ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 6 (содержание)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

     

    Игнатий (Брянчанинов) святитель

    Полное собрание творений

    Т. 6

     

    Письма настоятеля Калужской Тихоновой пустыни Геронтия (Васильева) к святителю Игнатию 1

    № 110

    Ваше Высокопреподобие

    Достопочтеннейший Отец Архимандрит!

    Принимаемое Вами участие в моем нынешнем горестном и недоуменном положении 1 до глубины души проникло в пораженное скорбию сердце мое! вполне вижу и чувствую, что искра любви Вашей, которую имели прежде к батюшке отцу Леониду, а по нем и к нам, убогим, не угасла, но, скрываясь в сердце Вашем, нашед случай, воспламенилась. Любовь Ваша к батюшке понудила Вас сострадать об нем и об нас и принять на себя труд начертать рукою Вашею строки к наставлению моему и утешению. Изъясненные в нем истины очень справедливы и трогательны: строительство, хотя я и опасаюсь неисполнения обязанности своей за немощи мои душевные и телесные, но ежели это послужит к ограждению батюшкиного спокойствия, а противное подаст повод к новым на него нападениям, то я готов пожертвовать своим спокойствием для его спокойствия и собратий моих. Не смею обеспокоить Вас описанием того положения, в каком я находился шесть недель нерешимого моего пребывания в Тихоновой пустыне. Вы можете представить себе человека, находящегося в мучительном неразрешимом положении своей участи и не ожидающего ничего хорошего, но дерзающего на все скорбное и в то же время ужасающегося; вера и упование на Промысл Божий во время сего искушения и батюшкины молитвы только меня укрепляли. Принимать обитель меня многое устрашало, и первое – моя неопытность в духовной жизни, удаление от Старца, неимение с кем иметь совет; рас

    __________

    1 РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. № 36. О нем см. примеч., с. 545.

     

    – 653 –




    стройство обители внешнее и внутреннее, неустроение братии, близ стоящее селение, кабак и прочее. Нежелание меня братиями и ковы их против меня, – а притом слабое мое здоровье, о котором отец Иоанникий Вам доложит. Все сие, представясь моему взору, охлаждало в жилах кровь мою, и я находился в бедственном положении.

    По получении письма Вашего я снесся с батюшкою, получил и его на сие соизволение и, явясь к Преосвященному, объявил ему намерение покорности Его приказаниям, хотя и при болезненном моем положении, надеясь на Его святые молитвы; он принял сие очень благосклонно и обещал делать в случае нужды свое покровительство. С позволения Его ездил я в Оптину Пустынь и, получив человек шесть братий для помощи мне, теперь приступаю к принятию обители. Но не знаю, могу ли я управить себя и братию на путь спасения, по немощи моей и по соблазнам, окрест обретающимся.

    Приношу Вам, достопочтеннейший Батюшка, свою всенижайшую благодарность за толикое Ваше отеческое о мне, грешном, попечение. Что в случае, если бы не обрел здесь себе убежище, заставляете иметь благонадежие на ваше милостивое покровительство, даруя пристанище в обители Вашей; я не имею слова изъявить Вам чувство моей благодарности, как за прежнее Ваше расположение, так и ныне указываемое.

    Осмеливаюсь вручить себя в ваши святые молитвы, да поможет Господь мне беспрепятственно проходить возложенное на меня служение и, чтобы не закоснел в оном, стремиться паки ко вниманию себе и попечению о своей душе, да не како, вручая иных, свою душу пренебрегу, лежащую в язвах; и когда приидет сие время, то в случае удержания не оставьте предстательствовать о освобождении.

    При желании Вам совершенного здоровья и душевного мира и спокойствия с нижайшим моим к Вам высокопочитанием и преданностию пребысть честь имею

    Вашего Высокопреподобия Милостивого отца

    Нижайший послушник Тихоновский строитель

    Многогрешный Иеромонах Геронтий

    16 ноября 1837 года

    Калужская Тихонова пустынь.

     

    – 654 –




     

    1 Оптинский иеромонах Геронтий по смирению своему не хотел принимать настоятельства. Принял его по совету архимандрита Игнатия Брянчанинова, который писал 23 октября 1837 г. П. П. Яковлеву: "Состояние Отца Терентия довольно трудно. Мое бы мнение таково: принять строительство и по принятии уже искать освобождения по болезни, что, кажется, не неудобно будет сделать. А то противлением, чтоб не навлек о. Геронтий себе большого искушения, – и вместе старцам, якобы учителям противления власти" (РГБ ОР. Ф. 425. № 11).

     

    № 111

    Ваше Высокопреподобие

    Достопочтеннейший Отец Архимандрит!

    Благоприятнейшее писание Ваше имел щастие получить. Приношу Вам всечувствительнейшую мою благодарность с поклонением за изображенную в оном любовь Вашу ко мне, недостойному, и за милостивое и отеческое Ваше участие к ходатайству о нуждах монастырских, в коих и в будущее время не лишите Вашим благосклонным снисхождением, и за все оное да вознаградит Вас Всевышняя десница!

    При чем я имею честь поздравить Вас с наступившим днем Ангела Вашего, который на многие лета Всеусерднейше желаю Вам провождать в добром здравии и спокойствии духа благополучно. И поручаю себя продолжению Вашей о Господе любви и молитвам святым, в надежде коих остаюсь к Вам с нижайшим высокопочитанием моим и с искреннейшим желанием временных и вечных благ

    Вашего Высокопреподобия нижайший послушник

    Строитель Иеромонах Геронтий

    13 Декабря 1838 года

    Калужская Тихонова пустынь.

    № 112

    Ваше Высокопреподобие!

    Достопочтеннейший Батюшка Отец Архимандрит Игнатий!

    Принимаю смелость беспокоить Вас моею всенижайшею просьбою в надежде любви Вашей к общему нашему старцу покойному Батюшке отцу Льву и ко мне милостивого Вашего расположения.

     

    – 655 –




    Вам известно определение меня в Строителя Тихоновой пустыни, с каким болезненным принужденным чувством и слезами вступил я в управление оной; к сему много содействовал и Ваш отеческий благоразумный совет. Я покорился воле Божией и начальству, принял обитель, расстроенную во всех частях, и в течение шестилетнего моего управления хотя и с большими скорбями и затруднениями, но молитвами угодника Божия преподобного Тихона, благословением Архипастырским и наставлением отца нашего батюшки Льва обитель устроилась как в церковном и монастырском строении, так и в собрании братства, с благим произволением ищущих и пекущихся о своем спасении, равно и порядок в чиноположении службы и послушаниях исполняется по примеру протчих общежительных обителей, по силе наших человеческих немощей.

    В таком состоянии обители богособранное стадо Христово увеличилось до 40 человек, и содержание имеем при Божией помощи хотя и небогатое, но безнужное, только по малочисленному штату монашествующих нашей пустыни, коих только семь человек, не могу укрепить их и обнадежить в получении монашества или по крайней мере определению в духовное ведомство. Хотя они и живут, еще не ища сего, но совершенно не развязавшись с миром, и на долгое время не имея сего в виду, не могут не иметь смущения, колеблющего их пребывание в обители. Во избежание сего я имею намерение, и вижу на сие согласие нашего Архипастыря, просить о прибавке штата монашествующих, по крайней мере хотя 13-ти человек. Только опасаюсь приступить к сему, не знав, как это будет принято высшим начальством, а так как Вам более известно мнение тамошних властей и расположение к сим предприятиям, то я всепокорнейше прошу Вашего совета и наставления, можно ли предпринять сие намерение и взойтить с прошением о прибавке штата? Сим средством возникнувшая обитель могла бы много поддержаться в своем благолепии и послужить пристанищем спасения ищущих онаго, а также к созиданию и мирских людей, пользующихся образом жизни обители; и о сем сам Преосвященнейший благословил мне Вам написать и сам он усерднейше Вас просит принять в сем Ваше участие ощастливить Вашим ходатайством нашу убогую обитель; и с сим словом посылает Вам Архиерейское свое благословение и

     

    – 656 –




    Всеусерднейшее почтение. Это истинные и собственные Его преосвященства слова.

    Не оставьте Вашим советом, как Вам Господь возвестит, приниматься ли за это дело и каким образом? в ожидании милостивого Вашего призрения к сей моей просьбе, с нижайшим моим Высокопочитанием и вручением себя и братию молитвам Вашим пребыть честь имею

    Вашего Высокопреподобия Милостивого Отца Нижайший послушник строитель иеромонах Геронтий

    18 октября 1843

    Тихонова пустынь.

    № 113

    Ваше Высокопреподобие!

    Достопочтеннейший Батюшка Отец Архимандрит Игнатий!

    Сам премилосердый Господь да воздаст Вам своею милостию, за отеческое внимание Ваше к вверенной мне обители Преподобного Тихона Чудотворца; Вы удостоили меня ответом от 29-го октября на мое писание касательно испрашивания прибавления штата монашествующих для благоустройства обители, в коем ясно видно Ваше отеческое попечение и благосоветие в пользу нашу.

    И Преосвященнейший наш со своей стороны очень доволен сим Вашим содействием, и поручил мне изъявить Вам Его признательность.

    Вы изволите писать, что для исходатайствования сего, кроме представления и писем кому следует, надо быть и мне самому там лично ходатаем, а без этого лучше и не приниматься за дело. Это Вам больше известно, да и по существу судя, что дело без истца мертво. Но для меня так ново и дико по неопытности моей предстать к таким Высоким Лицам, для блага же обители я не смею от сего уклоняться и должен пожертвовать самоотвержением, а паче с помощью Божией и Вашим отеческим наставлением и протекциею.

    И Преосвященнейший, на то сие соглашаясь, отдает на мою волю. Но только надобно обдумать сие дело и представить источники, могущие служить впредь обеспечением к поддержанию обители; хотя и само собою при собрании братства Бог печется и о пропитании их, что мы видим на опыте, когда

     

    – 657 –




    прежде 12 или 15-ти человекам едва доставало на содержание доходов; а теперь питаются 40 человек и в течение шести лет очень довольно; сделано постройки, не имев никаких в виду постоянных доходов, а единственно Промыслом Божиим ниспосылаемою помощию. Представляется некоторое сомнение, не может ли служить препоною к сему, когда была воля Монарха наделить землями обители и наша обитель просила об отводе участка, предлагая нужду в содержании братства (хотя оная еще не отведена, а находится в производстве Дело). Но теперь будем просить о прибавке штата. Впрочем, когда оная земля отведется монастырю, да не в давнее время монастырская мельница приведена в весьма хорошее положение, и при ней находящаяся земля могут давать довольно значительный доход, а также и от приходящих богомольцев и усердствующих благотворителей подаянием предстательством Царицы Небесной и молитвами угодника Божия преподобного Тихона; при благоустройстве и порядке в обители не оставит Господь своим Промыслом.

    Изложив пред Вами наши обстоятельства, позвольте принести Вам мою и общебратственную нашу Всенаичувствительнейшую благодарность с нижайшим поклонением за отеческое попечение Ваше. Причем осмеливаюсь паки беспокоить Вас моим всеусерднейшим прошением, касательно онаго сомнительного пункта, не будет ли препятствием, и когда удобнейший есть случай к ходатайству о сем, в скорости ли таперь или помедля. Не оставьте Вашею отеческою милостию, хотя в кратких строках, удостоить меня Вашим драгоценным писанием.

    Поручая себя и братию о Христе Вашим Святым молитвам с нижайшим моим Высокопочитанием и вручением себя и братию молитвам Вашим пребыть честь имею

    Вашего Высокопреподобия Милостивого отца

    Нижайший послушник Строитель

    иеромонах Геронтий

    Ноября 28 дня 1843 года

    Тихонова пустынь.

     

    Подготовка текста, публикация и комментарии О. И. Шафрановой.

     

     

    – 658 –




     

     

    Издание:

    Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 6. – М.: Паломникъ, 2004.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 05.04.2017.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659