ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Манеров В. Х. Свойства и состояния совести: в тюрьме и на воле (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Манеров В. Х.

    Свойства и состояния совести: в тюрьме и на воле

     

    Вопрос о состоянии духовно-нравственной сферы человека в современной России – наиболее актуальный и широко обсуждаемый. Светские и религиозные власти сходятся в своем диагнозе, усматривая причину многочисленных кризисных явлений в различных сферах, от политики и экономики до культуры, науки, образования, катастрофическим уровнем нравственности и возрастающей степенью бездуховности. Патриарх Алексий 2-й на Рождественских чтениях в 2002 году говорил: «Судьба миллионов детей в России, не защищенных от негативных последствий моральной опустошенности окружающего их мира трагична... множество юных душ приобщились к алкоголю, наркотикам, разврату… Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены во главу угла». Совсем недавно, после трагедии в Беслане, президент России сказал, что причина терроризма – в бездуховности и безнравственности.

    Совесть – интегративный механизм человеческой психики, его нравственный стержень, позволяющий различать добро от зла и поступать по добру. В христианском толковании совесть духовна, она способна «приоткровенно» слышать голос Бога в человеческом сердце. Состояние совести – непосредственный индикатор состояния духовно-нравственной инстанции личности. Современная секулярная психология редуцирует понятие совести до нравственного уровня, тогда как православная психология по замыслу своему пытается обогатить психические явления духовным содержанием.

    В наших исследованиях совести используется методология феноменологического исследования, когда феномен, представленный в сознании и описываемый респондентами, служит основанием для построения имплицитной модели совести. После анализа многочисленных описание и тестовых процедур выявлен следующий, лежащий в основе представлений испытуемых, профиль совести:

    1. голос Бога;
    2. совокупность положительных качеств личности;
    3. контролер, регулятор поведения;
    4. учитель, советчик;
    5. источник отрицательных эмоций;
    6. источник положительных эмоций;
    7. центр личности;
    8. метафора;
    9. совесть безразлична или обесцениваема;
    10. совесть отвергается.

    Полученное от респондента, на основе проективных тестов, описание совести, с помощью профиля совести становится основанием для индивидуальной психодиагностики. Конструктная валидность, измеренная с помощью теста принятия христианских заповедей, составила 0.45, что приемлемо для исследовательских методик. Нас интересовала групповая диагностика – сравнительный анализ состояния совести двух групп испытуемых: 1) лиц, совершивших уголовные преступления и отбывающих сроки заключения, в сравнении с 2) состоянием совести людей на свободе. Исследовательская гипотеза состояла в предположении, что характеристики совести и отношение к ней у заключенных окажутся менее благополучными. Обе группы представлены молодыми людьми различных профессий – бизнесменов, охранников, служащих.

    Были получены (данные получила дипломница О.Коданева) среднегрупповые профили для 1-й и 2-групп и результат оказался противоположным ожидаемому (cм. графики, где бордовый цвет принадлежит заключенным). По большинству показателей совести, кроме показателей «совесть – контролер» и «совесть – центр личности» показатели заключенных выше. Более того, они чаще воспринимают ее как голос Бога (см. первый столбец) и менее обесценивают и отвергают совесть – см. два последних столбца графика.

    Для объяснения результатов, которые, кстати, подтвердили данные, полученные с использованием других методик магистрантом А.Бесхмельницыным, были выдвинуты следующие объяснительные гипотезы.

    Первая – результат есть следствие фактора социальной желательности ответов (фасада), некоей мимикрии испытуемых, характерной для заключенных. Но против этой гипотезы работают проективный, неочевидный характер методики, а также некоторые результаты – то, что заключенные намного чаще характеризуют совесть как голос Бога, что вряд ли может повлиять на их положение и т.п.

    Вторая – действительное состояние нравственного сознания заключенных повышается за счет «работы страдания и угрызений совести». Как отметил при обсуждении доклада прот. Владимир (Цветков) состояние совести у заключенных, по его наблюдениям, выше, поскольку, находясь в заключении, они могут двигаться лишь по духовной вертикали, а мешающие телесные, душевные потребнссти ограничены. Другие дело, что признаки духовного выздоровления не замечаются, не принимаются и не поддерживаются обществом, и участвовавший в обсуждении полковннк милиции утверждал, что полученные данные свидетельствуют лишь о способности к лживости, притворству, актерству «зеков». Третья – о состоянии нравственности и духовности людей на свободе. Как выясняется, она, по крайней мере, не выше, чем в колонии, и этот результат надо принять и осознать как данность современной России.

     

     

    Первоначальный файл c сайта Межвузовской ассоциации "Покров".

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 15.03.2012.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659