. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Веселова Е. К. Онтологическая идентичность и стратегии совладания (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Веселова Е. К.

    Онтологическая идентичность и стратегии совладания

     

    В имеющихся сегодня психологических определениях понятия “идентичность личности” не указаны отношения человека с Богом. И все же, в психологическом определении личностной идентичности просматривается вертикальная составляющая, которая отражает связь человека с Богом, тварность человека. Вертикальная составляющая личностной идентичности определяется как субъективное ощущение тождества и целостности, непрерывности существования Я во времени, состояние, когда в человеке наиболее интенсивно и глубоко присутствует ощущение собственной активности и жизненной силы (Э. Эриксон). С точки зрения ощущения непрерывности личного бытия, его устремленности в будущее и упования на будущее существование, важным моментом является то, как представлены конечная точки бытия и индивидуальный смысл жизни в сознании человека.

    Понятие о личностной идентичности многогранно, как и понятие “личность”. Самым глубоким слоем личностной идентичности является “онтологическая идентичность” — отождествление себя человеком с существованием (бытием) в определенной реальности, переживание, ощущение и осознавание себя существующим в реальности определенного типа. Имеется в виду субъективное представление об этой реальности, которое включает решение наиболее значимых для личности экзистенциальных проблем: “как понимать жизнь вообще”, “каковы границы жизни и смерти”, “что такое человек”, “что такое смерть”. Поскольку смерть — первичный источник экзистенциальной тревоги (И. Ялом), то одним из наиболее значимых следствий онтологической идентичности личности является ее отношение к смерти и индивидуальный способ совладания со страхом смерти.

    В данном исследовании мы изучали индивидуальное мировоззрение человека, не являющегося философом, нас интересовали только субъективные представления о реальности бытия. Для этого была разработана анкета для исследования метафизических взглядов человека. Анкета включает в себя пять вопросов о душе как понятии наиболее тесно связанном с экзистенциальными взглядами личности. Респонденту задаются вопросы о происхождении, назначении и посмертной судьбе души человека с предоставлением ему выбора высказываний, в наибольшей степени соответствующих его взглядам. В каждом вопросе предусмотрена также возможность свободного ответа. Пятый вопрос анкеты был посвящен непосредственно посмертной участи души, т. е. выявлял взгляды на смерть.

    Эмпирическое исследование метафизических взглядов при помощи анкеты “О душе” проводилось в 2000 году на выборке студентов-медиков в 208 человек. Перед исследованием всем студентам задавался вопрос об их конфессиональной принадлежности. Не все студенты смогли ответить на этот вопрос четко. Некоторые определяли себя как “христиане” вообще или “идеалисты”. Мы интерпретировали этот факт таким образом, что они еще не пришли к четкому осознанию своей онтологической идентичности и, по всей видимости, их взгляды могут быть весьма разнообразными и далеко отстоящими от всех конфессиональных, и даже философских интерпретаций основных категорий реальности бытия. Ниже приводится конфессиональный состав всей выборки студентов-медиков.

     

    Тип конфессии

    (или мировоззренческая позиция)

    Количество студентов,

    причисливших себя к данной конфессии

    или мировоззренческой позиции

    Православные

    77

    Протестанты

    6

    Католики

    1

    Атеисты

    50

    Христиане (вообще)

    19

    Мусульмане

    4

    Буддисты

    4

    Идеалисты

    46

    Свидетели Иеговы

    2

    Сатанисты

    1

     

    Как оказалось, наиболее многочисленные группы составляют парвославные, материалисты и идеалисты. На следующем этапе исследования были отобраны три группы студентов, определивших свою конфессиональную или идеологическую принадлежность как “православные”, “материалисты” и “идеалисты”. В каждую выборку вошло по 40 человек. Группы православных и материалистов удалось сбалансировать по количеству мужчин и женщин (по 20 человек тех и других). Группу идеалистов не удалось сбалансировать по составу, и туда вошли 6 мужчин и 34 женщины.

    Результаты опроса показали непоследовательность и размытость метафизических взглядов студентов. Несмотря на декларируемую идентичность атеистической доктрине, 55% материалистов признают существование мира духовных сущностей, и только 25% из них считают, что “душа после смерти прекращает свое существование”.

    Фактом, свидетельствующим о спутанности взглядов у студентов, идентифицировавших себя с православием, является то, что 30% респондентов из этой группы поддерживают идею реинкарнации, совершенно не свойственную православному мировоззрению. Размытость и неопределенность взглядов на душу проявилась и в том, что очень многие студенты, сначала выбрав закрытый вариант ответа на вопрос, добавляли свое понимание вопроса.

    Особенно большое разнообразие мнений и представлений было высказано по вопросу о том, что происходит с душой после смерти. Предлагались самые неожиданные ответы. Например: “попадает в какой-то другой мир и там обретает свое тело”, “живет в сердцах тех людей, которые меня любят”, “обитает там, где ей больше нравится”, “начинает существовать как высший разум”, “переходит в ноосферу”, “что-то происходит, она не может просто испариться”. В целом, по нашему мнению, все эти представления о посмертной участи души носят защитный характер от болезненной экзистенциальной проблемы смерти.

    Далее мы пытались проверить гипотезу о влиянии мировоззрения (или онтологической идентичности) на индивидальные способы психологической защиты и совладания. Ниже приведены значимые различия (p < 0,05) в типах стратегий совладания у студентов-атеистов и православных.

     

    Выраженность типа копинг-стратегии (по Р. Лазарусу), %

    Атеисты

    N = 40

    Православные

    N = 39

    Принятие ответственности

    59,45 ± 20,03

    68,1 ± 18,37

    Положительная переоценка

    51,5 ± 16,05

    58,9 ± 16,44

     

    Поскольку выборки были сбалансированы по числу мужчин и женщин, можно с уверенностью сказать, что православные в большей степени принимают на себя ответственность, чем атеисты. Им в большей степени свойственна и копинг-стратегия “положительная переоценка событий”.

    Ниже приведены значимые различия (p < 0,05) в выраженности типов психологических защит (по методике Келлермана—Плутчика) и стратегий совладания (по методике Р. Лазаруса) у студентов-медиков с разными взглядами на посмертное существование души.

     

    Тип

    психологической

    защиты

    и копинг-стратегии

    “Душа после смерти

    попадает в ад или рай”

    (n = 64)

    “После смерти душа

    переселяется в тела

    других людей и животных”

    (n = 75)

    Отрицание

    9,1 ± 2,11

    8,4 ± 2,14

    Конфронтация

    49,0 ± 14,66

    54,7 ± 16,78

    Дистанцирование

    48,8 ± 16,06

    58,3 ± 16,3

     

    Полученные результаты действительно демонстрируют различие в степни выраженности таких типов совладания, как конфронтация и дистанцирование у студентов, принимающих христианский взгляд на посмертное существование души, и у студентов, придерживающихся идеи реинкарнации. Те, кто придерживается идеи реинкарнации, чаще используют конфронтацию и дистанцирование в процессе взаимодействия со стессогенными ситуациями. Оказались значимыми различия в степени выраженности психологической защиты типа “отрицание”. Это механизм, посредством которого личность отрицает либо некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-то внутренний импульс или сторону самое себя. У студентов, придерживающихся идеи реинкарнации, этот механизм выражен меньше. Очевидно, что принятие идеи реинкарнации в качестве решения экзистенциальной проблемы смерти ослабляет экзистенциальную тревогу.

     

     

    Первоначальный файл с сайта pokrov-forum.ru.

    Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.

     

    Последнее обновление файла: 05.03.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ
    hristianstvo.ru

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3580 2511 702

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .