ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феодор Студит. Преображение – образ будущего века (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феодор Студит

    Подвижнические монахам наставления

     

    242.

    1) Преображение – образ будущего века. К такой светлости и красоте мы предназначены, как и созданы первоначально. – 2) Поелику так есть; то возлюбим сию светлость и красоту, отвращаясь от всего безобразного, страстного и нечистого. –

    – 451 –



    3) Если же случится что такое, поспешим очиститься; – и никто не говори не могу: ибо Бог обетовал сделать сие для ищущих; и примеров имеем множество. – 4) Почему, если кто чуждым сего остается, то по одному произвольному равнодушию и беспечности. [4, 20].

    1) Предпразднество божественного Преображения сподобясь ныне совершать, составили мы из него и поучение, не долгим словом исполняя долг свой. Все Господские праздники напоминают таинства явления во плоти Спасителя нашего Иисуса Христа, именно, что Он родился, что окрестился, что распялся, что был погребен, что воскрес в третий день, что вознесся во славе; праздник же Преображения живописует состояние будущего века. Ибо каким образом в Преображении лице Господа просияло, как солнце, ризы же Его стали белы, как свет: таким же образом придет Он опять с небес, как молния, в силе и славе многой судить всех; и как на горе с Ним были святой Петр, Иаков и Иоанн: так тогда будут с Ним избранные в царствии небесном, наслаждаясь неизреченным Богоявлением и неизъяснимым радованием. – И к силе кто доволен? Кто достоин внити в радость оную? Кто другой, как не имеющий жизнь чистую и непорочную. Чист бо будучи Бог наш, как свет светлейший, и к Себе приемлет только чистых; и чистую вложив в нас душу, чистою и потребует ее от нас. Ибо если она создана по образу Божию и подобию, то явно, что, будучи отображением богоначальной красоты, и она причастна красоты сей. И сие-то ведая, Псалмопевец, говорит: Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу (Пс. 29, 8), т.е. красоте души, чтоб, иначе склонившись на безобразные страсти греховные и сделавшись безобразной, не отпала она от Бога и Божественных воздаяний не лишилась.

    2) Поелику таким образом исповедуется, что такую имеем мы душу, прекрасную и добрую, и такой, как залог, должны будем представить ее Богу в последний день

    – 452 –



    воскресения; то прошу и молю, возлюбим сию красоту ее, и такую доброту ее сохраним, не обращая внимания и сердца на красоты века сего, и на доброты плоти и крови: ибо это не красоты, а истуканы красоты, лучше же: тление и прах. Что видим мы и на бывающем у нас пред глазами: ибо ныне добротнейший и краснейший завтра полагается во гроб, издает зловоние и всех от себя отвращает. Так ничего нет здесь добротного и достолюбезного, кроме одной дивной добродетели, к которой наипаче и стремиться должно нам.

    3) Если же, как, исповедуемо, часто случается, душа нетвердая осквернится нечестивыми помыслами, – ибо кто похвалится чисто имети сердце? (Притч. 20, 9), – то поскорее надобно ее очистить и возвести в прежнее доброе настроение, – чтоб иначе, замедлив во зле, не привлекла она смерти. – И никто не говори: не могу очиститься, будучи многими обременен грехами, слыша, что говорит Господь: аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут, яко червленое, яко волну убелю (Ис. 1, 18). Видите неизреченное человеколюбие Божие, по коему Он обещается не только очистить кающегося, но и возвести на верх благообразной красоты? – И примеры этому пред очами. Давид пророк был, но впал в грех блуда и убийства, однако же не отчаялся, но, скоро прибегши к покаянию, опять получил пророческий дар. –Манассия царь пятьдесят пять лет отклонял Израиля от истинного Бога; но покаялся, – и улучил спасение. Верховный из Апостолов, по отречении от Господа, употребив врачевство слез, опять восприял бремя Апостольства. Мария Египетская, – прохожу молчанием многие другие бесчисленные примеры, – дошедшая до последнего предела нечистоты похотной, поелику покаялась достодолжно, востекла потом на самый верх добродетели.

    4) Таким образом ни единого предлога нет ссылаться на бессилие и невозможность, коль скоро кто искренно возжелал спасться и с рвением приступить к делу сему. Только тому это невозможно, кто совершенно бесчувствен, и произвольно предает себя в руки смерти. – Почему слышим: вскую

    – 453 –



    умираете доме израилев, глаголет Господь (Иезек. 18, 31). Чего ради, когда предлежит нам бессмертная жизнь, мы избираем вечную смерть? благой Владыка наш каждодневно вопиет: придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокой вы (Мф. 11, 28). Но мы бремя грехов своих сбросить с себя не хотим. Он взывает: Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный (Иоан. 8, 12). А мы обращаемся в противоположную сторону, самыми делами изрыгая хульную речь: отступи от нас; путей Твоих видети не хощем (Иов. 21, 14). – После сего нам остается только выслушать приговор осуждения и отвержения: ходите светом огня вашего и пламенем, егоже разжегосте (Ис. 50, 11). Да ведаем однако же, что таковая творящии царствия Божия не наследят (Гал. 5, 21), как говорит Апостол. – Но да не будет, чтоб это и о нас справедливо могло быть сказано. – Вы други мои есте, аще творите елика Аз заповедаю вам, говорит Господь (Иоан. 15, 14). Будем же творить все заповеданное, да сподобимся другами Господу быть и наследовать царствие небесное.

    – 454 –



     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феодор Студит. Преображение – образ будущего века // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 451-454 (Подвижнические монахам наставления. 242).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Электронный текст из Библиотеки сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Последнее обновление файла: 10.12.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659