НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Евагрий авва. Наставления братиям, живущим в киновиях и странноприимницах (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Евагрий авва.

    Наставления братиям, живущим в киновиях и странноприимницах

    1. Наследники Божии, послушайте слово Бога! Сонаследники Христовы, внемлите заповедям Христа!

    2. Вера – начало любви, конец же любви – ведение Бога.

    3. Страх Божий хранит душу, трезвение же утверждает ее.

    4. Терпение мужа рождает надежду, благая же надежда прославит его.

    – 608 –



    5. Кто в строгом подчинении держит плоть свою, тот достигнет бесстрастия, кто же питает ее, тот страдать будет из-за нее.

    6. Дух блуда в телах невоздержанных, дух же чистой стыдливости в душах воздержников.

    7. Уединение с любовью очищает сердце, отдаление же от других с гневом возмущает его.

    8. Лучше быть среди тысячей с любовью, чем одному скрываться в пещерах с ненавистью.

    9. Кто питает злопамятство в душе своей, тот похож на скрывающего огонь в плевелах.

    10. Не давай много пищи телу своему, и не увидишь во сне худых мечтаний, ибо как вода угашает огонь, так голод – скверные мечты.

    11. Муж гневливый страшлив, а кроткий не боится страха.

    12. Ветер сильный гонит облака, а злопамятство – добрые чувства из души.

    13. Кто молится за врагов, тот не будет помнить зла, и кто бережет язык, тот не оскорбит ближнего.

    14. Если оскорбит тебя брат твой, введи его в дом твой, и к нему не поленись войти, и вкуси с ним хлеб твой, и сие творя, избавишь душу свою (от мятежа), и не будет тебе претыкания во время молитвы.

    15. Не приобретает богатый ведения, и верблюд не пройдет в игольное ушко, но для Бога ничего тут нет невозможного.

    16. Кто любит деньги, не узрит ведения, и кто собирает их, омрачится (невежеством).

    17. В скиниях смиренных почивает Господь, в домах же гордых умножится проклятие.

    18. Бесчестит Бога, кто преступает закон Его, кто же хранит его, тот прославляет Творца своего.

    19. Души праведных отводятся Ангелами, а души злых берутся демонами.

    20. Куда входит грех, туда и невежество, сердца же праведных исполнятся ведения.

    – 609 –



    21. Лучше бедность с ведением, чем богатство с невежеством.

    22. Высшее украшение главы – корона, высшее украшение сердца – ведение Бога.

    23. Кто милосерд к бедным, тот искореняет гнев, и питающий их исполнится благ.

    24. В сердце кротком почивает премудрость, седалище же бесстрастия – душа добродеющая.

    25. Кто часто молится, тот избежит искушения, сердце же нерадивого возмятут помыслы.

    26. Не услаждайся вином, и не приманит тебя плоть.

    27. Не питай пространно плоть твою, и скверные помыслы оскудеют в тебе.

    28. Не говори: ныне праздник (пасха), выпью вина, или завтра пятидесятница, поем мяса. Для монахов нет праздника, чтоб наполнять чрево.

    29. Пасха Христова переход от греха (к добродетели и покаянию), пятидесятница же – воскресение души.

    30. Праздник Господень – забвение зол, помнящего же зло обымет плачь.

    31. Праздник Божий – истинное ведение, кто же внимает лжи и заблуждению, тот умрет дурною смертью.

    32. Лучше пост с чистым сердцем, чем насыщение в нечистоте души.

    33. Кто истребит худые помыслы в сердце своем, тот подобен тому, кто избивает младенцы о камень.

    34. Монах снолюбивый впадет во всякое зло, а любящий бдение, воспарит как птица.

    35. Во время бдений не предавайся повестям пустым и не отвергай словес духовных, потому что Бог назирает сердце твое, и не обезвинит тебя в грехе твоем.

    36. Долгий сон наводит искушение, бдение же разгоняет их.

    37. Многоспание огрубляет сердце, бдения же изощряют ум.

    38. Как огонь растопляет воск, так добрые бдения злые – помыслы.

    – 610 –



    39. Но лучше спать, чем проводить время в пусторечии.

    40. Сновидение Ангельское веселит сердце, а демонское возмущает его.

    41. Покаяние и смирение восставляют душу, милостыня же и кротость укрепляют ее.

    42. Помни всегда об Отце твоем Небесном, и не забывай никогда о суде последнем, и не впадет в грех душа твоя.

    43. Если дух уныния нападет на тебя, не оставляй кельи своей и не уклоняйся (инуды – не уходи) во время печали: ибо как кто отчищает серебро (трением), так блестящим станет сердце твое, если устоишь непоколебимо.

    44. Дух уныния отводит слезы, а дух печали подавляет молитву.

    45. Как не удерживаешь скорпиона за пазухою, так не держи худого помысла в сердце своем.

    46. Как золото и серебро испытывает огонь, так сердце монаха – искушение.

    47. Кто не достигает искомой славы, печален бывает, а кто получает ее, гордится.

    48. Не вдавай в гордость сердца твоего, и не скажи пред Богом: я и сам в силах, – чтоб Господь не оставил души твоей и злые бесы не смирили ее. Тогда смятут тебя воздушные враги твои, и ночные ужасы обымут тебя.

    49. Сосуд избран – душа чистая, нечистая же исполнится горестей.

    50. Без млека не отдоится дитя, и без бесстрастия не возликует душа.

    51. Любви предшествует бесстрастие, ведению же предшествует любовь.

    52. Страх Божий рождает премудрость, вера же Христова дает страх Божий.

    53. Стрела огненная зажигает душу, но муж доброделатель погашает ее.

    54. Слушай, монах, слово отца твоего, и не делай тщетным

    – 611 –



    наставления его. Сим образом избежишь помышлений злых, и злые демоны не одолеют тебя.

    55. Плохой расходчик (в монастыре) возмущает души братий, а кто растрачивает монастырское добро, святотатствует.

    56. Кто худо говорит о брате своем, истребится, и презирающий нуждающегося, не увидит света.

    57. Не говори: ныне пребуду, а завтра уйду (из монастыря), потому что не в мудрости вздумал ты это.

    58. Монах-шатайка придумывает ложные речи, и (воротясь) обманывает он старца своего.

    59. Кто красно одевается и наполняет чрево свое, тот пасет срамные помыслы и не внидет в сонм святых.

    60. Когда пойдешь в село, не приближайся к женщинам и не заводи с ними речей: иначе как рыба, проглотившая уду, повлечется вслед им душа твоя.

    61. Великодушный монах достигнет бесстрастия, кто же огорчает братий, ненавистен будет.

    62. Кроткого монаха любит Господь, а сварливого отгоняет от Себя.

    63. Если опечален брат, утешь его, и если скорбит, соскорби ему: делая это, обрадуешь сердце его и великое сокровище соберешь себе на небе.

    64. Не приклоняй слуха твоего к речам против старца твоего, и не возбуждай против него души того, кто не чтит его, чтоб не прогневался Господь делами твоими, и не изгладил тебя из книги живых.

    65. Ленивый монах много потерпит вреда, а если будет упорствовать в нраве своем, то сбросит и одежду монашескую.

    66. Монах двоязычный возмущает братий, а верный вводит мир.

    67. Кто полагается на свою твердость, падет, кто же смиряет себя, вознесен будет.

    68. Не предавайся насыщению чрева и не будешь преодолеваем ночным сном: сим образом скоро сделаешься чистым, и Дух Господен снидет на тебя.

    – 612 –



    69. Пением псалмов укрощается гнев: и великодушием отгоняется страх.

    70. Кто учащает пиры, померкнет свет того и душу его накроет тьма.

    71. Весом вкушай хлеб и мерою пей воду, и дух блуда убежит от тебя.

    72. Не подставляй ноги брату своему и о падении его не радуйся, ибо Господь видит сердце твое и предаст тебя за то в день смерти.

    73. Кто соблазняет мирян, не останется без наказания, и кто оскорбляет их, бесчестит имя свое.

    74. Кто любит мир, вкусит соты его, и кто умножает его, исполнится меда.

    75. Чти Бога и познаешь бестелесных, служи Ему, и Он покажет тебе разум веков.

    76. Плоть Христова – деятельные добродетели: кто вкушает их, тот сделается бесстрастным.

    77. Кровь Христова – различение деяний, кто пьет его, тот просветится им.

    78. Грудь Господня – ведение Бога: кто возляжет на ней, будет богословом.

    79. Исполненный ведения и делатель добра встретились между собою, в середине же их Господь.

    80. Не оставляй веры крещения твоего и не погубляй печати духовной, чтоб Господь пребывал с душою твоею и покрывал тебя в дни зла.

    81. Речи еретиков – вестники смерти, кто принимает их, сгубит душу свою.

    82. И ныне послушай меня, сын мой: не подходи к дверям мужей неверных и не ходи поверх сетей их, чтоб не запутаться.

    83. Удали душу твою от знания ложного: я часто говорил с ними (заблуждающими) и мрачные речи их исследовал, и нашел в них яд аспидов. Кто принимает их – погибнет, и кто любит их – исполнится зла.

    – 613 –



    84. Видел я отцов мудрования их: и не увидел света истины в речах их.

    85. Пути Провидения покрыты мраком, и не постижимы разуму судьбы Его, но муж доброделающий познает их.

     

     

    – 614 –



     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Евагрий авва. Наставления братиям, живущим в киновиях и странноприимницах // Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. М., 1895, с. 608-614.

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Электронный текст из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 12.03.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659