. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Легостаева Марина Вениаминовна. Православная психотерапевтическая группа (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Легостаева Марина Вениаминовна

    Православная психотерапевтическая группа

    Особенности динамической терапии

     

    Православный психолог Легостаева Марина Вениаминовна приглашает всех желающих для участия в православной психотерапевтической группе. Подробности о целях группы, условиях и особенностях группы можно прочитать ниже.

    На все вопросы ответы по телефону 8-911-792-43-72 или ВКонтакте на странице Легостаевой М. В.

     

    Для того, чтобы рассказать о групповой психотерапии и об особенностях православной группы, следует несколько слов сказать о том, что собой представляет психодинамическая группа. Не раз уже в своих статьях я писала о том, что человеческая личность – это динамический процесс. Человек не статичен. И этот процесс имеет свою внутреннюю интенцию (намерение) на продолжение развития независимо ни от возраста, ни от каких-либо других ограничений. Однако в нашем сознании сформировалась установка, что мы развиваемся до какого-то возраста, а дальше уже развитие останавливается. Это не так. Согласно всем духовным учениям человек призван пройти глубокую трансформацию в своем земном пути. В христианстве для этого есть определенный термин – преображение. Из плотско-душевного состояния выйти на уровень духовности… Состояние человека ветхого преобразить на состояние человека во Христе. Но психологическое (душевное) неотделимо от духовного. По учению святых отцов дух в человеке есть высшая часть души.

    Не удивительно поэтому что многие наши проблемы, в том числе и невротического характера, связаны с  ложной установкой, что мы уже сформировались, дошли до своего предела. Как правило, такое ощущение говорит о том, что мы подошли к важным новым этапам в своей жизни. Человек никогда не останавливаться в своем развитии, при условии, что он разделяет христианскую концепцию. Ведь мы призваны развиться в полную свою меру и принести достойный плод к моменту перехода души в вечность.

    На практике же получаются, что мы тормозим в себе эти процессы, препятствуем своему развитию, надежно укрывшись в условной "зоне комфорта". Развиваться, двигаться вперед временами бывает и страшно и больно. Ведь приходится многое в себе менять, расставаться со старыми отжившими убеждениями, отказываться от любимых пристрастий и зависимостей, в том числе и от нездоровых отношений с людьми. И ради чего всего это? Видимо, должна быть достойная цель. Святые отцы (и я не раз об этом писала) говорили о том, что важнейшая задача человека – это самопознание, исследование своего "внутреннего человека".

    Но, вернемся к группе. Само название – динамическая группа, говорит о том, что группа – это тоже живой организм. И она также подвержена изменениям. Как и человек, группа преодолевает ряд кризисов в своем развитии. Иногда кризисы бывают такие сложные, что группа находится на грани того, чтобы распасться. Однако, как и в нашей жизни, любой кризис, который успешно преодолевается, выводит группу на новый этап развития. А посещающие такую группу люди испытывают инсайты, приводящие к устойчивым изменения. Это не просто новое знание, полученное интеллектуальным путем. Условно говоря, можно прочитать массу книг по психологии, читать святоотеческую литературу, но к глубоким изменениям это не приводит. Интеллектуальные знания – это поверхностные знания... Но есть другая форма обучения – проходить через опыт. И вот такие опытные знания затрагивают человеческую личность на всех уровнях. Такие знания способны менять, преображать... Меняются члены группы, а это в свою очередь меняет характер группы. Она становится более зрелой. Как это проявляется? Постепенно разрушаются психологические защиты между участниками. Уровень общения между членами группы становится глубоким, начинают подниматься и прорабатываться проблемы, которые в начале группы даже невозможно было озвучить. Человек приближаясь к самому себе, понимая себя, начинает глубже и тоньше чувствовать, понимать окружающих людей, мир вокруг себя. И это не может не отразиться на его отношениях с Богом. Эти отношения тоже меняются. Ведь в христианстве Бог – это Личность. И Он призывает нас к тому, чтобы мы искали с ним личностных отношений. Он ожидает от нас и глубины и честности в отношениях с Ним. Но если мы плохо понимаем себя, боимся себя, боимся своего развития, то наши отношения с Богом скорее всего будут формальными и лукавыми, а при малейшей трудности, мы будем впадать в панику.

    В свое время я участвовала во многих группах, а также и сама их вела. Для меня участие в группе на долгое время было одной из самых интересных и удивительных возможностей. Именно участие в групповой работе дает человеку ряд преимуществ, которые невозможны в индивидуальной терапии.

    Итак, посещая группы, я стала замечать вполне закономерную тенденцию: зрелая психодинамическая группа в какой-то момент своего развития переходит на уровень, где начинают подниматься вопросы духовного характера, вопросы смысла жизни. Но, поскольку это были группы чисто психологические, и на них собирались люди с разным мировоззрением и разными взглядами, продолжать сколько-нибудь конструктивный диалог на тему духовности, оказывалось невозможным. Как правило, на этом этапе группа распадалась. Бывало и так, что психотерапевт предупреждал, что мы не касаемся темы религии, иначе просто скатимся в жаркие и бессмысленные споры. Но ведь это самые важные вопросы, и как же мы можем их обходить стороной! Как и где можно говорить о том, что начинает волновать человека на определенном этапе его развития? Говорить при этом свободно, делиться тем, чем нигде бы и никогда не стал делиться. Ведь даже близкие не всегда готовы нас понимать.

    Те группы, которые я уже много лет провожу – по своему характеру динамические группы. Иногда я включаю в них элементы психотерапии. Как правило, это упражнения из каких-либо психотерапевтических направлений (гештальт-терапия, психодрама…). При необходимости мы разбираем и сновидения. Я бы охарактеризовала такие группы, как группы личностного развития. В то же время, поскольку на мои группы приходят люди христианского мировоззрения, то у нас есть общая база, общий фундамент, на который мы можем всегда опереться. Конечно, это не означает, что на ранних этапах, группа не проходит полагающиеся ей стадии (к примеру конфронтации, агрессии). Да и как выясняется, христианство тоже все понимают по-разному. Таким образом получается, что прежде, чем группа выйдет на рабочую стадию, членам группы приходится пережить сложные моменты. Это нормально. И это тоже этапы на пути нашего взросления (развития).

    Для чего создаются психодинамические группы? Это некое поле, или если можно выразиться, лаборатория самоисследования. И происходит это самоисследование в процессе общения с другими участниками группы. Поскольку состав группы разнообразен – разный возраст, пол, социальное положение, профессия, семейное положение – это всегда возможность улучшить свои коммуникативные навыки, исследовать свои ограничения в общение. Группа – это хорошая школа общения. Через какое-то время участники группы начинают замечать, как меняется их общение вне группы. Казалось бы многие до сих пор неразрешимые трудности в общении с близкими, удивительным образом вдруг становятся разрешимыми.

    Поскольку группа православная, и мы все участники группы, хорошо понимаем, что основная наша болезнь – это гордыня, и что, несмотря на то, что "удары по нашему самолюбию" бывают очень чувствительны, все-таки это не значит, что надо укрываться в психологические защиты. А скорее наоборот, исследовать свои защиты и по возможности разрушать их. Одна из распространенных защит – это избегание. Все мы стремимся прервать контакт и уйти из отношений, которые доставляют нам сильный дискомфорт. Условия работы группы таковы, что человек продолжает оставаться в группе и проживает кризис, проходит через свои трудности в отношениях. Тем самым он что-то узнает новое о себе, меняется. И это всегда сказывается на его отношениях с внешним миром.

    Помимо вполне конкретных актуальных тактических задач, группа имеет вполне определенные стратегические задачи. Одним словом сформулировать их не получится. Это и исцеление от собственных невротических ограничений, обретение внутренней свободы, приближение к тому, чтобы быть самим собой, обретение полноты бытия, это возможность научиться жить здесь и сейчас, это обретение глубоких и близких отношения с людьми и многое другое. Пока это просто слова. Но все они постепенно начинают наполняться конкретным опытным содержанием в процессе прохождения группы.

    Теперь о технической стороне вопроса. На мой взгляд, именно такие группы наиболее всего способны привести к долговременному устойчивому результату. Они не содержат никаких спецэффектов, как это бывает иногда в тренингах. По своей сути – это просто разговорная группа. Те два с половиной часа, которые отведены на группу – это разговор. Никаких ограничений нет. Можно говорить обо всем. Мы можем говорить друг другу все, что сочтем нужным. Ведь наша задача не в том, чтобы выглядеть хорошо и пристойно, а прийти к тому, чтобы уметь общаться, уметь выражать себя, контролировать при необходимости свои эмоции (к примеру гнев), научиться справляться с обидой (исследовать причины обиды, не прятаться, не закрываться в себя), уметь высказывать свое мнение даже если кто-то с этим не согласен, отстаивать свои ценности, говорить "нет"... И все эти навыки начинают постепенно укрепляться в нас и менять наши стратегии поведения вне группы. Кроме перечисленного есть много всего другого важного, что может быть проработано в группе. Все те темы, которые я рассматривала в течение года в своих статьях, могут быть предметом обсуждения и работы в группе. Но надо помнить, что такая группа – это не площадка для обмена мнениями, не площадка для дискуссий. Назначение группы в ином. Моя задача, как терапевта не научить, не ответить на вопросы (хотя временами приходится отвечать), а способствовать тому, чтобы развивалась осознанность. И это происходит благодаря вопросам, интерпретациям... Ведь дискуссия может быть формой психологической защиты. И тогда приходится возвращать группу к тому, чтобы осознавались процессы которые привели к этому. Всегда важно понимать что происходит внутри группы, каким образом мы избегаем проживания состояния здесь и сейчас.

    Любой человеческий коллектив – это условная группа. В процессе посещения группы, человек постепенно начинает замечать, каким образом он создает конфликтные ситуации, какие психологические защиты ему свойственны, как он убегает от трудных тем или вопросов. Постепенно для нас становится понятно, почему какие-то проблемы в нашей жизни мы не можем разрешить годами, почему не складываются отношения с теми или иными людьми.

    Как часто и как долго длиться группа? Такая группа проходит один раз в неделю. На первых этапах еще возможна ротация, то есть замена кого-то выбывшего новым членом группы. Но потом уже это становится невозможным. Группа начинает жить как отдельный сформировавшийся организм и при попытке ввести нового члена в группу, она резко теряет свою динамику, как бы скатывается назад.

    По срокам у такой группы ограничений нет. Какие-то группы могут продолжаться годами. И группа всегда способна создавать пространство для своих членов в их дальнейшем развитии. Какие-то группы длятся меньше. И это связано, как мне кажется, с тем, что не очень хорошо были подобраны члены группы. Иногда попадали в группу люди с явными серьезным психическими нарушениями и они не выдерживали групповой динамики. Бывало и так, что у кого-то из членов группы мотивация никак не совпадала с общими целями группы. К примеру, такому члену группы совсем не хотелось заниматься собой, а больше хотелось заниматься тем, чтобы излагать свои теории и свою концепцию христианства, убеждая всех в своей исключительной правоте. Не проясненная разная мотивация у людей, а также то, что члены группы до этого были близко знакомы между собой – все это усложняет динамику групповых процессов. Вот почему я пишу о групповой работе подробно, чтобы было понятно для чего создается группа. При этом никогда не бывает одной группы похожей на другую. Все они разные.

    Теперь об условиях. Группу я провожу дома на пр. Энтузиастов. Это две остановки на транспорте от метро Ладожская. Группа будет проходить раз в неделю, по пятницам с 18.00 до 20.30. Количество людей ограничено – 6-8 человек. И это тоже не случайно. Такой маленький состав группы дает возможность каждому человеку принимать в ней полноценное участие. Группа платная: 800 рублей за одно занятие (это – важнейшее условие, как залог устойчивой мотивации). Необходимо для себя прояснить, насколько для меня важно познать себя, улучшить отношения с собой, создать более глубокие и доверительные отношения с близкими, в конечном итоге ощутить радость и полноту своего бытия.

    Приглашаются в группу все желающие. Однако, необходимо взвесить все свои возможности. Ведь для того, чтобы был результат, необходимо посещать группу систематично, не пропуская занятия ни при каких условиях (только при крайних обстоятельствах).

    Группа имеет свои правила. К примеру, важно, чтобы члены группы соблюдали конфиденциальность, не рассказывали о происходящем в группе, по возможности не перезванивались и не общались между собой в периоды между группами. Все это очень важные условия для эффективной работы группы. Но об этом подробно будет разъяснено на первой встрече.

    Группу я планирую начать после того, когда наберется необходимое количество людей.

     

    Еще о группе можно почитать заметку на моей страничке ВКонтакте от 5 февраля 2016 года.

     

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 10.02.2017.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ
    hristianstvo.ru

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3580 2511 702

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .