. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Козлов Максим прот. Церковь и современная семья (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Козлов Максим прот.

    ЦЕРКОВЬ И СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ

     

    Вселенское Православие много веков назад выработало ясное и отчетливое учение о семье, как о домашней Церкви. Но в последние два-три века, и в особенности в XX столетии, как справедливо заметил еще в 20-х годах исповедник протоиерей Валентин Свенцицкий, нет другой стороны церковного учения, которая бы так мало понималась и так сильно искажалась в восприятии внешнего мира, как учение о семье. Между тем, сама природа семейных отношений подразумевает не только наличие общего вневременного принципа, на котором они строятся (для христианской семьи это Священное Писание и Священное Предание), но и применение этого принципа к конкретным, постоянно изменяющимся историческим условиям. Соответственно, если учение Священного Писания о семье как малой Церкви, о моногамии как идеале и норме брачного союза, о благословенном деторождении не может быть пересмотрено или подвергнуто ревизии, то конкретные законодательные акты или воззрения, сформировавшиеся, к примеру, в Византии или в императорской России и связанные с семейной жизнью, не могут быть в полной мере применены к сегодняшней ситуации церковной или воцерковляющейся семьи.

    На сочетании этих двух составляющих учения о браке — временного и вечного — и построен соответствующий X раздел «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви».

    Обратимся теперь к его тексту. «Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения». В подтверждение этой мысли приводится пример апостола Павла, лично для себя избравшего девство и призывавшего подражать ему в этом (1 Кор. 7, 8), и тем не менее осуждавшего «лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак» (1 Тим. 4, 2—3). Можно сослаться также на 51-е Апостольское правило, гласящее: «Если кто… удаляется от брака… не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв… что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание, — или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви».

    И хотя мы знаем, что ныне главная угроза семье исходит скорее с противоположной стороны, но и подобная, имеющая только вид благочестия, ревность о целомудрии, связанная с гнушением семейной жизнью, также возникала и возникает в эпохи, характеризующиеся эсхатологической напряженностью. И ныне в некоторых брошюрах и в высказываниях некоторых клириков можно услышать точку зрения на брак фактически как на паллеатив блуда, как на нечто лишь терпимое в Церкви ради немощи человеческого рода, чтобы не было чего худшего, а на его телесную сторону — как на очевидную скверну. Можно вспомнить, что еще в декабре 1998 года Священный Синод нашей Церкви указал на недопустимость негативного или высокомерного отношения к браку.

    Далее в соответствующем разделе «Основ социальной концепции…» излагается история брачных уставов и церковно-государственных отношений в области брачного права от римских времен до настоящего времени, показывается изменчивость тех форм освящения и брачного союза, которые имели место в долгой церковной истории, и делается один очень важный вывод относительно института так называемого «гражданского брака». Здесь нужно разобраться в терминах. В XIX веке, и тем более в предшествующих столетиях гражданский брак означал форму открытого вызова со стороны двух людей по отношению к христианскому обществу, их своевольное настаивание на пребывании вместе вопреки каноническим нормам или иным запретам, и свидетельствовал о том, что они противопоставляют себя полноте церковной. Поэтому гражданский брак, естественно, осуждался церковным обществом.

    Однако сейчас мы понимаем под гражданским браком регистрацию супружеского союза в соответствующих государственных органах, которая как таковая признается Церковью желательной, в том числе и перед Таинством венчания. И конечно же, среди многомиллионной паствы Русской Православной Церкви есть множество семей, члены которых связаны узами гражданского брака: потому ли, что их воцерковление началось после того, как фактически состоялась их семья, или потому, что только один из них является ныне по вере церковным православным христианином или христианкой, или потому, что в силу внешних обстоятельств жизни (скажем, социального статуса — муж был военным или работником правоохранительных органов) венчание было для них невозможным. Но и отказ от венчания не был последовательным антихристианским выбором этих людей. Именно так оценивая данную ситуацию, «Концепция» свидетельствует, «что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

    Конечно, только единая в вере семья может стать домашней Церковью, в которой жена и муж совместно с детьми возрастают по образу союза Христа и Его Церкви. Но церковный взгляд с несомненностью отличает беспорядочные, нравственно-безответственные связи от гражданской семьи, являющей в своем бытии исполнение слов Апостола о ношении бремен друг друга и богоданную задачу чадородия и воспитания детей. Семьи, о которой можно в иных случаях сказать, что ей недостает лишь того благодатного освящения, той помощи свыше, которая делает из союза двух просто хороших людей малую Церковь, составляющую Тела Христова. Подвести множество подобных семейных корабликов к гавани полноценной церковной жизни — одна из важнейших задач сегодняшнего бытия Русского Православия. При этом именно подвести, а не потребовать немедленного исполнения Таинства, ибо только то, что будет воспринято людьми в меру их веры, то и окажется прочным в их жизни. С чисто практической точки зрения мне представляется, что в тех случаях, когда супруги прожили вместе уже не одно десятилетие, разумно употреблять для освящения их союза соответствующий чин — благословение на законный церковный брак.

     

     

    Издание:

    Козлов Максим прот. Церковь и современная семья // Церковный вестник. 2004, № 23(300).

     

    Первоначальный файл с сайта st-tatiana.ru.

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 10.03.2012.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .