. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Климков Олег Станиславович. Психология аскетизма и целостность личности (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Климков Олег Станиславович

    Психология аскетизма и целостность личности

     

    Одна из отличительных особенностей нашего времени – обостренное внимание к проблеме человека. Экзистенциальная напряженность, проблематичность самого бытия человеческой личности, отчуждение, раздробленность воли, некая фрагментарность существования, неспособность к цельному мировидению – все это симптомы латентного кризиса души в современной жизни.

    Всякий, наверное, человек, независимо от того, исповедует ли он религиозный взгляд на мир, или же находится в пределах секуляризованного мышления, одну из важнейших целей человеческого существования видит в обретении целостности своей личности, в гармонизации всех ее сил и способностей, в приведении в равновесие устремлений души и тела.

    Современную философию и психологию характеризует известная акцентуализация на антропологической проблематике. Интеллектуальный интерес фокусируется на душевных переживаниях, пытаясь отыскать глубинный смысл процессов, происходящих в человеческом сердце. Об этом много размышляли Кьеркегор и Ницше, Фрейд и Юнг, Флоренский и Бердяев. Было прочувствовано, что личность человека не исчерпывается, и даже не определяется всецело его сознанием, что дело обстоит гораздо сложнее.

    В связи с этим в середине уходящего столетия стал обнаруживаться устойчивый интерес к религиозным практикам. Ряд мыслителей устремили свой взгляд к духовному феномену христианского Востока, известному под именем исихазма (безмолвничества). На протяжении многих веков аскеты-подвижники вырабатывали опытное учение о способах и методах преодоления страстей, коренящихся в глубоких тайниках человеческой природы, основанное на личной аскетической практике.

    Современный человек, как мне кажется, может многое для себя вынести из знакомства с психологией аскетического делания, описанной в святоотеческих творениях. Объективному анализу зачастую мешают устойчивые предрассудки и стереотипы мышления. Попробуем, однако, наметить главные черты аскетической психологии, основанной на трудах Евагрия Понтийского и Макария Египетского, Григория Нисского и Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова и Григория Паламы.

    Аскетико-психологическая доктрина покоится на признании изначальной целостности человеческого существа, нарушенной впоследствии грехом, выступающим в форме страстей, разрывающих личность человека и лишающих ее внутреннего единства. В своей генетической последовательности страсти выступают следующим образом: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Задача подвижника состоит, таким образом, в искоренении страстей. Причем речь идет не о подавлении, но о преображении душевной энергии.

    Изложим вкратце психологию страсти. Исходным моментом этого психического состояния является помысл. К борьбе с помыслами, идущим из глубины человеческого сердца в сферу сознания сводится сущность аскетического подвига. Патристическая аскетика насчитывает до семи стадий развития страсти, первая из которых вполне невинна, последняя же являет собой полное порабощение человеческой воли страстному влечению, целиком овладевшему сознанием личности.

    В содержании аскетической практики исихазма можно, с долей условности, выделить шесть элементов: 1) очищение сердца как глубинного центра человеческой личности; 2) соединение ума и сердца; 3) непрестанная молитва; 4) внимание, трезвение и безмолвие; 5) призывание Имени Божия как реально-мистической преображающей силы; 6) явление подвижнику нетварного Фаворского света как высшая ступень богопознания. Следует подчеркнуть, что личность человека мыслится во всей цельности своего психофизического единства, центральным ядром которого выступает сердце, являющееся, согласно библейскому взгляду, духовным центром бессознательного.

    Итак, аскетико-психологическая практика очищения сердца от страстей путем борьбы с помыслами и молитвенного предстояния человеческого духа ведет, в конечном итоге, к полному преображению личности, к гармоническому устроению ее душевно-телесных способностей, к обретению человеком собственной целостности и духовному просветлению. Пусть, на первый взгляд кое-что из вышесказанного является непривычным для современного слуха, но не вполне здоровое состояние наших душ и нашего нынешнего общества в целом не позволяет нам пройти мимо данного способа бытия человека в мире.

     

     

    Издание:

    Климков О. С. Психология аскетизма и целостность личности // Психология XXI века. Сборник тезисов. – СПб., 2000, с. 24-26.

     

    © Климков О. С.

    Библиотека Центра христианской психологии и антропологии (с персонального разрешения автора).

     

     

    Страница добавлена 01.11.2018.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ
    hristianstvo.ru

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3301 2309 723

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .