НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 6 (содержание)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

     

    Игнатий (Брянчанинов) святитель

    Полное собрание творений

    Т. 6

     

    Ответ архимандрита Игнатия Оптинским старцам 1

    Душа моя исполнилась печали, и как не вспомяну о нем – каждый раз обильная печаль изливается в мое сердце. Точно как вы пишете, он имел ко мне особеннейшее расположение и любовь, следствие коих постоянно в себе ощущаю: отклонясь телесно, я не отклонился в противное мудрование, но многие его изречения остались у меня в памяти и доселе меня руководствуют – особливо произнесенные в Свирском монастыре.

    № 67

    Молитвами святых Отец наших,

    Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

    Ваше Высокопреподобие

    Достопочтеннейший Батюшка Отец Архимандрит!

    Залог вашего отеческого к нам благоволения, в письме вашем к нам изъявленного, дает нам смелость писать к вам, с изъяснением наших чувств, нелестного к вам уважения и искренней любви, коими будучи движимы имеем честь поздравить вас с приближающимся днем вашего Ангела. Желание наше и молитва к Господу, да продлит Он лета жизни вашей на многие годы во здравии и мире душевном и укрепит на поприще служения вашего к славе пресвятого имени Его и к пользе ближних.

    С сим расположением сердец наших вручаем себя вашим святым молитвам и, испрашивая ваше отеческое благословение,

    __________

    1 РГБ ОР. Ф. 213. К. 103. № 88.

     

    – 607 –




    с нижайшим нашим высокопочитанием пребыть честь имеем

    Вашего Высокопреподобия нижайшие послушники и богомольцы

    Многогрешный Иеромонах Макарий

    и многогрешный Иеросхимонах Иоанн

    < class="right"p>Многогрешный Иеромонах Иосиф

    и многогрешный монах Иоанникий

    13 декабря 1841 года

    К<озельск>, О<птиной> П<устыни> Скит.

    № 68

    Христос Воскресе!

    Ваше Высокопреподобие

    Достопочтеннейший Батюшка Отец Архимандрит!

    Удостоившись получить ответ ваш на первое мое письмо, писанное к вам о Г-не П. Романове, надеялся, что и на второе не оставите без внимания о нашем недоумении касательно странной его отлучки из нашей обители; и потому не писал к вам о письмах Егора Алексеевича да и желал по приезде Высокопреосвященнейшего Филарета Митрополита Киевского известить вас о посещении нашей обители вместе с тем.

    Второе ваше писание, от 14 мая писанное, получил я 20 числа и того же дня в 5 часов пополудни пожаловал к нам Высокопреосвященнейший владыка, обрадовав и одушевив как нас многочтущих и любящих Его, так и граждан наших. А с Его приездом и благодать Божия ниспослана на пределы наши: после околомесячной засухи пролился благотворный дождь на землю и оживил произрастения ея, так как на землю сердец наших чрез его Архипастырское благословение пролился дождь духовного утешения. В сие время пред всенощным бдением слушал он панихиду по покойном Дмитрии Васильевиче Брюзгине, почтил память и старца нашего Отца Льва литиею на гробе Его. Во время всенощной посетил наш скит, насажденный Его благословением и старанием, изволил слушать у нас всенощную, а на другой день в шесть часов в скиту же слушал литургию и молебен, посетив некоторые из наших келлий, возвратился в монастырь, а оттоль в 10 часов отправился в город

     

    – 608 –




    Козельск, был в Соборе и посетил Г<-д> Брюзгиных, где и кушать изволил.

    Сколь ни радостно было для нас его посещение и Архипастырское благословение, но растворилась и скорбь: Почтеннейший Батюшка Малоярославский Игумен Отец Антоний, сопутствовавший или предсутствовавший Ему в путешествии до нашей обители, на тот же день, как приехал, прохаживаясь по скиту с находившимся при нем Иеромонахом и письмоводителем, на мосточке около [нрзб. ] в проломившуюся доску попал ногою 1

    май 1842.

     

    1 Конец письма утрачен.

     

    № 69

    Молитвами святых Отец наших,

    Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

    Ваше Высокопреподобие

    Достопочтеннейший Батюшка Отец Архимандрит!

    Милостивое ваше писание, от 29-го Августа писанное, я имел честь получить 15 числа сентября, а книгу св. Иоанна Лествичника 20-го. Сердечно радуюсь, что Господь даровал вам привести к окончанию перевод сей душеспасительной книги. Я с своей стороны никак не смел скорбеть на вас за промедление присылкою моей книги, зная, сколь многого требует труда и соображения правильный перевод. Вы же, быв обязаны и другими делами, не могли скорее окончить. А напротив утешаюсь тем, что мог сделать вам хотя малую услугу сею книгою. Да ниспослет Господь на сей ваш труд свое благословение, дабы воспользовались многие ищущие спасения душ своих. Я имею полную надежду, по вашей любви и обещанию, получить оной экземпляр для списания себе; а также и книгу св. Нила Сорского по окончании к оной принадлежностей.

    Вы изволите спрашивать, почему замолкло второе издание писем Затворника? На сие имею честь вам сказать: Отец Петр Григоров имеет большое попечение не только о втором издании первых, но и о вновь открытых о. Георгия писем, кажется до 800 или и более; а также житие его, которое уже и цензурою рассмотрено, но он хочет издать вместе с письмами. Он

     

    – 609 –




    теперь находится в Москве, как для пользования себе, так и по сему предмету. Писал ко мне, что письма еще не докончены Цензурным рассмотрением, не будет ли онаго в октябре. Я к нему писал, чтобы вас известил о сем деле, так как ему более известно.

    Для меня весьма утешительно, что вы изволите паметать о нашей обители и ските. Точно шум сосен приятен, напоминает о древних обитателях лесов, искавших спасения душам своим между ими и удалявшихся от шума волн мирских, чрез что возрастает желание соревновать оным по силе нашей.

    Господь силен укрепить вас на поприще вашего служения для пользы многих, а когда будет Его святая воля и приидет время, то даст и криле голубине, да полетите и почиете в пустыне упокоевающей и услаждающей по трудах ваших, утвердив духом владычним по ожиданию вашему.

    Отец Игумен наш свидетельствует вам нижайшее почтение и усерднейше благодарит за память об нем. Также отец Иоанн, о. Иоанникий и о. Макарий Грузинов. Мы все помним вашу любовь и милость.

    Засим и я, поручая себя вашим святым молитвам, с нижайшим моим высокопочитанием и земным поклонением имею честь пребыть Вашего Высокопреподобия Достопочтеннейшего Отца нижайший послушник и богомолец многогрешный

    Иеромонах Макарий

    25 сентября 1843 года

    Оп<тиной> пус<тыни> Скит.

    № 70

    Молитвами святых Отец наших,

    Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

    Ваше Высокопреподобие

    Достопочтеннейший Отец Архимандрит!

    Обязаны быв вашим милостивым к нам расположением, считаем себе долгом принести вам усерднейшее наше поздравление с приближающимся днем вашего Ангела. Желание наше есть да продлит премилосердый Господь дние лет ваших во здравии душевном и телесном и исполнит вас дарований духовных в веселие и радование сердца вашего и в пользу других алчущих и жаждущих получить спасение.

     

    – 610 –




    Мы приемлем смелость утруждать вас нашею крайнею просьбою. Отец Иоанн ревнует по благочестию православной христианской грекороссийской церкви и болезнует о заблудших овцах от стада Христова – раскольниках; в чем и мы с ним согласуем, к сему ж жалеем и о именующихся чадами церкви, но не покоряющихся ея уставам и чиноположениям, а составляющих религию каждый в своем уме, следуя кто как хочет мнением разных вер и считая только то одно нужным, чтобы веровать в Христа, не внимая святому Его слову, что Он сказал св. Апостолам, а в лице их пастырям церкви: слушаяй вас Мене слушает, а отметаяйся вас Мене отметается, отметаяйся же Мене, отметается пославшего Мя Отца.

    И забыв то, что Господь так подчинил послушанию святой церкви, что буде кто преслушает церковь, хоть в прегрешении пред ближним, будет как язычник и мытарь; кольми же паче в догматах преслушание, не подвергаются ли сему суждению? Где же найтить истинны, как не в церкви, ибо она есть, по учению Св. Апостола, столп и утверждение истины. Но, к сожалению, все сие на многих мало действует или по незнанию, или по невниманию и нерадению, а кажется, и по излишнему доверию самим себе и своему разуму. Хоть благочестивые наши Архипастыри стараются внушать чадам церкви о непогрешительности ее учения, самим Господом нашим Иисусом Христом преподанного, св. Апостолами проповеданного и Св. вселенскими Святым Духом действуемыми установленного в чиноположении Догматов, таинств и обрядов. Пастыри наши как частными проповедываниями изъясняют сие учение св. церкви народу, так и изданием под надзором духовных Академий касательно сего предмета весьма назидательных рассуждений, которые и напечатаны в "Христианском Чтении".

    Первое об учреждении Иисусом Христом церкви Своей на земли 1839 года в Июле и Августе м<еся>цах, на стран<ицах> 43 и 104; второе, Глава Церкви Господь наш Иисус Христос, 1843 года в марте м<еся>це на стран<ице> 154; третие, о православной Российской Церкви, того же года в Июле м<еся>це на стран<ице> 47; четвертое, в прибавлении к творениям св. Отцов Московскою духовной Академией издаваемому сего ж года в третьей книжке о православной Христианской Церкви, на стран<ице> 226; и пятое, прошлого 1842 года вся декабрьская книжка "Христианского Чтения" наполнена свидетельствами о святости и православии Церкви из сочинений св. Димитрия Ростовского.

     

    – 611 –




    Но как оные книги весьма немногие получают как по неведению их пользы, так и по немалой цене оных, почему большая часть людей не пользуются сими сочинениями. А ежели бы все вышеписанные рассуждения издать в особой книжице, которая будет стоить не дорогой цены, то на оную будет больше и покупателей, и не только православные, но даже и раскольники, может быть, воспользуются и приидут в познание истины, по причине весьма ясно и законно доказанных в оных истин о святой, соборной и Апостольской церкви. А как и не все наши православные монастыри и церкви получают "Христианское Чтение", то снабжением оных сею весьма полезною и недорогою книжицей учинится немалый на оную расход, могущий вознаградить издержки на напечатание, а между тем принести существенную пользу ко утверждению церкви.

    Изложив пред вами сие наше желание с мнением, отдаем на ваше рассуждение: ежели вы изволите найтить нужным, полезным и возможным к исполнению сего нашего мнения, то покорнейше просим посодействовать в сем, кому будет нужно, предложением. Мы же о сем вас утруждаем в надежде на вашу ревность по благочестию и милостивое и отеческое к нам расположение, которого надеемся и впредь быть не лишенными. Испрашивая святых ваших молитв, с нижайшим нашим высокопочитанием имеем честь пребыть

    Вашего Высокопреподобия нижайшие послушники и богомольцы:

    Многогрешный Иеромонах Макарий

    и многогрешный Иеросхимонах Иоанн

    и многогрешный монах Иоанникий

    11 декабря 1843 года

    О<птиной> П<устыни> Скит.

    № 71

    Молитвами святых Отец наших,

    Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

    Ваше Высокопреподобие

    Достопочтеннейший Отец Архимандрит!

    Простите Господа ради, что не предварили вас нашим поздравлением с наступившим Новым годом; я находился некоторое время в отлучке и по возвращении получил ваше по

     

    – 612 –




    чтеннейшее писание, от 29 декабря писанное. Приносим вам покорнейшую нашу благодарность и вкупе и поздравление с новым годом, хоть и опоздалое. Но да покрыет сию вину ваша отеческая любовь.

    Мы по неведению о ваших обстоятельствах осмелились беспокоить вас нашею просьбою предложить о напечатании статей о церкви, но ежели невозможно, то, видно, и нет воли Божией или время не приспело, и в сем также просим великодушно нас простить.

    Отец Иоанникий нечаянно отправляется в ваши пределы сопутствовать Тихоновскому Отцу Строителю Геронтию. На сих днях они должны отправиться из Калуги.

    Вы изволили обещать пожаловать нам перевода вашего книгу Св. Иоанна Лествичника писание, то, когда возможно, при возвращении Отца Иоанникия не оставьте снабдить нас этою книгою.

    Испрашивая ваших святых молитв с желанием вам мира, здравия и спасения, с нижайшим нашим высокопочитанием и преданностию пребыть честь имеем

    Вашего Высокопреподобия нижайшие послушники и богомольцы

    Многогрешный Иеромонах Макарий

    и многогрешный Иеросхимонах Иоанн

    18 Генваря 1844 года

    О<птина> С<кит>.

    № 72

    Ваше Преосвященство, Милостивый Архипастырь!

    Позвольте встретить Ваше Преосвященство моим усерднейшим поздравлением на новом месте, с прибытием к своей пастве и с приближающимся днем Вашего Ангела. Премилосердый Господь да сохранит Ваше здравие на многие лета и ниспослет Свою помощь в многотрудном Вашем служении Церкви Его. Спаси Вас, Господи, что и еще изволили удостоить меня получить Ваше Архипастырское и Отеческое писание от 20 числа Ноября, из коего видимо о времени Вашего отъезда из Петербурга, и потому пишу благонадежно в Ставрополь к Вашему Преосвященству.

    Вы изволили спрашивать о книгах преподобного Исаии и преп. Марка Подвижника, будут ли оные напечатаны на Русском

     

    – 613 –




    языке? Доложу Вам, что последняя переведена на Русский язык и представлена к Высокопреосвященнейшему Владыке на благорассмотрение, с испрашиванием позволения представить в цензуру и напечатать; но на это решения еще не получали. А рукопись преп. Исаии еще не поправлена в Русском переводе, думаем заняться, есть братия желающие, я же хотя и буду участвовать в сем деле, но так мало имею время, что не надеюсь назначить срока на окончание сего труда. Я все нахожусь в неоплатном долгу ответами на письма, к этому же чувствую часто большую слабость и немощь, а между тем думаем заняться на перевод старца Паисия сделать в некоторых неудобопонятных словах примечания, подобно тем, какие сделаны в книге св. Исаака Сирского, тем паче, что оная книга более приличествует монашествующим, а для них славянский язык довольно понятен, и если дозволят, то и напечатать, а со временем можно и в Русском переводе напечатать, и спрашиваем на сей труд Вашего Архипастырского благословения.

    О. Ювеналий и о. Леонид, а с ними и о. Александр Яновский отправились от нас в свой дальний путь 14-го ч<исла> Ноября, на Киев, и хотели все миссионеры приехать в Одессу к 30-му ч<ислу> Ноября – сроку, назначенному отходу пароходу. Вы изволите упоминать о Слове преп. Орсисия, ученика Пахомия Великого, хорошо бы перевести оное на Русский язык и напечатать. О. Ювеналий книги свои оставил пока здесь, только теперь нет в виду человека, который бы мог заняться сим делом. Хотел побывать к нам Конст. Карл. Зедергольм, мой крестник. Он довольно сведущ и в Латинском, и в Греческом языке, им переведена книга Аввы Дорофея с Греческого, только литературный язык после у нас поисправлен; то если ему будет время, попрошу его заняться сим переводом. Книгу Аввы Исаии Вашу по сей же почте имею честь препроводить к Вашему Преосвященству. Когда будет отпечатана книга Преп. Марка Подвижника, то за первый долг сочту оную доставить Вашему Преосвященству и Высокопреосвященному Афанасию Архиепископу Казанскому.

    Испрашивая Вашего Архипастырского благословения и Св. молитв, с глубочайшим моим Высокопочитанием имею честь пребыть Вашего Преосвященства Милостивого Архипастыря нижайший послушник

    многогрешный иеромонах Макарий

    Декабрь 1857 года.

     

    – 614 –




    № 73

    Ваше Преосвященство, Милостивый Архипастырь!

    Приношу мою всенижайшую благодарность Вашему Преосвященству за милостивое Ваше писание, от 6-го Июля посланное, и что удостоили принять от нашего усердия Книгу Преп. Исайи Отшельника в нескольких экземплярах. Мы обязаны Вашему Преосвященству содействием в издании сей полезной книги, как побуждением к оному, так и доставлением рукописей Славянской и Вашего перевода Русской. Дай Бог, чтобы учение великого сего подвижника благочестия послужило к пользе ищущих спасения. При взгляде на нынешний образ жизни монашества, как мы далеко удалились от того пути, который нам показан в Отеческих учениях, сердце болезнует; и вместо того, чтобы искать доброго бисера, сокровенного на селе сердец наших, довольствуемся одною внешностию; а чтобы подвизаться на [нрзб.] мало и [нрзб.] обретаются, и чрез слабости наши бываем соблазн миру, вместо того, чтобы быть светом миру. Вы изволите замечать, что охота к чтению Отеческих книг начала истребляться в монахах; что и служит причиною к расслаблению, так как нет побуждения к деятельной иноческой жизни. Может быть, и есть из новоприходящих, что имеют ревность и желание спастись, но, видя примеры слабости, прежде осуждают их, потом и сами порабощаются оными, не имея верного окормления и отвержения своей воли и разума, что могло бы привести их к смирению, как сильному орудию на все вражии сети. Немудрено, что говорят люди о монашестве, что оно не нужно, по выражению почтенного купца, "народ все такой вшивой", но проявляется и в некоторых духовных журналах нынешнего времени что-то такое невыгодное о жизни монашества. А о других литературных изданиях нечего и говорить, и все это разливается по всему Христианскому миру, который не смотрит на свои слабости, но зорко взирает на монашеские и малые недостатки. Впрочем, мы не должны обвинять судящих нас, но находить в себе вины, смиряться, приносить покаяние, и Господь силен спасти и извести из рва онаго, виденного преп. Пахомием, скорбьми, напастьми и болезнями. Хотя и горестно смотреть на наши слабости, но многие приходящие в обитель обретают защиту от стрел вражиих, коим могли подвергаться в мирской жизни. Только, сколько мог я заметить, неполезно и опасно юных принимать, ибо они более подвергаются влиянию к слабой

     

    – 615 –




    стороне и, навыкнув худому, нескоро могут придти к истинному пути, так что ни к монастырю, ни к миру не бывают способны. На сих днях мне пришлось слышать сравнительный пример иноческой и мирской жизни: один странник безногой ползком обошел многие монастыри, и на вопрос одного монаха, как он находит монашескую жизнь в сравнении с мирской? 1

    1859 г.

     

    1 Конец письма утрачен.

     

     

    – 616 –


     

     

    Издание:

    Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 6. – М.: Паломникъ, 2004.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 05.04.2017.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659