. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Веселова Е. К. Психологические следствия разрушения этических идеалов Православия (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Веселова Е. К.

    Психологические следствия разрушения этических идеалов Православия

     

    Наиболее общее определение морали, которое дают современные философы, звучит как совокупность ценностей и норм, ориентирующих человека на идеал единения с другими людьми. Это определение является весьма конструктивным с точки зрения сравнения нравственных идеалов различных мировоззренческих систем. Этический идеал Православия – жертвенная братская любовь, не только к близким своим, но и к врагам, в случае его действительной реализации в социальных отношениях, гораздо более тесно объединит людей, чем этика справедливости, или этика свободного развития личности и достижения успеха, характерные для нравственных идеалов гуманизма.

    Факт возникновения негативной реакции у людей в ответ на нарушение идеала справедливости стал предметом исследования философов и врачей-психиатров и получил название «ресентимента». Это явление исследовали Макс Шелер, Карл Ясперс. Ресентимент – негативное психическое состояние, эмоциональная, реактивная составляющая которого содержит посыл враждебности - интенсивное переживание и последующее воспроизведение негативной ответной реакции на другого человека. Важнейший исходный пункт в образовании ресентимента – импульс мести в ответ на нарушение справедливости (в том виде как ее понимает сам человек). Результатом является враждебное отношение к другому человеку, желание мстить, т.е. фактически разрушение социальных связей, разрушение чувства единения, единства с другими людьми.

    Христианский этический идеал, помимо общей заповеди о любви, раскрывается и в других конкретных заповедях: «люби врагов твоих» и «если ударят тебя по правой щеке – подставь левую». Эти заповеди и направлены на устранение ресентимента, являясь по сути дела профилактикой возникновения негативной эмоциональной ответной реакции у потерпевшего, на воспитание у него более сильной позиции любви и прощения. Чувство мести рассматривается в Православии как грех, в котором необходимо каяться. Наоборот, в этике справедливости – чувство желания мести - законное чувство, которое ищет своего удовлетворения в действиях, направленных против обидчиков.

    Разрушение традиционных нравственных идеалов Православия прослеживается в результатах эмпирического исследования. Проводилось психодиагностическое обследование студентов-медиков (208 ч.), в котором исследовались взаимосвязи нравственной направленности личности (при помощи методики «Друг-советчик») с другими личностными характеристиками.

    Суть методики «Друг-советчик» (авторы: Веселова Е.К., Черняева С.А.) состоит в том, что студентам предлагаются для разрешения ситуации, каждую из которых можно рассматривать как ситуацию морального выбора. В набор включены ситуации, основанные на заповедях Моисея, на новозаветных заповедях милосердия и других общепринятых моральных нормах. Результаты были подвергнуты факторному анализу. Выделенная факторная структура, на наш взгляд, отражает наличие отдельной личностной структуры, ответственной за регуляцию нравственного поведения.

    Получилось, что выраженная агрессивность и маскулинность, следствием которых является стиль поведения «жесткой направленности на успех любой ценой» и формирование типов психологических защит, способствующих формированию «образа врага» в конфликтных ситуациях общения («проекции» и «замещения») и «интеллектуализации» как способа борьбы с иррациональной частью своей совести - связаны с установкой на возможное нарушение моральных норм в случае личной выгоды. Здесь очевидна ориентация на этику справедливости и успеха. Самое печальное, что у таких людей исчезает понимание абсолютности соблюдения моральных норм. И не просто моральных норм, а естественного нравственного закона и христианской заповеди любви. В этом можно видеть проявление ресентимента - враждебной ненаправленной агрессии, причиной которой является разрыв отношений с Богом, отвержение Его заповедей и практики церковного покаяния.

     

     

    Первоначальный файл с сайта pokrov-forum.ru.

    Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Последнее обновление файла: 05.03.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ
    hristianstvo.ru

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3580 2511 702

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .