. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 1 (содержание)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Игнатий (Брянчанинов) святитель

    Полное собрание творений

    Т. 1

     

     

    О евангельских блаженствах 1

    От исполнения евангельских заповедей являются в душе ощущения, чуждые естеству падшему и незнакомые ему. Рожденное от Духа дух есть 2; а как заповеди Христовы суть Дух 3, то и ощущения, производимые ими, суть ощущения духовные.

    Какое первое ощущение является в душе от исполнения евангельских заповедей? – Нищета духа.

    Едва христианин захочет осуществлять в действиях своих, внешних и внутренних, евангельские заповеди, как увидит поврежденную свою природу, восстающую против Евангелия, упорно противодействующую Евангелию.

    Христианин при свете Евангелия видит в себе падение человечества.

    От этого зрения естественно рождается смиренное понятие о себе, называемое в Евангелии нищетою духа 4.

    Нищета духа – блаженство, первое в евангельском порядке, первое в порядке духовного преуспеяния, первое состояние духовное, первая ступень в лествице блаженств.

    Всякое ощущение и состояние, принадлежащие естеству обновленному, составляют по необходимости и блаженство, как проявление в душе Небесного Царства, как залог спасения, как предощущение вечного блаженства.

    О нищете духа сказал святой Давид: Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит 5.

    Нищета духа – соль для всех духовных жертв и всесожжений. Если они не осолены этой солию – Бог отвергает их.

    Зрение падения своего уже есть блаженство для падшего человека.

    Видящий падение свое способен признать необходимость спасения, Спасителя, – способен уверовать в Евангелие живою верою.

    Такое состояние – дар благодати, действие благодати, ее плод, а потому и блаженство.

    Нищему свойственно печалиться о нищете своей.

    __________

    1 Заимствовано из Отеческих писаний, преимущественно же из 1-й книги священномученика Петра Дамаскина. Добротолюбие. Ч. 3. || 2 Рожденное от Духа есть дух (Ин. 3. 6). || 3 Ин. 6. 63. || 4 Мф. 5. 3. || 5 Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19).

     

    – 483 –




    Нищета духа рождает следующее за ним блаженство: плач.

    Плач – благочестивая печаль верной души, глядящейся в зеркало Евангелия, видящей в этом зеркале бесчисленные свои греховные пятна.

    Такая душа омывает свои пятна святою водою – слезами; стирает пятна святою печалию.

    Несказанное утешение, несказанная легкость проливаются в сердце после пролития спасительных слез о грехах, о падении, – слез, являющихся по причине ощущения нищеты духовной.

    Если здесь, на земле, благочестивый плач доставляет такое несравнимое духовное утешение – какое же он приготовит блаженство в будущем веке?

    Христос произнес приговор о благочестиво плачущих: блаженни плачущии 1.

    Ты сделал грехи? – Пролей слезы.

    Кто занят глубоким рассматриванием самого себя, кто видит себя оскверненным бесчисленными грехами, кто признает себя достойным вечной муки и уже оплакивает, как присужденного к ней, тот мало видит или вовсе не видит недостатков в ближнем, удобно извиняет те недостатки, которые видит, – охотно, от сердца прощает все обиды и оскорбления.

    Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение, есть новое блаженство: оно называется кротость.

    Блаженни кротции 2, возвестил Спаситель, яко тии наследят землю.

    Какая это земля?.. После падения Бог назвал землею Адама, а в Адаме назвал землею и меня: Земля еси и в землю отъидеши 3.

    Будучи землею, я вместе с тем и лишен владения этою землею: похищают ее у меня различные страсти, в особенности насилующий и увлекающий меня лютый гнев; я лишен всей власти над собою. Кротость возвращает мне эту власть, вводит меня во владение моим наследием, моею землею, мною, моею плотию, моею кровию, моими порывами. Кротции наследят землю, и насладятся о множестве мира 4.

    __________

    1 Блаженны плачущие... (Мф. 5. 4). || 2 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5. 5). || 3 Ты прах и в прах возвратишься (Быт. 3. 19). || 4 Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36. 11).

     

    – 484 –




    Возобладав снова землею, начинаю желать неба: вхожу в новое состояние, устрояемое во мне благодатию, в новое блаженство – начинаю алкать и жаждать правды Божией – не пустой человеческой 1.

    Правда Божественная явилась человечеству в Божественном милосердии и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием 2, не какою другою добродетелию.

    Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за друзей, соделывает человека богоподобным. Это состояние – опять блаженство 3.

    Сердце, объятое милостию, не может иметь никакого помышления о зле; все помыслы его – благость.

    То сердце, в котором движется одно добро, есть сердце чистое, способное к Богозрению. Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят 4.

    "Что значит чистое сердце?" – спросили одного великого наставника иночествующих. Он отвечал: "Сердце, по подобию Божества движимое безмерным чувством милости ко всем созданиям" 5.

    В чистое сердце нисходит мир Божий, соединяет дотоле разъединенные ум, душу и тело, воссозидает человека, соделывает его потомком Нового Адама.

    Мир Божий – удел святых Божиих: посредством святого мира христианин, совершив поприще покаяния, примиряется с Богом, со всеми обстоятельствами, со всеми ближними, с самим собою; он соделывается сыном Божиим по благодати 6.

    Мир Божий сопутствуется явственным присутствием в человеке Святого Духа; он – действие, плод Святого Духа.

    Стяжавший в себя мир Божий способен к прочим окончательным блаженствам: к благодушному претерпению, к претерпению с радостию поношений, клевет, изгнаний и прочих напастей.

    Стяжавший мир Божий не страшится внешних волн: на весах сердца его утешение благодатное уничтожило всю ценность земного великого и сладостного, всю тягость земного скорбного и горького.

    Осмотри величественную духовную лествицу блаженств евангельских, осмотри каждую ступень. Хорошо быть на

    __________

    1 Мф. 5. 6. || 2 Мф. 5. 48. || 3 Мф. 5. 7. || 4 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5. 8). || 5 Преподобный Исаак Сирский. Слово 48. || 6 Мф. 5. 9.

     

    – 485 –




    высоте этой лествицы; но поистине блажен и тот, кто находится хотя на первой ее ступени.

    На этой лествице скачки невозможны: непременно должно восходить со ступени на ступень.

    Ведет по ним Божественная благодать: возводит человека на следующую ступень не тогда, когда он удостояет себя этого, но когда она признает его достойным.

    Достойны возвышения – смиренные.

    Не сочини сам себе блаженства: гордое и глупое самомнение может сочинить для человека такое блаженство, и оно в течение всей жизни будет обманывать тебя, льстить тебе лишит истинного блага на земле и на небе.

    Ищи нищеты духовной. Искание этого блаженства позволительно и похвально. Оно – основание, податель всех прочих блаженств. Когда поколеблется основание, тогда и тот, кто стоял на высшей степени духовного преуспеяния, обрушивается вниз и часто разбивается до смерти.

    Обретается нищета духа изучением Евангелия, исполнением его велений, сличением своих действий и качеств с велениями Евангелия, принуждением своего сердца к великодушному перенесению обид, самоукорением, молитвою о получении сердца сокрушенного и смиренного.

    Прошения гордые Бог отвергает, ненужные не исполняет, но когда Его создание просит у Него дара, существенно полезного и необходимого, – Он ниспосылает его из неоскудевающих Своих сокровищ.

    Существенно полезный, необходимый для человека духовный дар от Бога – нищета духа. Аминь.

     

    – 486 –




     

     

    Издание:

    Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 1. – М.: Паломник, 2001.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.12.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .