. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 5 (содержание)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

     

    Игнатий (Брянчанинов) святитель

    Полное собрание творений

    Т. 5

     

    Письма
    святителя Игнатия Брянчанинова
    к С. И. Снессоревой

    Предисловие

    Среди обширного эпистолярного наследия святителя Игнатия Брянчанинова особое место занимают 24 послания, адресованные переводчице и писательнице Софии Ивановне Снессоревой (1815 или 1816–1904) – его духовной дочери, которая, по словам самого Святителя, принадлежала к числу "очень немногих людей, оказавших ему особенную любовь". Письма охватывают 22-летний период их общения (с 1845 по 1867 г.) и свидетельствуют о тесной связи учителя и ученицы. Впервые издаваемые отдельным корпусом и откомментированные, они дают возможность наблюдать духовное водительство Владыки, благодаря которому София Ивановна прошла нелегкий путь от переводчицы журнальных романов до духовной писательницы, чьи произведения пережили своего автора и остаются благодатным и полезным чтением для каждого православного человека 1.

    __________

    1 См. современные переиздания первой книги С. И. Снессоревой "Дарьюшка. Очерк жизни русской странницы". СПб.: тип. И. И. Глазунова, 1864. 119 с.

    Дарьюшка: Из жизни русской странницы [инокини Исидоры: Для детей] М.: Моск. подв. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: Отчий дом, 1995. 63 с.; Русская странница Дарьюшка: Рассказ с ее слов. СПб.: Воскресенский Новодевичий монастырь, 1996. 64 с.; Дарьюшка: Из жизии русской странницы [инокини Исидоры (Шурыгиной Д. Α.): Повесть] М.: Отчий дом, 1997. 61 [2] с.

     

    – 487 –




    Помимо духовных уз, святителя Игнатия и С. И. Снессореву связывали литературные занятия, поэтому публикуемые письма имеют большое значение и для характеристики деятельности Святителя как русского духовного писателя 1. На протяжении всего времени их знакомства, до последних дней земной жизни Преосвященного Игнатия, София Ивановна была деятельной помощницей в публикации и издании его сочинений.

    У нас нет точных сведений о том, когда произошла первая встреча Снессоревой с архимандритом Сергиевой пустыни Игнатием. Знакомство их могло состояться в конце 1845 г. Именно в это время София Ивановна, страдавшая тяжелым недугом, приезжает из Астрахани в Петербург, чтобы определить своего сына в учебное заведение и, тем самым устроить судьбу мальчика, так как на свое выздоровление она почти не надеялась 2.

    Помощь и утешение она находит в Сергиевой пустыни, к этому времени уже значительно обновленной неустанными трудами архимандрита Игнатия: София Ивановна становится его духовным чадом.

    Самое раннее из опубликованных писем архимандрита к С. И. Снессоревой (письмо № 1) – от 9 мая 1846 г. – свидетельствует, что к этому времени между ними уже сложились близкие, доверительные отношения. Возможно, желая поддержать и ободрить Софию Ивановну, архимандрит

    __________

    Главный труд С. И. Снессоревой: "Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон, чтимых Православною Церковью на основании Священного Писания и церковных преданий. Составила София Снессорева. С изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. СПб.: изд. И. Л. Тузова, 1891. 560 с.

    То же: Ярославль: Верхне-Волжское изд-во, 1993. 457 с.; То же: Омск: Ом. Тарская епархия, 1996. 462 с.; То же: М.: "Синтагма", (1997). 560 с.: То же: Ярославль: Верхняя Волга, 2000. 457 с.

    1 В последнее время появились работы, посвященные проблемам литературного творчества Святителя. См., например: Любомудров А. М. Святитель Игнатий и проблема творчества // Полн. собр. творений святителя Игнатия Брянчанинова: В [7 т.]. М.: Паломникъ, 2000. Т. 4. С. 513–523. (Далее – Настоящее издание.) Священник Геннадий Беловолов. "Поэтические опыты" аскета: Проза святителя Игнатия Кавказского // Святитель Игнатий Брянчанинов. Песнь под сенью креста. СПб.: Диоптра, 2000. С. 5–14. || 2 Ниже в публикуемой автобиографии С. И. Снессоревой. С. 539–554. (Далее – <Автобиографическая записка>).

     

    – 488 –




    Игнатий обращается к ее литературному опыту (Снессорева занималась переводами уже с 1837 г. 1) и знакомит со своими сочинениями, в частности с "Валаамским монастырем". Это произведение Святителя, написанное под впечатлением от его продолжительной служебной командировки на Валаам 2, было первым, предназначавшимся для печати.

    Письмо, кроме того, говорит о начале нового этапа в биографии будущего Святителя: он подошел к 40-летнему рубежу своей жизни, достижение которого считал необходимым условием для начала публикации написанных им произведений 3. Через посредничество Софии Ивановны архимандрит Игнатий ищет возможности публикации своих произведений в популярном журнале О. И. Сенковского "Библиотека для чтения" 4. Он также интересуется

    __________

    1 См.: <Автобиографическая записка>. || 2 Впервые архимандрит Игнатий побывал в Валаамском монастыре в 1838 году. Поездка эта была вызвана возложенной на него Св. Синодом обязанностью разобраться в причинах беспорядков, происходивших в монастыре, и продлилась почти полгода – с мая по ноябрь. По материалам расследования архимандрит Игнатий написал подробный рапорт из шести разделов (См.: Настоящее издание. Т. 3. С. 394–419. О связях Святителя с Валаамским монастырем см. также: И. Родченко. "Переписка святителя Игнатия с игуменом Дамаскиным". Там же. Т. 3. С. 420–505). || 3 Брат святителя Игнатия, П. А. Брянчанинов, комментируя одно из поздних писем Владыки к нему, писал: "В молодости своей еще юнкером, инженерным офицером, находясь часто в кругу современных литераторов и пользуясь особым расположением одного из них, Гнедича, Преосвященный Игнатий принял за правило и часто повторял совет Гнедича: чтоб сочинения, писанные до сорока лет, без всякого исключения считать решительно неоконченными, в том убеждении, что с этих только лет в авторе может быть признаваема достаточная зрелость ума, опыта и вкуса, а потому все, вышедшее из-под пера до сорока лет, следует не издавать печатно, а оставлять до упомянутого периода жизни, в который, пересмотрев сочинение, переправить оное и тогда произнести о нем свой суд, или отдавать в печать, или уничтожить. Это правило, которого держался Преосвященный Игнатий, служит объяснением того, почему он, говоря о своих сочинениях, считает все написанные им до сорока лет как бы несуществующими, а те, которые написаны им в сорокалетнем возрасте, он признает в вышеприведенном письме незрелыми относительно настоящей духовной высоты его понимания". – Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения. Кн. 6. Письма. Жизнеописание святителя Игнатия Брянчанинова. М.: Лепта, 2002. (Далее – Творения. Кн. 6.) С. 1097. – Письмо № 186 от 21 нояб. 1862 г. || 4 Сенковский Осип Иванович (1800–1858) – ориенталист, лингвист, критик, журналист, писатель (псевдоним – Барон Брамбеус), редактор журнала "Библиотека для чтения" с 1834 по 1856 г. До своей болезни в 1848 г. был практически полным хозяином журнала, большинство статей писал сам. "Библиотека для чтения" – ежемесячный журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод. Первый в России из т. н. "толстых" журналов, пользовавшийся большой любовью читателей. Издавался в Санкт-Петербурге с 1834 по 1865 г.

     

    – 489 –




    мнением известного редактора о литературной стороне предлагаемого для печати "Валаамского монастыря".

    Сама С. И. Снессорева получила работу переводчицы в журнале "Библиотека для чтения" в 1848 г., но ее знакомство с О. И. Сенковским состоялось, вероятно, гораздо раньше, еще в 1836–1837 гг., когда последний редактировал тома "Энциклопедического лексикона" Плюшара 1. Тогда София Ивановна вместе с мужем делала переводы для этого издания (тома 13–15). После возвращения ее в Петербург знакомство упрочилось благодаря дружеской поддержке Е. Н. Ахматовой 2. Снессорева была знакома и дружила с Ахматовой со времени жизни в Астрахани (с 1838 по 1845 г.) 3, а в Петербурге часто бывала на ее литературных вечерах. Вероятно, именно с этих ахматовских "суббот", где собирались О. И. Сенковский, А. В. Дружинин, А. В. Никитенко, Н. И. Пирогов, А. А. Краевский, В. В. Стасов, В. П. Гаевский и другие литераторы, и началась дружба Софии Ивановны с некоторыми из них.

    Сразу же после публикации "Валаамского монастыря" у О. И. Сенковского 4 очерк дважды выходит отдельным изданием в той же типографии, где печатался журнал 5.

    __________

    1 Плюшар А. А. Энциклопедический Лексикон. [В 40 тт.], т. 1–17. – СПб.: Издательство А. А. Плюшара, 1835–1841. Плюшар Адольф Александрович (1806–1865) – известный издатель. Заведовал типографией, перешедшей ему от отца и существовавшей с 1813 г. Одним из замечательных его предприятий был "Энциклопедический Лексикон", долгое время являвшийся образцом в изданиях подобного рода. Планировался выпуск 40 томов, но по разным причинам Плюшар был вынужден прекратить издание. Всего напечатано 17 томов (буквы А–Д). О. И. Сенковский редактировал с 12-го по 16-й тома. || 2 Ахматова Елизавета Николаевна (1820–1904) – прозаик, переводчица, издательница. В 1842 г. послала из Астрахани свой перевод с французского языка в редакцию "Библиотеки для чтения", после чего между ней и О. И. Сенковским началась переписка. В 1845 г. познакомилась с Сенковским лично, а в 1848 г. переехала в Петербург и начала сотрудничать в "Библиотеке для чтения" в качестве автора и переводчицы. В дальнейшем издавала и редактировала журналы "Собрание иностранных романов" и "Дело и отдых". || 3 См.: <Автобиографическая записка>. 4. Валаамский монастырь // Библиотека для чтения. 1847. Т. 82. Науки и художества. С. 66–90. Подпись: И. И. И. || 4 Валаамский монастырь // Библиотека для чтения. 1847. Т. 82. Науки и художества. С. 66–90. Подпись: И. И. И. || 5 "Валаамский монастырь". СПб.: тип. К. Крайя, 1847. 27 с. Подпись: И. И. И.; То же. СПб.: тип. К. Крайя, 1847. 40 с. В первом собрании своих сочинений – Сочинения епископа Игнатия: В 4 т. СПб.: тип. И. И. Глазунова, 1865–1867 (далее "Сочинения…") – Святитель поместит его под названием: "Посещение Валаамского монастыря". – См.: Настоящее издание. Т. 1. С. 394–420.

     

    – 490 –




    Следующим произведением архимандрита Игнатия, опубликованным в журнале О. И. Сенковского, было "Воспоминание о Бородинском монастыре". Поводом для его написания послужило посещение в конце июля 1847 г. Спасо-Бородинского монастыря 1, куда он заехал по дороге к месту лечения: с середины августа 1847 до середины мая 1848 г. архимандрит находился на отдыхе в Николо-Бабаевском монастыре 2.

    Уже 18 сентября 1847 г. он пересылает иеромонаху Игнатию 3, управляющему Сергиевой пустынью на время его отпуска, свое произведение с просьбой: "Прилагаемый при сем конверт запечатав, доставь по надписи. Тут вложена коротенькая брошюрка поэтическая "Воспоминания о Бородинском монастыре". Прочитай. Если напечатают и тебе предоставят несколько листочков, то штук 20 отправь в Бородинский монастырь, несколько ко мне, а прочие раздели по братии и знакомым. А мне бы хотелось, чтоб напечатали" 4.

    С большой долей вероятности можно утверждать, что для публикации этой "брошюрки", как ее назвал архимандрит Игнатий, он вновь прибег к посредничеству Софии Ивановны; в конце 1847 г. публикация появилась в "Библиотеке для чтения" и сразу же вышла отдельным изданием в типографии К. Крайя 5.

    __________

    1 Спасо-Бородинский в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа женский монастырь основан в 1838 г. на Бородинском Поле, близ д. Семеновское вдовой героя Отечественной войны 1812 г. генерал майора А. А.Тучкова М. М. Тучковой (впоследствии игуменией Марией) на месте гибели ее мужа. || 2 Николо-Бабаевский мужской монастырь основан после 1500 г. в посаде Большие Соли (35 км от Костромы и 28 км от Ярославля) на правом берегу Волги при впадении в нее реки Солоницы. || 3 Иеромонах Игнатий (Васильев) – с 1832 по 1837 г. – послушник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Троице-Сергиевой пустыни, с 1839 г. – иеромонах, с 1841 – казначей, а с 1844 г. – наместник Троице-Сергиевой пустыни. Письма архимандрита Игнатия из Николо-Бабаевского монастыря за время его отпуска к иеромонаху Игнатию (Творения. Кн. 6. С. 367–462) содержат много ценной для нашей темы информации. || 4 Творения. Кн. 6. С. 401. – Письмо № 13 от 18 сент. 1847 г. || 5 Воспоминание о Бородинском монастыре // Библиотека для чтения, 1847. Т. 85. Науки и художества. С. 121–122. – Подпись: И.; То же. СПб.: тип. К. Крайя, 1847. 4 с. – Подпись: И. Вошло в "Сочинения…". – См.: Настоящее издание. Т. 4. С. 473–475.

     

    – 491 –




    Видимо, София Ивановна передала в ответном письме к архимандриту Игнатию сожаление Сенковского о том, что объем произведения невелик, и просьбу выслать новое сочинение для публикации, на что Преосвященный Игнатий ответил ей: "Воспоминание о Бородинском монастыре, какое у меня было в душе, такое и вышло на бумагу. В этом заключается все мое оправдание пред справедливым обвинением в краткости. <…> Есть у меня некоторые вещи и более обширные, чем "Воспоминание", но не знаю, идут ли они в светский журнал. Пришлю что-нибудь, когда поокрепну и предоставлю благорассмотрению И<осифа> И<ванови>ча напечатать или нет" (письмо № 4).

    Во время пребывания в Николо-Бабаевском монастыре Святитель, несмотря на болезненное состояние, полностью отдается написанию духовных произведений. С первых дней своего отпуска он беспокоится, высланы ли брошюры о Валаамском и Бородинском монастырях знакомым 1, а также через иеромонаха Игнатия передает в подарок некоторым своим духовным чадам новые произведения, которые писал нередко по их просьбе. Об этом Святитель говорил неоднократно. Например, в одном из поздних писем он писал: "Относительно моих сочинений тебе известно, что я писал их для себя и для коротких, немногих знакомых моих, из настроения, полученного и усвоенного монастырскою жизнью" 2. Так, в начале сентября 1847 г. в ответ на просьбу своей духовной дочери – А. А. Александровой 3 – архимандрит Игнатий обещает написать "желаемое ею краткое сочинение и прислать по почте" 4, а уже 22 сентября просит иеромонаха Игнатия в письме: "Приложенный при сем конверт, запечатав, доставь А. А. Александровой. Тут маленькое мое сочинение для них; прочитай его, – только другим не давай" 5. Через месяц он справится: "Отдал ли А<лександровой>

    __________

    1 См.: Творения. Кн. 6. С. 367–462. – Письма: №5, 13, 17, 20, 21, 28, 42. || 2 См.: Творения. Кн. 6. С. 843. – Письмо № 300 от 6 септ. 1862 г. || 3 Александрова А. А. – лицо не установлено. || 4 Игнатий Брянчанинов. Странствие ко вратам вечности: Переписка с оптинскими старцами и П. П. Яковлевым, делопроизводителем свт. Игнатия. М., 2001. С. 230. – Письмо № 18 от 7 сент. 1847 г. || 5 Творения. Кн. 6. С. 401. – Письмо № 14 от 22 сент. 1847 г.

     

    – 492 –




    Жит<ейское> море" 1? Таким же путем, через Сергееву пустынь, архимандрит посылает в подарок Софии Ивановне одно из самых ярких своих произведений – "Чашу Христову".

    Сочинение это было написано, вероятно, осенью 1847 г. Уже в конце сентября в письме к иеромонаху Игнатию архимандрит размышлял на эту тему: "…Скорби – чаша Христова на земле. Кто на земли участник чаши Христовой – тот и на небе будет участником этой чаши. Там она – непрестающее наслаждение…" 2. Передавая "Чашу Христову", он пишет иеромонаху Игнатию: "Приложенное письмо, прочитав, доставь Снесарев<ой> 3. Вот образчик книги, которая давно формировалась у меня в голове, а теперь мало-помалу переходит из идеального бытия в существенное: это будет вроде "Подражание Христу" – известной западной книги 4, только наша. [Включаю тебя и прочих ради Бога единомудрствующих со мною в число сочинителей книги, потому употребляю выражение: "наша".] Совершенно в духе Восточной Церкви – и выходит сильнее, зрелее, основательнее, с совершенно особенным характером. Эту книгу желалось бы подвинуть хоть до половины, доколе я здесь в уединении. Такое дело, сделанное до половины, почти уже сделано до конца" 5.

    В письме, адресованном самой Софии Ивановне (№ 4), которая, несомненно, тоже входила в число "ради Бога единомудрствующих", архимандрит уточняет, что статей, подобных "Чаше Христовой", у него написано уже пятнадцать и он предполагает из них составить книгу – "Мой дар друзьям моим" 6. Описывая содержание и структуру создаваемой

    __________

    1 Творения. Кн. 6. С. 413. || 2 Там же. С. 402. – Письмо № 15 от 25 сент. 1847 г. || 3 Фамилию Снессоревой писали по-разному, но сама София Ивановна в документах и в своих произведениях подписывалась: Снессорева. || 4 Архимандрит Игнатий имел в виду сочинение "De imitatione Christi" (о подражании Христу), автор которого – Фома Кемпийский, собственно Ф. Гамеркен или Гаммерлейн, (1380–1471), знаменитый мистик аскет, родился в Кемпене близ Кёльна, – был приором августинского ордена. Указанное произведение выдержало 5000 изд., переведено на все языки. Эту книгу святитель Игнатий неоднократно называл написанной в состоянии прелести. См., например, развернутый анализ ее в статье "О прелести". (Настоящее издание. Т. 1. С. 235–239). || 5 Творения. Кн. 6. С. 424. – Письмо № 26 от 1 дек. 1847 г. || 6 Замысел архимандрита Игнатия не был исполнен. Произведения, написанные в это время, Святитель включил в собрание своих сочинений; в 1862– 1867 гг. некоторые из них были изданы отдельными брошюрами или опубликованы в журнале "Домашняя беседа" (См.: Библиография трудов святителя Игнатия и литературы о нем – Настоящее издание. Т. 4. С. 654–655, 666–668).

     

    – 493 –




    им книги, Преосвященный Игнатий замечает, что "образ изложения, наружная форма, самый слог, – может быть новость в духовной русской литературе". Он интересуется мнением Софии Ивановны и О. И. Сенковского о высланной "Чаше Христовой", но о публикации ее в "Библиотеке для чтения" пока ничего не пишет и просит "сохранить в тайне" это произведение.

    Сочинение, которое архимандрит Игнатий посчитал возможным опубликовать в журнале после "Воспоминания о Бородинском монастыре", – "Иосиф. Священная повесть, заимствованная из книги Бытия" 1. Писал он его, вероятно, уже незадолго до своего возвращения в Петербург. Отголоски работы над повестью звучат в мартовском письме 1848 г. к наместнику иеромонаху Игнатию: "…Бог, даровавший благодать свою проданному и заключенному в темницу Иосифу, преклонивший к нему сердца всех, – по великой милости своей преклонил и здесь сердца многих ко мне…" 2.

    Свою повесть архимандрит Игнатий посылает в "Библиотеку для чтения" уже после возвращения из Николо-Бабаевского монастыря в октябре 1848 г., но рукопись возвращают, так как Сенковский в это время был болен холерой, а руководство делами редакции перешло в руки его помощника А. В. Старчевского 3. Автор вновь обращается за помощью к Софии Ивановне (письмо № 6): "…препровождаю к Вам и письмо мое, и рукопись, примите на себя труд то и другое доставить Иосифу Ивановичу".

    София Ивановна передает рукопись по назначению, и О. И. Сенковский, несмотря на слабость здоровья, лично занимается ею. Он приостанавливает публикацию произведения А. Н. Муравьева "Скит Гефсиманский" 4 и помещает повесть архимандрита Игнатия 5. При этом Сенковский не

    __________

    1 Бытие, гл. 37, 39–50. || 2 Творения. Кн. 6. С. 458. – Письмо № 42 от 24 марта 1848 г. || 3 См. сноску 2 (с. 516) к письму № 6. || 4 Муравьев А. Н. Скит Гефсиманский // Библиотека для чтения. 1849. Т. 96. С. 105–114. || 5 Иосиф. Священная повесть, заимствованная из книги Бытия // Библиотека для чтения. 1849. Т. 96. Русская словесность. С. 115–156. – Подпись: И.

     

    – 494 –




    изменяет своей манере работы с публикуемыми материалами и, как он это делал почти всегда, обрабатывает текст рукописи. Но обработка коснулась только авторского предисловия, которое он подает от лица редакции, начиная его со следующего объяснения: "Мы сочли нужным остановить печатание начатой уже здесь повести, чтобы поскорее дать место прекрасному труду одного из даровитейших учителей благочестия на Руси, украсившего уже не однажды это издание творениями пера своего. Имя его, столь прекрасно известное, всегда было скрыто на этих страницах, но голос его, наверное, отозвался каждый раз в душе читателей тем душевным умилением, которое возбуждает он в слушателях в другом, более святом, месте.

    Несколько строк вступления объяснят и цель почтенного автора, и причину помещения здесь повести совершенно нового роду в изящной словесности. Причина может быть высказана очень коротко. Повесть – священного содержания; но изложение этой священной повести, вполне литературное, и язык ее увлекательны, художественны и приспособлены к чтению, любимому современными светскими воображениями" 1.

    После появления в журнале повесть вышла отдельной брошюрой, по образцу прежних публикаций архимандрита Игнатия, в типографии К. Крайя 2. А следом за ней – в октябре-ноябре 1849 г. – в той же типографии была издана и "Чаша Христова" 3, выхода в свет которой ждали друзья и духовные чада архимандрита. Об этом он писал одному из своих знакомых, объясняя причину опубликования брошюры: "Многие скорбящие желали иметь у себя список "Чаши Христовой", чтоб из этого чтения почерпать утешение для душ своих. Это заставило меня напечатать "Чашу"…" 4. Авторы "Жизнеописания" Святителя писали,

    __________

    1 Там же. С. 115. || 2 Иосиф. Священная повесть, заимствованная из книги Бытия / Предисл. авт., доп. и представлено от ред. СПб., тип. К. Крайя, 1849. IV, 42 с. – Подпись: И. Вошло в "Сочинения…". – См.: Настоящее издание. Т. 2. С. 14–45. || 3 Чаша Христова. СПб.: тип. К. Крайя, 1849. 16 с. || 4 Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского / Сост. игум. Марк (Лозинский); Предисл. игум. Андроника (Трубачева) и игум. Марка (Лозинского); Центр изучения, охраны и реставрации наследия свящ. Павла Флоренского. М.; СПб., 1995. С. 510–511. – Письмо № 267 от 22 дек. 1849 г.

     

    – 495 –




    что брошюра "разошлась моментально, платили под конец по десяти рублей за экземпляр, но второго издания уже не было возможности сделать по причине цензурных исправлений, исказивших статью неузнаваемо" 1.

    Такого рода сложности возникали и раньше. Так, получив в декабре 1847 г. "Воспоминание о Бородинском монастыре", архимандрит писал иеромонаху Игнатию: "Прилагаю один листок брошюры "Воспоминание о Бородинском монастыре", выправленный. Без числа ошибок! Совсем теряется и искажается смысл" 2.

    В этом свете по-иному видится и публикация "священной повести" об Иосифе: очевидно, Сенковский подает предисловие от своего лица, чтобы обезопасить сочинение от возможных цензурных вмешательств. Но поправки первых публикаций, вероятно, все-таки не столь сильно искажали смысл произведений, как изменения в "Чаше Христовой", с которыми архимандрит Игнатий не согласился.

    Скорее всего, к этому же времени относится письмо № 7 (без даты), из которого следует, что София Ивановна предпринимала попытку издать отдельной брошюрой "в виде подарка подписчикам" журнала "Библиотека для чтения" произведение архимандрита Игнатия "Беседа предуготовительная к таинству исповеди", написанное в Сергиевой пустыни в 1845 г. Предвидя возможное вмешательство цензуры, архимандрит советует Софии Ивановне заранее прибегнуть к помощи Сенковского и К. С. Сербиновича 3. "Если ж беседа будет искажена перемарками и риторикой, – пишет он, – низведена из антологического рода, в котором она написана, то я на напечатание ее не согласен". Благое желание Софии Ивановны сделать "Беседу" достоянием широкой аудитории не осуществилось, – брошюра так и не была издана 4.

    __________

    1 Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова. – М.: изд-во им. Свт. Игнатия Ставропольского; РНБ, 2002. С. 166. (Далее – "Жизнеописание…"). || 2 Творения. Кн. 6. С. 428. – Письмо № 28 от 25 дек. 1847 г. Судя по письмам, в начале 1848 г. "Воспоминание о Бородинском монастыре" было переиздано в той же типографии. – См.: Там же. – Письма № 38 от 23 февр., № 42 от 24 марта. 1848 г. || 3 См. сноску 3 (с. 517) к письму № 7. || 4 Вероятно, это произведение архимандрита вошло в "Сочинения…" в составе тома "Аскетическая проповедь" под названием "Беседа в понедельник первой недели Великого поста: Приготовление к таинству исповеди". – См.: Настоящее издание. Т. 4. С. 44–66.

     

    – 496 –




    Позднее сам Святитель описал ситуацию, сложившуюся вокруг его первых публикаций, в письме к брату: "Когда я жил в Сергиевой пустыни, тогда не благоволили, чтоб мои сочинения были издаваемы печатно, имея на то свои причины. <…> Сначала мне не указывали прямо: на отказ употребляем был свой прием. Именно: так перемарывали рукопись и так изменяли сочинение, что рукопись делалась никуда не годною, а сочинение делалось чуждым мне и получало искаженный вид, могущий соблазнить читателя, а автора сделать посмешищем публики. Впоследствии один цензор был столько добр, что сказал о существовании тайного приказания относительно моих сочинений, после чего я не стал беспокоить цензуру представлением туда трудов моих" 1.

    Последние две публикации архимандрита Игнатия этого времени – стихотворения в прозе "Кладбище" и "Сад во время зимы" – появились в февральском номере "Библиотеки для чтения" за 1851 г. 2, вероятно, лишь благодаря изобретательности Сенковского, который поместил их в "Смеси", тем самым "спрятав" рассказы-миниатюры архимандрита между другими мелкими произведениями раздела. Авторы "Жизнеописания" Святителя не знали об этих публикациях: "С трудом, при личном старании Сенковского, – пишут они, – прошли тогда две статьи, напечатанные в его журнале "Библиотека для чтения": "Иосиф Прекрасный" и "Валаамский монастырь". Затем долгое время все труды архимандрита Игнатия ходили в рукописях между лицами, пользовавшимися его духовными советами" 3.

    Конечно, способ публикации, использованный Сенковским, не мог удовлетворить автора, но архимандрит Игнатий, несомненно, оценил добрые побуждения, которые руководили редактором "Библиотеки для чтения" в этом деле. Так, письмо № 8 (1851 г., без числа), возможно связанное

    __________

    1 Творения. Кн. 6. С. 703–704. – Письмо № 178 от 30 сент. 1862 г. || 2 Кладбище // Библиотека для чтения. 1851. Т. 105. Февраль. Смесь. С. 130–131. Вошло в "Сочинения…". – См.: Настоящее издание. Т. 1. С. 170–171. Сад во время зимы // Библиотека для чтения. 1851. Т. 105. Февраль. Смесь. С. 131–132. Вошло в "Сочинения…". – См.: Настоящее издание. Т. 1. С. 165–166. || 3 "Жизнеописание…". С. 166. Эти первые публикации произведений Святителя "Кладбище" и "Сад во время зимы" не включены и в "Библиографию трудов святителя Игнатия и литературы о нем".– См.: Настоящее издание. Т. 4. С. 649–776.

     

    – 497 –




    с последними публикациями архимандрита в журнале, целиком посвящено Сенковскому и свидетельствует о дружеских отношениях, сложившихся между ними: архимандрит беспокоится о здоровье Сенковского и приглашает его вместе с женой посетить Сергиеву пустынь. Очевидно также, что особую роль в общении знаменитого Барона Брамбеуса с подвижником русской Церкви играла С. И. Снессорева.

    Письма Преосвященного Игнатия к Софии Ивановне отражают не только перипетии литературной деятельности Архимандрита конца 1840-х – начала 1850-х гг. В них запечатлен, что чрезвычайно важно для нас, пример его духовного наставничества, постепенно исцеляющего и выправляющего душу Софии Ивановны.

    Поначалу духовные уроки архимандрита Игнатия, видимо, даются ей с трудом. Так, его совет, почерпнутый из святых Отцов: именем Иисуса сокрушить своих кумиров – "земные предметы и образы их, приковывающие к себе мысль и сердце", – кажется Софии Ивановне жестоким. В это время ей, вероятно, еще трудно принять слова архимандрита о том, что "любовь Божия умерщвляет любовь плотскую, душевную". Но, поставляя Снессореву на первую ступень духовной лестницы, Архимандрит не требует от нее многого: "Не сетую на вас за равнодушие ко всем; не ищу от вас пламенной любви к Спасителю. Ищу сердца сокрушенного и смиренного, которого Бог не уничижит. <…> Поцелуйте за меня Колю и полюбуйтесь им: нам надо быть таким, как он, чтоб войти в Царство Небесное, которое есть Божественная Любовь" (письмо № 2).

    Можно проследить, как бережно и последовательно Святитель подготавливает неокрепшую душу Софии Ивановны к духовному восхождению. Начав с заинтересованного внимания к ее мирским занятиям, он постепенно раскрывает перед ней смысл ее жизни, укрепляет в борьбе с невидимым врагом: "Вы нисколько не ошибетесь, добрейшая София Ивановна, если всю жизнь нашу уподобите продолжительной войне. Каждому из нас предназначено взять у иноплеменников свой Иерусалим и свой Царьград… Не желайте, прежде решительной победы, ни мира, ни отдыха. Сражайтесь! <…> Доставив Коле земное счастие, постарайтесь

     

    – 498 –




    доставить ему и небесное. Вот работа после работы" (письмо № 5).

    Короткое письмо № 9 (от 27 марта 1854 г.) красноречиво свидетельствует о переменах, произошедших в духовной жизни Софии Ивановны с начала знакомства ее с архимандритом Игнатием. Снессорева, уроженка Воронежа, с детства почитала святителя Митрофана Воронежского. Переживания за судьбу России в войне с союзниками побуждают ее обратиться к архимандриту Игнатию с просьбой послать адмиралу П. С. Нахимову икону святого, передача которой стала событием для всего флота 1. Святитель увидел в поступке Софии Ивановны проявление "смирения и благочестия".

    В конце 1857 г., после наречения во епископа Кавказского и Черноморского, Преосвященный Игнатий навсегда покидает Сергиеву пустынь и уезжает в Ставрополь. Два письма Святителя (письма № 10 и № 11) относятся ко времени его четырехлетнего служения на Кавказской кафедре. Поскольку переписка становится единственно возможной формой общения Снессоревой со своим духовным отцом, первое место теперь в ней занимает главная забота Софии Ивановны – ее сын, подошедший к двадцатилетнему рубежу своей жизни.

    С первых дней знакомства Снессоревой со Святителем он простер свое духовное руководство на самых близких Софии Ивановне людей: сына Колю и старшую сестру Елизавету Ивановну. И теперь (на расстоянии), как и прежде (при личных встречах), снова и снова он рассеивает тревогу Софии Ивановны за сына, помогает идти по правильному пути: "Слово Божие да будет вашим руководителем" (письмо № 10). "Бывает время сеяния; бывает и время жатвы. Непреложен нравственный закон, по которому люди должны неизбежно пожать то, что они посеяли произвольно. Но всемогущество Божие и неограниченная милость Божия могут изменить или смягчить и законную, логичную последовательность твердого нравственного закона" (письмо № 11).

    После многолетних прошений об увольнении на покой в связи с болезнью Святитель получает разрешение на жительство в Николо-Бабаевском монастыре и в октябре 1861 г.

    __________

    1 См. сноску 2 (с. 518) к письму № 9.

     

    – 499 –




    переезжает туда. Половина из известных нам писем Святителя к Софии Ивановне написана им в этот последний период его жизни.

    В уединенной обстановке он вновь отдается писательскому труду, и в конце 1862 г., после более чем десятилетнего молчания 1, в печати вновь появляются его творения. Главным помощником в важном для Святителя деле публикации его трудов становится его брат – Петр Александрович, который с середины 1862 г. полностью посвящает себя делам Святителя.

    Отправляя Петра Александровича в Петербург для устройства своих сочинений в печати, Святитель писал ему: "Милосердый Господь да благословит твое путешествие и да дарует из духовной сокровищницы Своей разум и премудрость совершить все по Его святой воле, во славу Его святого имени и к пользе душ наших. <…> Я никак не ищу напечатания моих сочинений, никак не признаю их достойными напечатания или способными к назиданию христианского общества. Следовательно, если встретится препятствие к напечатанию, то не усиливайся, чтоб напечатали. <…> Если предварительно изъявят согласие, то пусть напечатаются те сочинения, которые я назначил к напечатанию" 2.

    Петру Александровичу довольно скоро удается добиться успеха. Уже через полмесяца Святитель пишет ему: "О сочинениях моих: Не без Промысла Божия устраивается напечатание их, доселе встречавшее затруднения" 3. На этот раз публиковать труды святителя Игнатия берется Виктор Ипатьевич Аскоченский 4, журнал которого "Домашняя

    __________

    1 С 1851 по 1862 г. вышли в свет три его произведения: Валаамский монастырь. – СПб.: тип. Г. Трусова, 1856. 73 с.; Речь, произнесенная в Св. Синоде настоятелем Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием при наречении его во епископа Кавказского и Черноморского, октября 18 дня 1857 года. (СПб.: Б. и., 1857). 3 с.; То же: // Христианское чтение. 1857. Ч. 2. Июль–дек. С. 346–348; [Отзыв на проект преобразования морских учебных заведений адмирала графа Путятина] // Замечания разных лиц на проекты преобразования морских учебных заведений адмирала графа Путятина, 1860–1861. Ч. 2. Подлинные отзывы в алфавитном порядке. СПб., 1861. С. 499–510. || 2 Творения. Кн. 6. С. 703–704. – Письмо № 178 от 30 сент. 1862 г. || 3 Там же. С. 705–706. – Письмо № 180 от 18 окт. 1862 г. || 4 Аскоченский В. И. (1813–1879) – прозаик, журналист, историк. В 1858–1877 гг. редактор-издатель и главный автор еженедельного журнала "Домашняя беседа", издание которого прекратилось в связи с болезнью и смертью Аскоченского.

     

    – 500 –




    беседа" твердо стоял на православных позициях. "Сердечно буду рад, если всех сочинений моих будет издателем B. И. Аскоченский, и прошу его об этом, – писал Святитель брату 8 ноября 1862 г. – Да и в самом деле он – двигатель этого дела! Я вполне уважаю то самоотвержение, с которым он действует. Нападки прогрессистов, которым он подвергается 1, в глазах моих, суть величайшие похвалы для него, так, как нападки бесов на угодников Божиих" 2.

    Одновременно Святитель обращается к Софии Ивановне с просьбой взять на себя корректуру и поправку грамматических ошибок в подготовленных к печати его сочинениях (письмо № 12). София Ивановна сразу же соглашается. В ответном письме Святителя помимо благодарности и вопросов о сыне мы впервые встречаемся с его мнением о духовном значении переводческой работы Снессоревой 3: "Искренне желал бы, чтоб время Ваше и силы души Вашей употреблялись на что-нибудь не столько богопротивное и враждебное Богу, сколько враждебны Богу новейшие журналы, усиливающиеся истребить в народе проповедию своею веру и нравственность. За это потребуется грозный ответ. – Милосердие Божие да устроит для Вас иное занятие" (письмо № 13).

    София Ивановна со свойственной ей добросовестностью помогает Святителю в публикации его работ. 18 апреля 1863 г. Святитель писал ей: "Искренне благодарю Вас за воспоминание Ваше обо мне в письме Вашем к Петру Александровичу и за труд Ваш по моим сочинениям.

    Признаю себя состоящим в долгу перед Вами и перед многими. Я говорил Вам о вере не столько, сколько следовало бы говорить. <…>

    Вы, перечитывая мои сочинения, заимствуете из них все мысли и чувствования в Вашу собственность, – так

    __________

    1 Журнал В. И. Аскоченского и сам он были постоянными объектами критики радикально настроенной и даже умеренной печати. А. И. Герцен, например, называл "Домашнюю беседу" "духовным журналом иезуитско-православного направления". – См.: Герцен А. И. Собрание сочинений: В 30 тт. М.: ИМЛИ, 1954–1965. Т. 18. С. 199. || 2 Творения. Кн. 6. C. 709. – Письмо № 183 от 8 нояб. 1862 г. || 3 Работая в редакции журнала "Библиотека для чтения", Снессорева к тому же постоянно состояла переводчицей в журналах Е. Н. Ахматовой "Собрание иностранных романов…" и "Дело и отдых". – См.: <Автобиографическая записка>.

     

    – 501 –




    понимаю – соединяетесь со мною в одно направление, в один дух. Направление заимствовано мною всецело из учения святых Отцов Православной Церкви" (письмо № 14).

    Вторая часть письма дает повод предположить, что в своем письме София Ивановна сообщает Святителю о намерении Ивана Ильича Глазунова 1 издать Собрание сочинений Преосвященного Игнатия. "Сердечно радуюсь, – пишет Святитель Снессоревой, – что Ивану Ильичу пришла благая мысль издать мои сочинения на свой кредит. Смею думать, что он сделает благодеяние всему отечественному христианскому обществу. <…> Мне и брату моему сделает Иван Ильич также духовное добро, потому что избавит нас от вещественных хлопот о напечатании… Уповаю на милость Божию, что Вы поймете все, сказанное здесь мною: оно довольно глубоко, и, несмотря на простоту и ясность дела, не всякий поймет его" (письмо № 14).

    Продолжая публиковать свои произведения у В. И. Аскоченского 2, Святитель принимает предложение И. И. Глазунова и начинает готовить свои сочинения к более полному изданию. Авторы "Жизнеописания…" пишут об этом: "Книгопродавец-издатель И. И. Глазунов, старинный знакомец владыки Игнатия, вошел с ним в соглашение о напечатании всех его сочинений, принимая издержки издания на себя, и тем ввел Преосвященного в усиленное занятие пересмотром, исправлением, пополнением и приведением в одно целое всех статей, писанных им в разное время в сане архимандрита, а потом и епископа. Таким образом, составились первые два тома под названием "Аскетических Опытов"…" 3.

    Как при издании отдельных произведений Святителя В. И. Аскоченским, так и теперь, когда начинается издание

    __________

    1 Глазунов Иван Ильич (1826–1889) – представитель издательской и книготорговой фирмы Глазуновых, основанной в 1782 г. и издававшей собрания сочинений русских писателей, труды историков, педагогов и пр. || 2 С 1862 года до кончины Святителя в 1867 г. было опубликовано четырнадцать его произведений различных жанров в "Домашней беседе" и еще тринадцать вышли в издательстве В. И. Аскоченского и типографии И. И. Глазунова отдельными изданиями. См.: Семенова Т. Н. Библиография трудов святителя Игнатия и литературы о нем (за 1847–2001 гг.) // Настоящее издание. Т. 4. С. 654–655, 666–668. Все они позже будут включены в собрание сочинений святителя Игнатия. || 3 "Жизнеописание…". С. 482.

     

    – 502 –




    всех его сочинений, Преосвященный Игнатий видит в этом Божие произволение. 10 января 1864 г. он пишет брату: "Напечатание моих сочинений, очевидно, дело Промысла. И я, и ты, и о. Фотий 1, и В. И. Аскоченский, и Глазунов, и София Ивановна – орудия. Всем дано дело в общую пользу, а следовательно, и в свою. Изучающие христианство по букве и утратившие деятельное изучение его имеют одно учение для себя, а другое для других" 2.

    Когда произведения для первых двух томов были собраны, Святитель обращается к Глазунову с просьбой отнестись к изданию с особой ответственностью: "Богу благоугодно было внушить вам расположение приобщиться моему убогому труду изданием составленных мною "Аскетических Опытов". Эта книга в собственном смысле принадлежит не мне: она вся заимствована из святых Отцов Православной Церкви. Мой труд состоит в том, что в течение всей жизни моей я занимался изучением отеческих писаний и сделал из них такое извлечение, какое возможно сделать только по долговременном изучении сих исканий. <…>

    Милостынею признал я книгу "Аскетические Опыты". Промыслом Божиим дано было мне, во спасение души моей, приуготовить эту милостыню: этим же Божиим Промыслом дается вам, во спасение души вашей, передать эту милостыню духовную нуждающимся в ней христианам. Дело Божие, И<ван> И<льич>, надо делать со тщанием, чтоб дело, данное во спасение, не было повреждено небрежением и не послужило в осуждение. Я по силе моей постарался дать возможную отчетливость и исправность книге, приготовляя ее с 1840 г., пересматривая, выправляя, дополняя ее, чтоб учение отцов, изложенное в ней, имело удовлетворительную ясность и полноту: так и вы озаботьтесь, чтоб книга была издана исправно и в должный срок. Многие благочестивые души жаждут этой пищи духовной и желают иметь книгу в руководство жительства своего именно по той причине, что она есть сборник учения святых Отцов Православной Церкви о главных добродетелях христианских и о духовном подвиге" 3.

    __________

    1 Цензор. || 2 Творения. Кн. 6. С. 723. – Письмо № 195 от 10 янв. 1864 г. || 3 Творения. Кн. 6. С. 508–510. – Письмо № 34 от 3 марта 1864 г.

     

    – 503 –




    Одновременно Святитель обращается к Софии Ивановне с просьбой взять на себя корректуру "Аскетических опытов", если этот труд будет удобен для нее (письмо № 18). София Ивановна, вероятно, колебалась в принятии решения, чувствуя большую ответственность и критически относясь к своим способностям. Переживания ее были столь велики, что она увидела сон, о котором сразу же поведала Святителю в очередном письме. Святитель объясняет Снессоревой ошибочность ее внимания к сновидению и раскрывает духовное значение предлагаемой ей работы: "…1) полагаю, что тщательный пересмотр "Опытов" подействует благотворно на Вашу душу, уже привыкшую входить в общение с духом святых Отцов Православной Церкви и находить пищу и утешение, более – оживление в этом общении; 2) по Вашей преданности мне, по сочувствию, которое питаете к моим убогим писаниям, по Вашему знанию и навыку в этом деле я не могу указать ни на кого другого, который бы исполнил служение в общую пользу христианства с таким усердием и с такою исправностию, как Вы; 3) Вы хорошо знакомы с Глазуновым 1 и можете более, нежели другой, похозяйничать в его типографии. Затем Господь да благословит Вас на этот труд" (письмо № 19).

    Еще за год до предложения заняться корректурой "Аскетических опытов" – в апреле 1863 г. – Святитель приглашает Снессореву посетить Николо-Бабаевский монастырь, совершив одновременно "приятную и полезную" поездку. Письмо № 20 дает возможность предположить, что София Ивановна в начале июня 1864 г. побывала у Святителя, который, вероятно, окончательно развеял ее неуверенность и сомнения в себе. Преосвященный Игнатий высоко оценивал работу Софии Ивановны и неоднократно благодарил ее за корректуру: "Очень приятен мне труд Ваш по корректуре "Аскетических опытов", которые в христианском отношении имеют огромное значение" (письмо № 20). "Признаю за милость Божию к себе Ваше участие в этом деле" (письмо № 23). "С замечаниями Софии Ивановны, – писал Святитель брату, – в значительной степени я согласен. Ищу, как сокровищ, замечаний, исходящих из истинного расположения и из знания" 2.

    __________

    1 Глазунов был издателем журналов Е. Н. Ахматовой. || 2 Творения. Кн. 6. С. 763. – Письмо № 227 от 6 янв. 1865 г.

     

    – 504 –




    Снова и снова Святитель пишет Софии Ивановне о духовном значении исполняемой ею работы: "Занимаясь корректурой "Опытов", Вы трудитесь и для общей пользы, и для собственной Вашей. Смею думать, что Промысл Божий доставил Вам этот труд; чтоб дух Ваш оторвался от духа мира сего и усвоился Духу Божию, в чем сущность спасения" (письмо № 20).

    Насколько успешно усваивала Снессорева духовные уроки своего учителя, можно судить по написанной ею в конце 1863 г. и вышедшей из печати в 1864 г. первой духовной книжке "Дарьюшка-странница" 1. Это рассказ о жизни реального лица – Дарии Александровны Шурыгиной, рясофорной послушницы Новодевичьего Воскресенского монастыря, с которой был знаком Святитель и которую хорошо знала сама Снессорева. Получив книгу, Святитель писал: "Искренне благодарю Вас за присланные брошюрки о Дарьюшке: такие простые христианские души, как Дарьюшка, очень близки к Богу, между ими и Богом нет тех ширм, той каменной стены, которые поставляются образованностью и обычаями мира сего" (письмо № 20). Повесть сразу же была опубликована в "Домашней беседе" 2.

    Помощь Софии Ивановны в издании собрания сочинений Святителя не ограничилась лишь корректорской работой. Поначалу издание шло гладко. Но если публикации произведений Святителя в конце 1840-х – начале 1850-х гг. встретились с внешними затруднениями, то во время издания собрания сочинений возникли препятствия иного характера. По воспоминаниям П. А. Брянчанинова, когда второй том "Аскетических опытов" находился уже в типографии, И. И. Глазунов неожиданно отказался от данного им обещания издавать сочинения за свой счет, вследствие чего "были остановлены все типографские работы на неоконченном втором томе" 3. В письме, написанном Святителем Глазунову по этому поводу, Преосвященный Игнатий, в частности, писал: "Все добрые дела наветуются скорбями, между тем Священное Писание говорит, что начавший доброе дело да совершит его. В наше время распространению

    __________

    1 См. сноску 1, с. 487. || 2 Дарьюшка-странница // Домашняя беседа. 1864. – Вып. 2–11. || 3 Творения. Кн. 6. С. 1098 – Сноска к письму № 261 от 25 окт. 1864 г.

     

    – 505 –




    учения святых Отцов особливо противодействуют отверженные духи, влагая разные помышления плотского мудрования и восставляя людей, руководимых плотским мудрованием. Почему я полагал бы, что вам надо придержаться с твердостью принятого вами благого намерения, а приходящие помышления и внушения людские принять за знак того, что дело ваше приятно Богу и полезно христианству потому именно, что против таких дел воздвигаются всегда препятствия и скорби, по мнению святых Отцов. Препятствиями свидетельствуются такие дела. <…> Вы сами видите, какая ныне нужда в учении святых Отцов для христианского общества, обуреваемого разными нечестивыми учениями. Сделав свое дело, то есть отдав вам безвозмездно для напечатания мой двадцатилетний труд, я в остальном полагаюсь на волю Божию и желаю пребывать в мире душевном на основании покорности воле Божией" 1. После получения письма, как писал брат Святителя, второй том "Аскетических опытов" был напечатан, но еще два остались ненапечатанными.

    Снессорева, вероятно, играла немалую роль в возобновлении издания. Зная близко Глазунова и имея возможность встречаться с ним в Петербурге 2, она, вероятно, сумела найти способы повлиять на решение издателя, что видно из письма № 23. "Бог благословил начинание, истекшее от Вас", – пишет Святитель Софии Ивановне, одновременно сообщая о возобновлении издания.

    Завершение издания подготовленных Святителем четырех томов сочинений промыслительно совпало с последними днями его земной жизни. Преосвященный Игнатий чувствовал приближение этого рубежа, и письма его постепенно приобретали иное звучание: все меньше в них было мирского попечения, все больше слов, сказанных для Вечности: "…я, оканчивая мое земное странствование, обращаюсь с приветом любви ко всему человечеству, желая всем всех истинных благ. С особенной благодарностию обращаюсь к тем немногим, которые оказывали мне особенную любовь. В числе этих немногих, очень немногих – Вы. Благодарю вас за сочувствия Ваши ко мне" (письмо № 22).

    __________

    1 Творения. Кн. 6. С. 802–803. – Письмо № 261 от 25 окт. 1864 г. || 2 Снессорева жила в Царском Селе.

     

    – 506 –




    Тем большее значение в эти последние годы приобретают обращенные к Софии Ивановне слова Святителя о ее духовной победе: "Какое великое дело Вы сделали! Вы поручили, совсем отдали, как пишете, Вашего сына Божией Матери. Будьте уверены, что Божия Матерь приняла его, а он пусть потщится быть достойным Высокой и Великомощной Покровительницы своей!" (письмо № 22 от 24 ноября 1864 г.).

    Последний раз София Ивановна виделась с Преосвященным Игнатием 13 сентября 1866 г. По ее собственному признанию, при прощании Святитель сказал ей: "София Ивановна! Вам, как другу, как себе говорю: готовьтесь к смерти – она близка. Не заботьтесь о мирском: одно нужно – спасение души! Понуждайте себя думать о смерти, заботьтесь о вечности"! 1 Через несколько месяцев после этой встречи (в первых числах мая 1867 г.) Снессорева вновь едет в Николо-Бабаевский монастырь – на похороны Святителя.

    Чувства, пережитые духовными чадами Святителя после его смерти, запечатлены в анонимной статье: "Кончина преосвященного Епископа Игнатия Брянчанинова", опубликованной в журнале В. И. Аскоченского через две недели после погребения Святителя и сразу же изданной отдельной брошюрой 2. Бережное внимание, с которым описаны в ней и события последних дней жизни Святителя, и каждая деталь обстановки его комнаты, и последние строки его сочинений, говорит о глубокой любви и почтении автора к Преосвященному Игнатию. Статья, написанная от лица духовных чад Святителя, прошедших с ним путь от Сергиевой пустыни до Николо-Бабаевского монастыря, по поэтическому стилю и языку очень близка очерку о Дарьюшке и, несомненно, является тем самым "кратким описанием кончины" Святителя, о котором упоминает С. И. Снессорева в своей <Автобиографической записке> 3.

    __________

    1 См.: Из записок Михаила Васильевича Чихачова // Настоящее издание. Т. 1. С. 600. || 2 Кончина Преосвященного епископа Игнатия (Брянчанинова) // Домашняя беседа. 1867. Вып. 21, 20 мая. С. 578–584.; То же. СПб.: тип. Морского Министерства, 1867. 13 с. || 3 Во втором (позднем) варианте <Автобиографической записки> "На память другу" Снессорева дает более подробную характеристику изданию: "По желанию родственников покойного епископа Игнатия Брянчанинова я написала, со слов очевидцев, несколько страниц о последних днях его жизни. Небольшое издание разошлось между родными и знакомыми". (РО ИРЛИ. Ф. 155, не обработан).

     

    – 507 –




    Во время работы над собранием сочинений Святитель неоднократно говорил о необходимости второго издания. После смерти Преосвященного Игнатия родственники, прежде всего брат, ищут возможности осуществить это желание Святителя. Возможность появляется в 1880 г., когда с купцом И. Л. Тузовым был заключен договор о втором издании сочинений Святителя. Один из пунктов договора гласил: "По окончательном отпечатании учредить надлежащую считку и ведение корректуры поручить г-же Софии Ивановне Снессоревой" 1. Без сомнения, можно утверждать, что работу эту София Ивановна выполнила и издание сочинений Святителя 1886 года было подготовлено к печати ею. А в 1891 г. у Тузова же Снессорева издает свой главный труд "Земная жизнь Пресвятой Богородицы…" 2.

    Письма святителя Игнатия к С. И. Снессоревой известны нам только в печатном виде. Впервые они были опубликованы почти через 50 лет после смерти Преосвященного Игнатия и через 11 лет после смерти Софии Ивановны – в 1915 г. – на страницах фундаментального исследования Л. А. Соколова "Епископ Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. В 2 ч. Киев, 1915. Ч. 2. С. 99–108, 125–138". Автор труда указал, что все публикуемые им 303 письма Владыки к разным лицам получены "от родного племянника его сенатора Н. С. Брянчанинова" и "издаются впервые". Письма были собраны из двух источников: "…или из собственноручных тетрадей брата его – Петра Александровича Брянчанинова", или представляли собою "перепечатку подлинных писем владыки Игнатия" (Там же, с. 84.). Последние выделялись наличием обращения к адресату и подписи Святителя.

    В предлагаемой публикации письма Святителя к Снессоревой впервые расположены в хронологической последовательности.

    До недавнего времени мы почти ничего не знали и о судьбе С. И. Снессоревой. Лишь благодаря обнаруженным

    __________

    1 Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морально аскетические воззрения. В 2 ч. Киев, 1915. Ч. 2. С. 9. || 2 См. сноску № 1, с. 487.

     

    – 508 –




    в Рукописном отделе АН ИРЛИ (Пушкинский Дом) (далее РО ИРЛИ) ее биографическим материалам стали известны основные события жизни Снессоревой. В документах Литературного фонда за 1877 г. (Ф. 155, не обработан) и фонда Постоянной комиссии для пособия нуждающимся ученым, литераторам и публицистам за 1895 г. (Ф. 540, оп. 1, № 352) сохранились прошения С. И. Снессоревой о постоянном и временном пособиях. К первому – в Литфонд – приложены автобиографическая записка Софии Ивановны "На память другу", а также список ее переводов и других произведений.

    Предоставление автобиографических сведений и списка литературных работ было необходимым условием для всех, обращавшихся с просьбой о помощи в Литфонд. Снессорева отнеслась к этому делу со свойственной ей добросовестностью, и ее автобиографическая записка, написанная на 15 листах, представляет собой подробное повествование о полной неустанного труда и борьбы с нуждой и болезнями жизни. Приложенный же к автобиографической записке список ее переводов за 40 лет работы в журналах насчитывает более семисот произведений!

    Официальный характер автобиографической записки ограничил повествование Снессоревой только внешними событиями, внутренняя же ее жизнь и, в частности, отношения со святителем Игнатием, работа над его сочинениями не упоминаются в ней. Эта сторона жизни Софии Ивановны нашла отражение в ранней редакции автобиографической записки, хранящейся в фонде E. H. Ахматовой (РО ИРЛИ. Ф. 12, № 158. 1871 г. 18 л.), которая публикуется впервые как дополнение к письмам святителя Игнатия.

    Документ этот, для удобства названный нами: <Автобиографическая записка>, представляет собой черновой автограф, написанный рукой Снессоревой от третьего лица. Изложение основных событий жизни Софии Ивановны в ранней и поздней редакциях совпадают почти дословно, но <Автобиографическая записка> дает возможность читателю ближе познакомиться с духовным обликом многолетней и верной помощницы Святителя.

     

    – 509 –




    Приносим искреннюю благодарность за помощь в подготовке публикаций сотрудникам Пушкинского Дома Любови Владимировне Герашко и Алексею Марковичу Любомудрову.

    Елена Аксененко

     

     

     

     

     

    – 510 –




     

     

    Издание:

    Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 5. – М.: Паломник, 2003.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2017.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ
    hristianstvo.ru

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3301 2309 723

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .