ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феодор Студит. Новоначальным сильны искушения, по причине остатка грешных пристрастий и привычек (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феодор Студит

    Подвижнические монахам наставления

     

    56.

    1) Новоначальным сильны искушения, по причине остатка грешных пристрастий и привычек. – 2) Велик образ жизни нашей, и потому что теперь имеем, и по тому, чего чаем, если сравнить его с мирской жизнью. – 3) Когда восстают искушения со вне, или от плоти и страстей, стойте и боритесь, пока победите. – 4) Перечисляются помыслы десной

    – 128 –



    и шуей стороны, и предлагается последним противиться, а к первым прилепляться. [1, 64].

    1) Не дивитесь, что случается иным из вас поскользнуться, а иным и совсем отпасть от нас, особенно из тех, которые еще проходят срок испытания, недавно вступив в обитель. Не выносят они благого ига Христова, по причине оставшихся в них недобрых расположений и склонностей, – нетрудолюбия, миролюбия и греховных привычек, почему возвращаются вспять, как псы на свою блевотину (1 Петр. 2, 22). Не ложно слово Господа, что мало стадо, к коему благоволит Отец Его (Лк. 12, 32), – что мало таких, кои тесными вратами и скорбным путем идут в царствие небесное (Мф. 7, 13. 14), что... аще кто не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братью, и сестер, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик (Лк. 14, 25).

    2) Велик и премирен образ Ангельской жизни нашей; я блажен, кого избрал для нее Господь из пошлого ничтожества мира, и кто, притекши по гласу Господню, ялся сего высшего чина жизни, чая отселе еще узреть созерцанием ума царство небесное. Ибо в дольнем мире тьма и мрак; и всякой человек, избирающий суетное, тленное, скоропреходящее и только здешнюю жизнь услаждающее, вместо благ вечных и нетленных, неизреченных и недомыслимых, как в ночной брани, не знает и не видит, откуда и как получает удары, от чего и как стекаются неблагоприятные обстоятельства и бьют его, как волны. Кто, узрев это и уразумев, исторгается из сей толпы плененных сетями дьявольскими, тот, как птица, воспаряет горе и подъемлется на мысленную гору богоугодной жизни, имея под собою долу ловца – сатану посмеваемым и попираемым, по слову Господа, рекшего: се даю вам власть наступати на змию и на скорпью, и на всю силу вражию (Лк. 10, 19). Наступайте же, и попирайте многообразные главы его и всю его горделивую борительную силу, облекшись во всеоружие подвижническое. Вот что свидетельствует

    – 129 –



    о вашем сыноположении Духом Святым и что делает вас сынами Богу.

    3) Отнюдь не колеблитесь ничем из случающегося с вами, во испытание боголюбивого расположения вашего. Не расстраивайтесь, когда подымется брань, внутренняя ли или внешняя, держась в своем чине до крови, в чаянии несомненном чрез терпение свое сподобиться и венцов. Мужайтесь, противоборствуя борющему вас змию лукавому. Знаете восстания плоти; знаете эти домашние воспламенения против дома святого, т.е. против честной души вашей; знаете страхи, этих волков аравийских, кои, совне представляясь в одеждах овчих, внутрь суть злобные всегубители: от плодов их познавайте их, по Святому Евангелию, и стойте твердо на своем.

    4) Когда возникают в вас помыслы боголюбия, целомудрия, благоговеинства, сокрушения, терпения, памятования о смерти, исходе, сретении Ангелов, предстании Господу, ответе пред судом Его, – приложу к сему, ставя первое на последнем месте, – и помыслы послушания, смирения, отсечения своей воли, перенесения осмеяний и сему подобное, тогда выдайте, что это помыслы десной части, помыслы царствия небесного, пролагающие путь восхождения к нему и сопровождающие его. Противоположные же сим помыслы суть, – миролюбие, грехолюбие, сластолюбие, продерзость, празднословие, многоспание, тщеславие, непослушливость, неверие, самовольное служение, – и что пересказывать каждую из страстей? – Изочту их, и паче песка умножатся (Пс. 138, 18). Зная таким образом, что десной принадлежит части и что шуей, от последнего бегите дальше и его обращайте в бегство, противясь тому, как учит св. Апостол Иаков: противитеся дьяволу, и бежит от вас (Иак. 4, 7); с первым же сочетайтесь, сообращайтесь, сосуществляйтесь и получите обетованное тем же Апостолом: приблизитеся Богу, и приблизитеся вам (Иак. 4, 8). Отнюдь не допускайте самолюбия, саморассуда, своеумия, ибо слово отеческое все такое почитает источником всяких

    – 130 –



    прелестей для послушника. Напротив, всегда держитесь братолюбия, простоты, безлукавности, нелюбия мира, беспритворства, уступчивости, послушности, богоразумия, богочестия и совершенной Богу преданности.

    – 131 –



     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феодор Студит. Новоначальным сильны искушения, по причине остатка грешных пристрастий и привычек // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 128-131 (Подвижнические монахам наставления. 56).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Электронный текст из Библиотеки сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Последнее обновление файла: 10.12.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659