. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Ответы митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия на дежурной линии Общественной палаты 8 июня 2012 г. (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Ответы митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия на дежурной линии Общественной палаты 8 июня 2012 г.

     

    Вопрос

    Ваше Высокопреосвященство! Мне стало известно, что при РПЦ функционирует Рабочая группа психологов, не могли бы Вы рассказать, какова цель создания такой группы, какие задачи перед ней поставлены? Занимается ли эта группа разработкой методологии этой новой области знания?
     

    Ответ

    Предполагаемые направления научной области "Православная (христианская, святоотеческая) психология".

    НАУЧНОЕ: Развитие концепции человека в православной психологии на основе интеграции христианской антропологии и современной психологии.

    Для реализации этого направления необходимо решить задачи:

    – систематизации богословско-антропологических знаний для разработки категориального аппарата православной психологии;

    – критического анализа основных положений современной психологии как условия их интериоризации в развитие православной психологии;

    – соотнесения смысловых полей антропологической и психологической терминологии (душа, дух, силы души, страсть, помыслы, личность, психика, интеллект, эмоции, воля, сознание, самосознание) для решения проблемы их языковой и концептуальной идентичности.

    Разработка диагностического инструментария для тестирование абитуриентов духовных школ (диагностика пограничных психических состояний).

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Преподавание психологии в духовных школах.

    Разработка Программ обучения психологии для семинарии, академии, ФПК (факультета повышения квалификации для священнослужителей) на основе методологического принципа интеграции христианской антропологии и современного психологического знания;
    – обобщения многолетнего опыта преподавания психологии в Санкт-Петербургской духовной семинарии академии, Самарской духовной семинарии, Калужской духовной семинарии.

    Разработка психологических технологий активных методов обучения в духовных школах, катехизаторских курсах, воскресных школах.

    Разработка учебно-методической базы для преподавания психологии в духовных школах и ФПК (учебники, методические пособия, методические разработки, хрестоматии).

    Психологические знания, необходимые пастырю в практической работе:

    – Возрастная психология (особенности поведения ребенка, подростка, юноши, возрастные кризисы, пожилой возраст) для работы в воскресных школах, детских домах, богодельнях.

    – Психология семьи – проблемы супружеских отношений, воспитания детей, особенности многодетных семей.

    – Индивидуально-типологические и гендерные (психология мужчин и женщин) особенности пасомых (темперамент, характер, тип личностной акцентуации, психические нарушения) для реализации индивидуального подхода к пасомому.

    – Психология зависимого поведения (наркомания, алкоголизм, компьютерная зависимость, игромания, секты).

    – Социальная психология (межличностные отношения в коллективе, психология общения, конфликты, этнопсихология, коммуникативная культура, социальная работа).

    – Психологическое консультирование.

    ПРАКТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГА

    Так как большинство современных прихожан имеют психологические, душевные проблемы (жизненные затруднения), то крайняя нужда в развитии на приходах душепопечительской работы пастыря. При проведении душепопечительских бесед пастырю необходима высокая коммуникативная культура, а также могут оказаться полезными умения проведения психологического консультирования. Психолог-консультант на приходе может оказаться полезным помощником пастыря в консультировании прихожан по семейным проблемам, воспитанию детей, пограничным состояниям пасомого.

    Психолог-консультант при необходимости может помочь членам семьи работников клира.

    При профессиональном выгорании священнослужителей ему может быть оказана психотерапевтическая поддержка (опыт такой работы в зарубежной церкви хорошо зарекомендован).

    В благочиниях или на отдельных приходах проведение для священнослужителей обучающих семинаров по психологическому консультированию, работе с зависимыми пасомыми, развитию коммуникативной культуры пастыря.

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА НА ПРИХОДЕ:

    – консультирование прихожан;

    – психологическое сопровождение при воцерковлении (приходское консультирование);

    – психологическая работа с детьми воскресной школы (психокоррекция, арт-терапия, пограничные состояния);

    – тренинги-практикумы по развитию коммуникативной культуры служителей клира.


    Вопрос

    Владыко, благословите. Известно, что многие священники относятся к психологии критически, не могли бы Вы объяснить, а почему?

    Ответ

    Многие священники достаточно настороженно относятся к психологии и психологам. Это вызвано многими причинами:

    – отсутствием знаний по психологии и отождествлением ее с психоанализом, трансперсональной оккультной психотерапией или просто с оккультизмом и экстрасенсорикой (что вполне объяснимо, если учесть огромное количество псевдонаучных брошюрок и книг, наполняющие прилавки магазинов);

    – видение в психологе не помощника, а соперника, наносящего вред страждущему человеку;

    – недоверием к компетентности психолога или его мировоззрению.

    К сожалению, все эти опасения частично оправданы.

     

     

    Первоначальный файл с сайта oppspb.orthodoxy.ru.

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 15.05.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .