мы представили и аллегорию.

    8. Но поскольку Закхей раньше, как говорит Евангельское повествование, был сребролюбивым (потому что он и собрал золото на основании мытарства и, богатея, удерживал его у себя) 19), а затем стал нищелюбивым; лучше же сказать: сам стал добровольно нищим и бедняком: одно раздав, другое возместив, то будем ли хвалить добродетель или же порицать зло? – Потому что размер беседы не позволяет нам сделать и то и другое. Но поскольку слово – ради нас здесь присутствующих, а из них я не знаю, кто был бы добровольным обладателем бедности, в то время как почти все мы подвержены сребролюбию, то, давайте, кратко и соразмерно времени говоря о сребролюбии, обнажим тот вред, который бывает от него; вас, что касается и нас, освобождая от сего. Сребролюбие является причиной всех зол, корыстолюбия, скупости, скаредности, черствости, неверия (или: вероломства), человеконенавистничества, грабежа (или: агрессивной алчности), неправды, жадности, ростовщичества, обмана, лжи, клятвопреступления и всего сходного с этими пороками; по причине сребролюбия происходят грабежи храмов, грабежи на дорогах и, можно сказать, всякий вид воровства: по причине сребролюбия существуют не только грабители при дорогах и разбойники и пираты, но и в городской среде –

    __________

    17) Скобки принадлежат оригиналу.

    18) Вероятно Св. Григорий видел перед своими глазами подобные случаи обращения ученых иудеев к Христовой вере.

    19) Скобки в оригинале.

    – 225 –



    жульнические гири и жульнические весы и двусмысленные меры и чрезмерное опиливание серебра и фальшивомонетчество, нарушения рубежей, злые соперничества между соседями; оно на классы разбило народ и разлучило друзей, и разрушило всякую родственность; по причине сребролюбия случалось, что люди и свое отечество предавали и изменяли своему войску; неправедный судья предавал закон; свидетель – истину; и прежде всего, каждый из них предал свою душу. Таким образом, по слову божественного Апостола: "Сребролюбие есть матерь и корень всех зол, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (2 Тим. 6, 10).

    9. Но задумайтесь с вниманием над словами Апостола: не говорит он, что "богатые" уклонились от веры, но – "предавшиеся сребролюбию"; как и в ином месте он говорит, что "Желающие обогащаться впадают в искушения и в диавольскую сеть" (2 Тим. 6, 9 парафр.). Итак, не говорите: "Мы, в большинстве – бедные люди; и зачем ты говоришь против сребролюбия нам, у которых почти и нет денег?" – Я это говорю 20) по той причине, что вследствие вожделения (денег), мы имеем в душе недуг и нуждаемся в излечении его. Если же ты говоришь, что ты не болен этим недугом, то докажи это на деле, не ища освободиться от бедности, но ставя ее желаннее и выше богатства, но радуясь ей и благодаря. Бога, как соделывающего 21) тебе более легкий путь ко спасению. Если же кто – богатый, пусть услышит он, что трудно богатому войти в царство небесное (Мрк. 10, 23), но пусть знает, что и Авраам был богатым, но спасся (потому что он был гостеприимным и нищелюбивым, но не – сребролюбивым) 22); и Иов, испытанный и богатством и нищетою, некогда был богатым и при этом говорил о себе: "Аще вчиних злато в крепость мою, аще же и возвеселихся, многу ми богатству сущу?" (Иов. 31, 24-5) 23). Следовательно страсть к богатству является злом, чем, если не внемлет себе, безрассудно страждет и бедный и богатый. Поскольку же случается, что дурное богатство идет в паре с еще более дурным спутником: – высокомерием и надеянием на

    __________

    20) "Я это говорю" – внесено нами.

    21) Согласно разночтению.

    22) Скобки в оригинале.

    23) Русский пер.: "Полагал ли я в золоте опору мою, радовался ли я, что богатство мое было велико".

    – 226 –



    богатство, то посему в Послании к Тимофею божественный Павел говорит: "Богатым в нынешнем веце запрещай не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога" (1 Тим. 6, 17): потому что смирение в людях свидетельствует о познании истины; гордящийся же на основании богатства, которое более чем все иное у нас, является поистине земным делом, и надеющийся на него, воистину является безрассудным человеком и отнюдь не неподобным тем богачам, которых Господь представил для сравнения: из которых один, имея у своих внешних ворот лежащего Лазаря, из надменности даже не взглянул на него; другой же, беседуя со своею душою относительно тех благ, которые еще весьма прибавились к тем, которые он уже собрал, всю свою надежду полагал на свое богатство; поэтому первого восприял неугасающий огонь; от второго же неумолимо потребовали его душу. Видите ли конец тех, которые привержены богатству? Поэтому Давид говорит: "Богатство аще течет, не прилагайте сердца" (Пс. 61, 11); а Соломон говорит: "Надеяйся на богатство свое, сей падет" (Притч. 11, 28); а в другом месте опять он же сравнивает с адом и гибелью жажду наживы, говоря: "Ад и погибель не насыщаются: такожде и очи неразумных" (Притч. 27, 20) 24). Господь же говорит: "Горе вам богатящимся! 25) Горе вам насыщенным" (Лк. 6, 24).

    10. Но мы, братие, будем богатеть в добрых делах; из того имущества, которое имеем, насытим чрева бедняков, дабы нам удостоиться и обещанного возвещения 26) и благословения, и наследовать царство небесное, которое да будет всем нам получить благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава, держава, величие же и великолепие со Безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    __________

    24) Ориг.: "Ад и погибель – ненасытимы: так ненасытимы и глаза человеческие".

    25) В Евангелии: "Горе вам богатым!"

    26) В тексте отсутствует указание, какие слова Спасителя имеет ввиду Св. Григорий.

    – 227 –



     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    /Григорий Палама/. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 3. Перевел с греч. архим. Амвросий (Погодин). – М.: Паломник, 1993 (репр. переизд.: Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1984).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 15.04.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659