. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Зеньковский В. В. /Рецензия/ H. О. Лосский. Ценность и бытие. YMСA Prеss 1931 (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Зеньковский Василий Васильевич

    /Рецензия/

    H. О. Лосский. Ценность и бытие. YMСA Prеss 1931

     

    Вопрос, которому посвящена новая книга Н. О. Лосского, несомненно принадлежит к числу важнейших вопросов философии. В наивном мироотношении понятия бытия и ценности неотделимы одно от другого, но в философском сознании понятие ценности очень рано субъективируется, существенно отделяется от понятия бытия. Через всю историю проходит это раздвижение метафизики и этики, но своего наиболее законченного

     

    – 89 –




    и утонченного выражения оно достигает в трансцендентализме, в учении о том, что познание и оценка суть разные категории духа. Хотя эти категории каждая признается априорной, но это формальная их "равночестность" не может ослабить факта полного отсутствия внутренней связи познания и оценок; та же внешняя и по существу остающаяся необъяснимой их связь, которая заключена в единстве субъекта, познающего и оценивающего мир, признается просто последним фактом в жизни духа. Во второй половине XIX века появилось интересное учение, которое стремилось сохранить за всеми не-познавательными формами мироотношения (т. е. за этикой, эстетикой, религией) их значительность и глубину – путем разграничения аксиологических утверждений (Wеrthurthеilе) от обычных суждений. (В богословии проводниками этого учения были Ричли Герман, в философии – Мейнонг, Майер, – не упоминая уже о Брентано, имевшем столь глубокое влияние на всю новейшую философию).

    Взаимоотношение метафизики и этики, понятий бытия и ценности, категории познания и оценок принадлежит действительно к числу центральных проблем философии. И если преодоление трансцендентализма в гносеологии достигло больших успехов, пролагая путь для гносеологического онтологизма, – то этого отнюдь нельзя сказать о трансцендентализме в сфере этики. Нередко встретить философов, освободившихся от чар трансцендентализма в гносеологии, но остающихся верными ему в этике. Можно даже сказать более: ничто так не характерно для огромного числа современных философов, как раздвижение сферы бытия и сферы ценностей. И, конечно, тайное основание этого раздвижения лежит в иррелигиозности современной философии, – ибо признание внутреннего единства бытия и ценности и есть основное утверждение всякой религии (как это особенно ясно показал Геффдинг в своей "Философии религии").

    Нельзя не приветствовать поэтому попытки Н.О. Лосского подвергнуть внимательному и точному анализу вопрос о соотношении понятий бытия и ценности. Как всюду в работах Лосского, так и в новой его книге критическая часть работы сделана блестяще, с тем особым мастерством простоты и в то же время глубины, которое присуще философскому дарованию Лосского. Жалко однако, что вся литература об упомянутых Wеrthurthеilе (обзор ее см., напр., в книге H. Maier. Ubеr das еmotionalе Dеnkеn) осталась вне поля исследования Лосского. Борьба с аксиологическим релятивизмом проведена в книге очень хорошо, – забыто впрочем, что в этой борьбе трансцендентализм является союзником. Странно, что защищая онтологическое учение о ценности, Лосский

     

    – 90 –




    совершенно не занят преодолением этического трансцендентализма *). Хотя это и объяснимо отчасти из того, что гносеология Лосского проходит вообще мимо проблемы трансцендентализма (и потому не снимает ее), но все же нельзя не пожалеть, что наш автор не посчитался с трансцендентализмом в этике, как таковым.

    Собственные построения H. О. Лосского отличаются ясностью и цельностью, но вызывают те же возражения и замечания, что и вся его система. Хотелось бы лишь отметить, что в учении о зле заметны в книге колебания, которые я хотел бы приветствовать. С одной стороны, следуя своим прежним взглядам, Лосский связывает зло с "психо-материальной действительностью" (с чем никак нельзя согласиться), с другой стороны он еще дальше углубляет то, что кое-где уже высказывал раньше о царстве зла – особенно замечательно признание Лосского, что рядом с Царством Божием и психо-материальным царством "он готов признать и "царство адского бытия" (стр. 130). Для этической метафизики, как ее строит Лосский, недостаточно говорить о свободе, как первопричине зла, – необходимо ближе подойти к теме "грехопадения".

    Вся книга читается с чрезвычайным интересом, и хочется пожелать автору, чтобы он продолжал свои изыскания в области этики.

     

    В. В. Зеньковский.

     

     

    __________

    *) В русской литературе есть блестящая статья на тему о трансцендентализме в этике, написанная очень давно С. Л. Франком ("О трансцендентальном идеализме").

     

    – 91 –




    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Зеньковский В. В. /Рецензия/ H. О. Лосский. Ценность и бытие. YMСA Prеss 1931 // Путь. № 30, 1931, с. 89-91.

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.07.2018.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ
    hristianstvo.ru

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3301 2309 723

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .