. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Шеховцова Л. Ф. Категориальный аппарат психологии, ориентированной на христианство (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Шеховцова Л. Ф.

    Категориальный аппарат психологии, ориентированной на христианство

     

    Категориальный аппарат современной психологии в настоящее время еще не сформирован. Сегодня имеются отдельные попытки выделения основных категорий психологии, но они еще далеки от завершенности [2, 6]. Категориальный аппарат христианской антропологии просматривается более четко, так как святоотеческое учение о человеке содержит определенный ряд понятий, употребляемых практически всеми святыми отцами. В связи с возникновением в нашей отечественной психологии направления, ориентированного на христианское мировоззрение, – христианской психологии, представляется актуальной и целесообразной постановка задачи разработки категориального аппарата христианской психологии.

    Христианская антропология содержит собственно учение о человеке – антропологию; учение о спасении человека – сотериологию; аскетику – учение о том, как спастись человеку. Соответственно, основные категории антропологии: сотворение человека, человек внешний и внутренний, тримерия (двумерия), тело, душа, дух, образ Божий в человеке, страсть, сердце, вера (богообщение). Основные категрии сотериологии: целостность, падшесть (грех), метанойя (покаяние), уподобление (обожение, теосис), добродетель, свобода, смерть, воскресение. Основные категории аскетики: помысел, борьба со страстью, пост, молитва, синергия, прелесть, благодать, таинство.

    Христианская психология, основывающаяся на христианском учении, рассматривает человека не только в реалии его искаженной грехопадением природы и жизненного пути от зачатия до смерти, но и в аспекте долженствования – каким он должен стать в соответствии с замыслом Бога о нем. Кроме этих отличий христианской психологии от секулярной в ней есть еще категория человеческого духа, имеющая принципиально иной онтологический уровень.

    Христианская антропология исходит из целостности иерархической тримерии человека – «тела–души–духа» [7]. А также из того, что человек сотворен Богом из праха земного по образу Своему. Предметом секулярной психологии формально является психика человека, но, отвечая сегодня на запрос психологической практики работы с человеком, теоретическая психология вынуждена интегрировать знания о человеке пограничных и смежных с ней наук. Таким образом, первой категорией христианской психологии, реализующей целостный подход к человеку в традиции христианской антропологии, должна стать категория «человек». Данную категорию в христианской психологии представляется целесообразным понимать как уникальную неповторимую индивидуальность, иерархическую структуру разноуровневых свойств – биологических, психологических, духовных. В христианской антропологии такому пониманию индивидуальности человека, на наш взгляд, близка категория «тримерии».

    Категорию «тело» (в терминологии христианской антропологии), обозначающую структуру биологических природных свойств человека в христианской психологии, на наш взгляд, можно соотнести с категорией «индивид» в секулярной психологии.

    «Надприродное» образование в человеке отражает в богословии понятие «личность» [5]. В секулярной отечественной психологии понятие «личность» рассматривается как социально-культурная реальность, при этом акцент делается на социальных факторах развития. Категорию «личность» в христианской психологии, на наш взгляд, следует понимать как интеграцию телесных, душевных и духовных свойств человека, приобретаемых в результате развития, социализации, духовного возрастания, но с акцентом на духовных факторах. Особыми категориями христианской психологии являются такие, как: «образ Божий», «обожение» (теосис), «метанойя».

    «Свобода» – онтологическое свойство человека: Творец создал человека со способностью к активности, в своей активности человек свободен – он сам решает и выбирает тот или иной вид или направление активной деятельности, сам определяет себя и творит свою жизнь. В секулярной психологии у некотрых авторов есть категория «деятельность», у других – категория «активность». Представляется, что категории «активность» и «деятельность» являются производными, менее обобщенными по сравнению с категорией «свобода». Свобода, или произвольная активность, укоренена в природе человека, является способностью, свойством Богом созданной природы человека. Поскольку первый человек, Адам, употребил свою свободу себе во зло, то произошло искажение его изначально совершенной и целостной природы: нарушилась иерархия в его тримерии и распалась целостность. Актом искупления искаженная, падшая природа человека может быть восстановлена, но для этого человеку надо увидеть, понять, покаяться и измениться.

    «Метанойя» (покаяние) – следующая важнейшая категория христианской психологии. «Страсть» – особая категория христианской психологии, которую на языке современной психологии можно рассматривать как зависимое поведение. «Добродетель» – взаимосвязанная со «страстью», противоположная ей категория, обозначающая желаемое поведение, реализующее исполнение заповедей, состояние, противоположное греху. Изменение себя возможно через преодоление страсти как греховной наклонности. А. В. и В. А. Петровские [6] предлагают такую «экстрапсихологическую» категорию, как «идеал» и «метапсихологическую», как «ценность», которые более или менее близки категории «добродетель».

    Борьба человека со своими страстями и приобретение им добродетелей при осуществлении жизни по заповедям создают человеку возможность для духовного возрастания. Это отражает категория «обожение» («теосис»), включающая цели изменения и преображения человека. Обожение человека происходит только с помощью Бога, через посылаемую Им благодать в соработничестве с человеком (синергии).

    Если такую категорию секулярной психологии, как «развитие». рассматривать как качественное изменение, преобразование человека, а не как количественный рост какого-либо признака, то можно увидеть некоторое сходство процесса в категориях «обожение» и «развитие», но не в их конечном результате. Итогом обожения является уподобление человека Иисусу Христу, одухотворение (стяжание Духа Святого), а под итогом развития психической сферы в психологии понимается приобретение новых психических качеств [8].

    В секулярной психологии есть категории, которых нет в христианской антропологии: «психика», «сознание» и «самосознание», «отражение». Возникает вопрос, имеются ли в христианской антропологии какие-либо соответствующие им категории или понятия? Центральная категория христианской антропологии – «душа», описывается святыми отцами как состоящая из трех частей (сил): разумной (словесной), чувствительной (раздражительной) и вожделевательной (волительной). Это соответствует классической триаде психики, включающей «ум – чувство – волю». Таким образом, имеются, на наш взгляд, достаточные основания к отождествлению такой категории психологии, как «психика», с такой категорией христианской антропологии, как «душа».

    В позитивистской психологии основной функцией психики полагается отражение внешнего мира, поэтому категория «отражения» – одна из главных. Отражение внешнего, объективного мира во внутреннем, субъективном мире человека является условием познания человеком внешней реальности и существования в ней. Поэтому представляется, что и христианская психология не может обойтись без категории «отражение», которой соответствует категория «познание». Однако познание в рамках христианской психологии не может быть ограничено познанием только внешнего мира или себя, а обязательно должно включать и Богопознание (веру). «Вера» в богословской литературе понимается как «предзнание».

    «Сознание» понимается в секулярной психологии как высшая психическая функция и является традиционной составляющей категориального списка. В христианской антропологии высшим проявлением души полагается дух. Тримерическое описание человека в христианской антропологии основано на словах апостола Павла: «Сам же Бог да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целостности да сохранится без порока» (1 Фес. 5, 23). Это описание разделяет такие компоненты тримерии человека, как «душа» и «дух».

    Представляется, что в христианской психологии можно отождествить «дух» с «сознанием». Рассмотренные аналогии «души» и «психики», духа как высшего проявления души или сознания как высшей функции психики – дают такие основания. «Дух» с «сознанием» отождествляли и такие религиозные философы, как В. В. Зеньковский [4], С. Л. Франк [9]. Итак, в категориальный аппарат христианской психологии может быть включена и категория «дух» (сознание).

    Понятие «самосознания» в секулярной психологии обычно полагается производным от «сознания» – вначале в онтогенезе человек осознает внешний мир, а затем вычленяет, осознает себя в качестве субъекта. В. Зеньковский полагает, что, наоборот, сознание является функцией самосознания [3, 4].

    В христианской антропологии есть понятие «сердце», которое очень многозначно, но наиболее часто вкладываемый в это понятие смысл – понимание его как духовного центра человека, центра сознания, души и тела [1]. Таким образом, еще одной категорией христианской психологии должна быть категория «Я» – «сердце», обозначающая самосознающую себя субстанцию.

    Категориальный аппарат – язык, несущая основа научной дисциплины, без него не может быть установлена ни обстоятельность, ни самостоятельность науки [2]. Наличие собственного предмета и аппарата категорий может быть признаком того, что христианская психология состоялась. Приведенный анализ является пока лишь одной из первых попыток, призванной обратить внимание на возникающую на стыке психологии и христианского учения о человеке христианскую психологию.

     

    Литература

     

    1. Вышеславцев Б. П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. 1990. № 4.
    2.  Генецинский В. И. Экстрагирование и интерпретация базисных понятий психологии // Вопросы психологии. 1994. № 3.
    3. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж: ИМКА-Пресс, 1934.
    4. Зеньковский В. В. Об образе Божием в человеке. Париж, 1930.
    5. Лосский В. И. Богословие и боговидение. М., 2000.
    6. Петровский А. В., Петровский В. А. Категориальная система психологии // Вопросы психологии. 2000. № 5.
    7. Позов А. Основы древне-церковной антропологии. Мадрид, 1965.
    8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2000.
    9. Франк С. Л. Душа человека. Париж: ИМКА-Пресс, 1964.

     

     

    Первоначальный файл c сайта pokrov-forum.ru.

    Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Текст добавлен 01.03.2011. Последнее обновление 01.06.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .