. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Коломейцев Петр свящ. Синдром Дориана Грея (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Коломейцев Петр свящ.

    Синдром Дориана Грея

     

    Однажды великого голландского художника Рембрандта спросили, почему он не пишет портреты детей и очень любит писать портреты стариков? Ведь дети – это такой подходящий материал для создания изящных произведений искусства. На это Рембрандт ответил, что в портрете он старается передать красоту души человека, его характер, многолетний опыт, и поэтому лица стариков для него интереснее, ведь они несут в себе печать неповторимости и уникальности прожитой ими жизни.

    Страх смерти – универсальный страх человечества. Однако часто этот страх заменяется другим – страхом старости: человек может гонять на бешеной скорости, забыв об элементарной осторожности и безопасности, но переживать по поводу своего внешнего вида, седых волос и морщин, как зримых доказательств подбирающейся немощи. Образ молодости для многих становится абсолютной ценностью, а все, что связано со зрелостью человека: его внешний вид, опыт, мудрость, эрудиция, знания – обесценивается. Постаревшие мальчики и девочки шоу-бизнеса стараются сохранять юными свои лицо и фигуру и девственно недоразвитыми интеллект и вкус. "Ты стал серьезным – а это признак старости!" – говорят они между собой. В психологии поведение таких людей определяется как болезнь: "синдром Дориана Грея" – культ молодости, страх перед физическим увяданием и старением. Однако смерть не выбирает между седыми и крашенными, морщинистыми и разглаженными.

    В романе Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" повествуется о том, как художник Бэзил Холлуорд написал портрет молодого и прекрасного Дориана Грея. Юный красавец, любуясь своим изображением, не мог избавиться от мысли, что портрет будет всегда обладать тем, чего сам он неизбежно лишится, – молодости. В безумии Дориан воскликнул: "О, если бы было наоборот! Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас! Я бы душу отдал за это!" Мольба была услышана, и пожелание исполнилось.

    Однако, "что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?" (Лк 9:25). Под маской невинной юности, Грэй творит самые черные дела, погружаясь в пучины порока и разврата, не останавливаясь даже перед убийством своего друга, Бэзила Холлуорда, создателя чудесного портрета, не выдержав его обличительных слов.

    Впрочем, судьба до поры хранит его от физической гибели. Но не от всевидящего ока холлуордовского портрета. "Портрет этот – как бы совесть. Да, совесть. И надо его уничтожить", – приходит к выводу Дориан, вонзая нож в полотно, чтобы раскромсать его на кусочки. Все сразу становится на свои места: на стене – портрет юного красавца, а на полу – бездыханное старое тело развратного монстра.

    Фаустовское "Остановись мгновенье, ты прекрасно" превратилось у Грэя в "остановись, мгновенье, я – прекрасен". Однако счастливым он не стал. Люди, тянувшиеся к его красоте, предполагали в нем наличие красоты душевной и духовной, а, встретившись с его эгоистичной и холодной душой, отвращались от него. В своей постоянной молодости он стал не менее одинок, чем забальзамированная мумия. Лишенный естественных признаков жизни – изменения, возрастания и старения – он обрел черту смерти – отсутствие перемен.

    Персонаж произведения "Шагреневая кожа" Оноре де Бальзака Рафаэль де Валантен стал обладателем удивительного талисмана, кусочка шагреневой кожи, которая могла исполнить все его желания, правда, с одним условием: после исполнения каждого желания она уменьшалась в размерах. И в тот день и час, когда она исчезнет, должна была прекратиться и жизнь его владельца. Первое желание Валантена было очень прагматичным: он пожелал себе крупную сумму денег, дающую стабильный годовой доход, позволяющую ни в чем себе не отказывать. Но когда новоиспеченный богатей взглянул на шагрень, он заметил, что она уменьшилась в размере. Его обдало призрачным холодком смерти, теперь "он мог все – и не хотел уже ничего".

    Он успокаивал себя, что, получив богатство, он перехитрил волшебную кожу. Однако мысль о том, что могут появиться еще какие-то желания, и кожа будет уменьшаться, страшила его. На деле все оказалось еще драматичнее. Стоило в разговоре с кем-нибудь пожелать ему успеха или доброго здоровья, как кожа уменьшалась в размере. Оставался только один выход – ничего не желать, ни с кем не общаться, полностью изолировать себя от контактов даже с прислугой, самому себя обслуживать, и каждый день замерять размеры злосчастной шагрени. Его жизнь превратилась в пытку, а кожа неумолимо уменьшалась. Устав от такого существования, Рафаэль начал погружал себя в наркотический сон с помощью раствора опия, чтобы хотя бы во сне ничего не желать и тем продлить свою жизнь. Однажды, проснувшись и увидев свою возлюбленную, он забывает осторожность, и в своем желании любви, умирает у нее на руках.

    Избрав жизнь, как удовлетворение своих желаний, Валантен пришел к безвыходному условию жизни без желаний, то есть жить, как бы не живя. Запрет на желания и постоянная погруженность в искусственный сон, вызванный снотворным, на деле превратило его жизнь в смерть.

    Чего только не напридумают эти писатели-фантасты: и вечная молодость у них смерть, и удовлетворение желаний – тоже смерть, но, на самом деле, наши реалии порой могут посоперничать с философическими фантазиями классиков литературы. Омолаживание приносит немалый доход косметологической медицине. Иногда эти процедуры носят весьма парадоксальный характер. Для того, чтобы убрать морщины с лица, под кожу вводится препарат "ботокс", токсин ботулина, который омертвляет мышцы, лежащие под кожей, благодаря чему у пациента исчезает активная мимика лица, и морщины разглаживаются. Ради молодости, которая является олицетворением жизни, приходится умерщвлять тело, как бы превращая себя в мумию, в живого покойника.

    Можно сказать, что вся жизнь человека – это смерть, с каждым вздохом, с каждым ударом сердца мы приближаемся к смерти, одновременно с нашим рождением начинаются процессы умирания. Но тогда, как говорил герой фильма "Ирония судьбы" – "Если вы не живете, то вам и не умирать", и лучшее средство от смерти – не жить вовсе.

    К такому выводу пришел индийский принц Сиддхартха Гаутама, для которого старость была доказательством того, что жизнь бессмысленна, а тяга к жизни – это зло. Но христианин – это человек, который любит жизнь по-настоящему. Он стремится к Богу – Источнику жизни и всякого добра, он избирает жить с Богом вечно. И для нас, христиан, старость является тем замечательным периодом, когда мы побеждаем страсти и пересматриваем свои приоритеты. В старости мы начинаем понимать, что главное, а что – второстепенное, что вечное, а что – тленное, что подлинное и что – мнимое. Лишиться старости – не значит избежать смерти, а значит – прийти к этой черте неподготовленным, в слепоте, лишившись мудрости.

    Для христианина жизнь – это обновление. "Се, творю все новое" (Откр 21:5) – говорит Господь. Бесконечное движение, как восхождение к совершенству, череда перемен, как возрастание, и преображение – это и есть подлинная жизнь. А смерть – это остановка. В этом смысле физической смерти не существует, потому что момент завершения земной жизни совпадает с моментом рождения в новую жизнь. Можно прожить всего лишь год, но прожить его в полную силу, а можно прожить сто лет, и все сто лет – умирать. Можно и в старости быть живым, а можно и в молодости быть ходячим покойником. Главное, помнить, что мы рождены для жизни вечной, для жизни преизбыточествующей.

     

     

    Первоначальный файл с сайта religare.ru.

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.06.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ
    hristianstvo.ru

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3580 2511 702

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .