НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Григорий Палама св. Беседы (омилии). Часть 3. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Григорий Палама св.

    БЕСЕДА
    о Святых и Страшных Христовых Тайнах, Произнесена была за четыре дня до Рождества Христова 1).

     

    1. Слово, содействующее спасению для ваших душ, можно сравнить с семенем. Как земледельцы плугом приведя в порядок землю, затем метают в нее семена, так и мы должны самих себя предукрасить и предуготовать для принятия небесного семени, т.е. – слова учения. Потому что мы не являемся некой бездушной и бесчувственной землей, так чтобы со стороны других быть приготовленной и приять семена, но мы являемся одушевленной и одухотворенной и разумной Землей. Посему долженствует, чтобы и с нашей стороны она была приготовлена, путем покаяния, для приятия небесного семени. Но, разрешите, я вам представлю: в чем заключается начало покаяния и украшения души; это – то, что и приходившие креститься от Иоанна, сделали со своей стороны. Потому что, как говорит Евангелие: "Исхождаху и крещахуся во Иордане, исповедающе грехи своя" (Мф. 3, 5). Таким образом, исповедь своих грехов является началом сего украшения души, а это – то же, что сказать: покаяния и приготовления, знака, что человек восприял в себе спасительное семя – слово Божие, сильное спасти наши души. Посему и производится земледельцами борожение земли, чтобы вырывая из недр земли корни диких растений, сделать ее способной принять наши семена и насаждения. Это самое производит и исповедь при духовном 2) борожении сердца: она выкапывает и исторгает тайные и дурные страсти, и делает его приготовленным к

    __________

    1) По изданию 1861 г. числится за № 56, стр. 200-212.

    2) В ориг.: "разумном", что соответствует часто русскому "духовному".

    – 157 –



    принятию священных семян и благоприятным для плодоприношения и возделывания добродетелей; как земля, вот, после Адамова преступления стала родительницей терний и волчцев и прочих непотребных трав, так и сердце человеческое стало родителем постыдных и дурных страстей и мыслей и, возникающих из этого, грехов.

    2. Поэтому необходимо, чтобы каждый из вас, братие, имел духовного отца и приступал к нему с доверием, и смирял себя пред ним и открывал ему свои дурные страсти, и радушно принимая духовное врачевство, с корнем исторгал из души терния и волчцы грехов, которые каждый из вас вскормил в себе страстной и любящей наслаждения жизнью, – и таким образом (сделав это), предоставил свой слух слушанию духовного учения и покорился тому, что мы, ради общей пользы, проповедуем и предлагаем, и посредством, подаваемого нами, прощения и благословения, примирился с Тем, Который, по несравненному морю человеколюбия, склонил небеса и сошел на землю и влагает в сердца послушествующих Ему слова жизни и спасительные семена. Так что пусть никто из вас не отступает от сего начала покаяния; потому что, как затем вместит их и преуспеет, если он не воспримет начаток покаяния?

    3. Особенно же необходимо к этому всем вам иметь тщание теперь: потому что сия четыредесятница дней дана нам Богоносными Отцами для предочищения, после чего приносит годичный праздник Рождества во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда в обычае, можно сказать, всех христиан причащаться Святаго Тела и Крови Его и в силу этого соединиться с Ним и божественным образом стать с Ним един дух и единое тело. Потому что, если без исповеди и последующего покаяния, как слово выше показало и затем еще представит, человек не будет достоин приятия даже божественных слов, то каким же образом кто воспримет в себе Кровь Христову и Тело, без того, чтобы предочиститься исповедью и, соответственным прегрешениям, покаянием? Посему и великий Павел свидетельствует и наставляет, говоря: "Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши пиет: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и

    – 158 –



    пиет, не рассуждая Тела Господня" (1 Кор. 27, 28), т.е. не распознавая, что Сие Тело, сущее без греха, не соблаговолит обитать в теле, обремененном грехами. Потому что если не допустимо простирать к Христу руки и молиться тому, у кого они не чисты от грехов, а также тому, кто предварительно не отстранил от себя всякую ненависть и связанные с этим размышления (это также являет Павел, говоря: "Хощу, да молитвы творите на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления" 1 Тим. 2, 8); и если мы не имеем дерзновения к Богу, если только не стяжем неукоряющую нас совесть, как говорит возлюбленный Христу Богослов: "Аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу" (1 Ин. 3, 21), то каким образом в нас самих возымеем Бога и станем одно тело с Ним, если предварительно, путем исповеди, мы не отстраним от себя грехи, и не очистим скверну, наступившую в душе по причине их, очищая ее творением милостыни, чистотою и воздержанием, молитвой, сокрушением и прочими делами покаяния? Или, вот, твой дар Бог не принимает, если только не будешь чист сам ты и твой дар (и это Он показал тем, что в древности не принял дар принесенный Каином, но сказал ему: "Аще право принесл еси, право не разделил еси" – Быт. 4, 7) 3); вот, по ветхому закону запрещено было в Дом Божий приносить в жертву деньги, полученные как плата блудницы (Втор. 23, 19); и чрез Евангелие Он позднее возвестил: "Шед", говоря, "прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой" (Мф. 5, 24); тебе же Свой великий Дар – Свое Тело – ужели Он даст, не очистившему себя исповедью и покаянием? Что скажешь? Бог не желает, чтобы и уставы Его возвещались нечистыми устами; "Грешнику рече Бог", говорится в Псалме, "вскую ты поведаеши оправдания (уставы) Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими" (Пс. 49, 16). Итак, Он не допускает завет Его принимать в нечистые уста; ужели Свое Тело Он даст таковым (нечистым) устам?

    4. Поэтому очистим, братие, и тело и уста и мысли, и в любви и с чистой совестью приступим; потому что если

    __________

    3) Каин, в отличие от Авеля, принесшего Богу в жертву самое лучшее, что только у него было, принес в жертву недостойное приношение, между тем, он приял от Бога много милости. Бог не принял такую жертву.

    – 159 –



    мастера по металлу, по меди и по золоту, приплавливая к меди золото или серебро или нечто такого рода, намереваясь, благодаря блеску драгоценного металла, прибавить внешнюю яркость (медному изображению), сначала, в процессе очищения, соскабливают с меди всякое загрязнение, – то насколько более долженствует нам, намеревающимся лучшим образом озолотиться, лучше же сказать – обожиться, – предварительно очистить себя от всякой скверны плоти и духа? Потому что не только внешность мы делаем светящейся, как это обстоит дело с позолоченной медью, но – и всего внутреннего человека. Таким образом предварительно смыв с себя скверны, сущие в глубине души, приступим. Потому что таким образом мы придем во спасение. Если же с дурною совестью, и не получив, благодаря исповеди, отпущение грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, и прежде чем обратиться к Богу, прежде чем исправиться по правилу благочестия 4), мы приступаем, то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божии щедроты и терпение Его к нам. "Иже Сына Божия поправый", говорит Апостол, "и Кровь заветную скверну возмнив, и Духа благодать укоривый" (Евр. 10, 29). Так, разорвавший царскую порфиру и запачкавший ее, конечно, подвергнется наказанию; также – выливший какое драгоценное благоухание в грязь, или же заключивый его в зловонный сосуд, одинаковое сделал зло. Божественный Дар, конечно, не терпит ущерба: потому что он – неуязвим; но он тайно улетает от нас; если же этот Дар потерпит урон в том смысле, что окажется бесполезен, то за это взыщется с того, кто недостойно принял его.

    5. Итак, путем покаяния. сделаем себя достойными (причащения Святых Таин); лучше же сказать: путем покаянных дел, принесем себя Могущему сделать из недостойных достойными; и таким образом с надеждой и непостыждающей верой приступим, помышляя не только о видимом, но и о невидимом. Потому что Сей Хлеб является как бы некоей завесой скрытого внутри Божества; и являя это, божественный Павел сказал: "Обновил есть нам путь новый и живый завесою, сиречь плотию Своею"

    __________

    4) Возможно, что имеется в виду епитимия, даемая кающемуся духовником.

    – 160 –



    (Евр. 10, 19-20), и ею жительство наше возводится на небо: потому что там пребывает Сей Хлеб; и мы входим в истинная Святая Святых благодаря в непорочности принесенной жертве Тела Христова. "Да приступаем, братие, истинным сердцем во извещение веры" (Евр. 10, 22). Называется же Св. Причастие "Тайнами" по той причине, что это – не только то, что мы видим, но и – нечто духовное и непостижимое; потому что это именно и говорит Господь: "Дух есть иже оживляет, плоть не пользует ничтоже" (Ин. 6, 63); если же ты смотришь только на то, что явно – видно, то никакой пользы ты не приобрел; если же взираешь на дух, т.е. предлежащий Сей Хлеб видишь духовным образом, то, причастившись, ты оживотворишься. Потому что Он – "не гиблющее брашно, но Брашно пребывающее в живот вечный" (Ин. 6, 27), Хлеб истинный, Который сходит с неба, живой и дарующий миру жизнь (Ин. 6, 33); не вкушающий от Него не будет жить; вкушающий же будет жить во век, не только воскреснув, но и избежав наказания (муки) и получив вечнующее царство. Так, вот, об Этом Хлебе не только во время Тайной Вечери Господь сказал Своим Ученикам, но и открыто уча в синагоге, ясно предвозвестил, говоря: "Хлеб, егоже Аз дам вам, Плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира" (Ин. 6, 51); и затем: "Аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, имать живот вечный" (53). О, чудо! Ах, какое величие любви, которую Бог богато излил на нас! Возродил нас Духом, и мы стали единый дух с Ним, как говорит Павел: "Прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем" (1 Кор. 6, 17).

    6. Итак, дабы не только по духу, но и по телу мы были одно с Ним, – плоть от Плоти Его и кость от Костей Его, – Он, посредством Сего Хлеба, даровал нам соединение с Ним. Потому что, действительно, всякая любовь достигает своего исполнения в соединении любящих друг друга; начало же свое берет на основании подобия (сходства) между ними: почему и существует это древнее, общераспространенное изречение: "Где – сходство, там и – любовь" 5); любовь брачного союза представляется имеющей

    __________

    5) Т.е. любовь рождается на основании сходства характеров, положения и под. между людьми.

    – 161 –



    нечто больше в этом отношении, чем остальные виды любви. – "Сего ради оставит человек отца своего и матерь", говорится, "и прилепится к жене своей: и будета оба в плоть едину" (Мф. 19, 5); "Тайна сия велика есть", говорит божественный Павел, "аз же глаголю во Христа и во Церковь" (Ефес. 5, 32). Здесь говорится "прилепится" и "в плоть едину", но не – и в дух един; мы же не только тесно прикасаемся, но и, чрез причащение Божественного Сего Хлеба, соединяемся с Телом Христовым, и не только становимся единое тело, но – и единый дух со Христом. Видишь ли, что превосходное величие любви Божией к нам сбывается и обнаруживается в преподаянии 6) Хлеба и Сей Чаши? – Поэтому, как говорится в Псалме: "Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси" (Пс. 39, 7).

    7. О, какое многообразное и непостижимое общение! Христос стал Братом нашим, "приискренне приобщився нам плоти и крови" (Евр. 2, 14), и тем самым уподобившись нам: рабов Он возымел Своими родственниками, искупив их Сею Кровию; соделал нас Своими друзьями, удостоив нас возвещения Сих Его Таин; связал нас с Собою и обручил Себе, как Жених невесту, чрез причащение Сей Крови, во едину плоть став с нами. Но и Отцем нашим Он стал в силу божественного крещения в Него, и кормит Своею грудью, как грудных младенцев кормит любвеобильная мать; и что еще больше и удивительнее, – не только вместо молока, кормит Своею Кровию, но – и Своим Телом, и не только Телом, но – и духом, данное Им нам благородство всегда сохраняя неуменьшенным, и возводя к большей любви и дая исполнение сия в том, чтобы не только видеть Его, но и касаться и наслаждаться, и внедрять в сердце и удерживать в себе, каждый в отдельности, в наших душах: "Приидите", говоря, "ядите Тело Мое, пийте Кровь Мою, желающие иметь вечную жизнь, чтобы таким образом вам не только быть по образу Божию, но и стать богами и вечными и небесными царями, облекшимися в Меня, Царя и Бога, страшными для демонов, восхитительными для Ангелов, возлюбленными же сынами Небесного Отца, присноживущими, цветом

    __________

    6) Т.е. передаче, предоставления, раздаче.

    – 162 –



    сынов человеческих, приятной обителью Высочайшия Троицы"; потому что если (только лишь) образ Сего Тела оправдал Адама (Быт. 14, 18); если (только) образ Сей Крови сохранил в живых первородных Израиля в Египте (Исх. 12, 23); если образ Сей Крови освятил оную древнюю Божию скинию (Исх. 40, 10); если образ Сей Крови и самая Святая Святых очистил и освятил и явил местом Божиего имени на земли и произвел священников и первосвящ. и помазанников Божиих; если таковое соделал прообраз, то что не совершила бы Сама Истина?! Если без образа Сей Крови Аарон не входил во Святая Святых, то и нам будут недоступны небеса, если только мы истинно не причастимся Сия (Крови); и без сего мы не возымеем обители на небесах, ни сами не станем обителью Бога Небесного, ни – жертвою живою, святою, угодной Богу; потому что только по причине Ее (Крови Христовой) мы возымели доступ (на небо). – "Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление?", говорит царь и пророк Давид (Пс. 29, 10).

    8. Поэтому к Крови Божией примешаем нашу кровь, чтобы этим уничтожить сущую в ней тленность: потому что в Сей Крови заключается великая и невыразимая польза. Она нас вместо ветхих делает новыми, и вместо привременных – вечными; Она нас соделывает бессмертными и присноцветущими, как "древа насажденная при исходищах вод" (Пс. 1, 3) Божественного Духа, от которых собирается плод в вечную жизнь. Так, из рая возник источник, но это был материальный 7) источник, и он напоил лицо земли материальными 8) реками (Быт. 2, 10); от Сия же Священныя Трапезы – Которую, сказать словами Псалма: "приготовил нам Христос в виду врагов наших" (Пс. 29, 5): бесов и страстей, – возник Источник, испустивший духовные источники и напояющий души и восходящий до небес и обращающий очи Ангелов (Евр. 3, 10. 1 Пет. 1, 12) на Прекрасность, в Которой видится богатство 9) премудрости Божией, побуждающая их желать приникнуть в те дарования,

    __________

    7) Ориг. "чувственный".

    8) Ориг. "чувственными".

    9) Ориг.: "многообразность", "многоразличие".

    – 163 –



    которые проистекают нам благодаря Сей Крови; потому что, приступая к Тайнам, мы становимся царской порфирой; лучше же сказать: царской Кровью и Телом, и к Божиему (о, какое чудо!) сыновству изменяемся, становясь участниками Божиего сияния, таинственно бываемого на нас, и осияния, которое чудесным образом делает нас помазанниками Божиими и дает силу, согласно обещанию Христову (Мф. 13, 43), во Втором Пришествии Отца нашего воссиять как солнце, если только скверна, находящаяся в душе приступающего (ко Святому Причащению) 10), не заслонит собою это сияние.

    9. Посему не только предъочистим себя и таким образом приступим, но и после того, как получили Сей Божий Дар, будем внимать себе и проявим большую бдительность, чтобы пребывать выше страстей и возвещать добродетели (или: славные дела 11)) Соблаговолившего возъобитать в нас, на основании обнаружившегося в нас, согласно сим, подобия в отношении Его. Отдадим себе отчет: с Кем мы соединяемся и Чего удостоились и, изумившись превосходящим величием Дара и величием Его любви к нам, устроим наши дела и слово и мысли по Божией "благой и угодной и совершенной воле" (Рим. 12, 2). Потому что это есть Кровь Нового Завета, подкрепляющая (или: утверждающая) самый Новый Завет, т.е. Христово Евангелие. "Потому что", как говорит Апостол, "завещание – действительно после умерших" (Евр. 9, 17). Итак, причащаяся Крови Завета Христова, будем внимать, чтобы нашими поступками не сделать его недействительным для нас, дабы, вследствие сего, не постигло нас наказание и вечное мучение, как Кровь Завета, Которою освятились, не вменивших за святыню (Евр. 10, 29). Потому что, как великое обещание принадлежит тем, которые сохраняют полученное от Причастия освящение: – потому что обещается царство небесное, – так и великое наказание ожидает тех, которые, после того, как прияли Дар, сделали себя

    __________

    10) Скверна, душевное загрязнение вследствие грехов, не очищенная покаянием и исповедью.

    11) Ориг.: "тас арэтас", слово имеющее целый ряд значений, так что в данном случае трудно сделать выбор; во всяком случае этим словом определяется превосходное качество, подвиг, добродетель, сила, красота и прекрасность.

    – 164 –



    неключимыми. – Если отвергшийся Моисеева Закона без милосердия наказывается смертью, согласно закону, – говорит Апостол, – то сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто не почтил за святыню Кровь Завета и оскорбил сию великую благодать (Евр. 10, 28-9 парафр.).

    10. Но мы, братие, молю, сохраним в себе Божию благодать неубавляющейся, всецело отдавая себя в послушание и исполнение святых заповедей и на деле принося себя Богу, потому что и Он дал Себя за нас. Сам Отец отдал за нас Своего Единородного Сына; Сам Сын Божий отдал Себя; ужели же мы не отдадим себя в свою очередь даже не за Него, а за самих себя? Но каким образом мы дадим себя за нас самих Давшему Себя за нас Христу? – Если внедрим в нас любовь к Нему и друг к другу; если под мощную руку Божию, и ради Него, перед самим собою и перед друг другом смиримся, "не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся" (Рим. 12, 16); если распнем, по возможности, плоть "со страстьми и похотьми, яже на земли, пьянство, блуд, нечистоту и лихоимание" (Кол. 3, 5); если умрем для греха, и будем жить для добродетели. Потому что сему нас учит Самое распятое Тело Христово, предлежащее для нас в пищу: потому что заодно мы питаемся Им и учимся участвовать в добродетелях и в Страстях (страданиях) Его, дабы и вечно мы жили вместе с Ним и соцарствовали с Ним. И это Он предвозвестил через Пророка Давида, говоря: "Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое" (Пс. 49, 23); потому что в воспоминание того, что Он совершил, что Он соделал ради нас, совершается Сия Жертва хваления и в славу и в восхваление Его. И как предлежащее есть поистине Тело и Кровь Христова, Она говорит Богу и Отцу в гораздо более сильной степени, чем кровь Авеля, потому что оная вопияла к Богу против брата, а Сия Кровь (вопиет) за нас, которых Господь удостоил тем, что стал Братом нашим, умилостивляя Его к нам и примиряя нас с Высочайшим Отцем; говорит же Она и нам, ясно показывая нам путь любви: потому что и Сам Он по любви к нам истощил Себя даже до нас 12), и положил душу Свою за нас, показав

    __________

    12) Т.е. снизошел с высоты Божества до уровня нас людей.

    – 165 –



    нам путь смирения: "Яко во смирении суд Его взятся: яко овча на заколение ведеся" (Ис. 53, 7-8); показав нам путь послушания: потому что и Он был послушен Отцу до креста и смерти (Фил. 2, 8); путь, ведущий в жизнь вечную, в результате умерщвления страстей 13): как и Сам Он был мертв – и, вот, живет во веки, даруя жизнь тем, которые путем добродетелей и веры держатся Его, прославляя их и Сам от них славимый со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

     

     

     

     

    __________

    13) Т.е. вечная жизнь является результатом подвижничества, коего цель – умерщвление страстей.

    – 166 –



     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    /Григорий Палама/. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 3. Перевел с греч. архим. Амвросий (Погодин). – М.: Паломник, 1993 (репр. переизд.: Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1984).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 15.04.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659