. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Ианнуарий (Ивлиев) архим. Победить самого себя. Апостол в Крещенский сочельник (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Ианнуарий (Ивлиев) архим.

    Победить самого себя

    Апостол в Крещенский сочельник

     

    Братия хотя я и свободный человек, я сделал себя рабом всех, чтобы приобрести, если не всех, то многих. И вот для иудеев я стал как иудей, чтобы приобрести иудеев; для тех, кто живут под Законом, и я – свободный от Закона – стал жить как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для тех, кто не имеет Закона, и я – не будучи беззаконником для Бога, потому что живу по закону Христову – стал жить как не имеющий Закона, чтобы приобрести Закона не имеющих; для слабых и я стал слабым, чтобы приобрести слабых; для всех я стал всем, чтобы, так или иначе, спасти хотя бы некоторых. И все это я делаю ради Евангелия, чтобы и мне стать причастником тех благ, о которых оно возвещает. Разве вы не знаете, что на стадионе бегут все участники бега, но награду получает только один? Вот и вы так бегите, чтобы получить. Но все участники состязания во всем себя ограничивают. Они – чтобы получить венок увядаемый, а мы – неувядаемый. Вот почему я и бегу не наугад, а к цели, и в бою не воздух кулаками бью. Нет, я обуздываю мое тело и как раба подчиняю его, чтобы, призывая к состязанию других, сам я не оказался ни к чему не годным.

    1 Кор. 9, 19-27

    Перевод архимандрита Ианнуария

    Для апостола Павла самое ценное приобретение во Христе – свобода. "Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства", – пишет он в Послании к Галатам (Гал. 5, 1). Невольное служение греху вынуждало и вынуждает людей, чтобы не быть истребленными друг другом (Гал. 5, 15), подчиняться множеству законов, национальных обычаев и религиозных обрядов, которые не гарантируют спасения, но, по крайней мере, позволяют не превратить земную жизнь в откровенный ад. Но теперь во Христе апостол обрел ту свободу от иудейства и от язычества, которая дала ему возможность чувствовать себя дома в обществе тех и других. Обычно это называется умением "ладить со всеми". Почему так? Это беспринципность? Нет, конечно. Во-первых, человек, который не видит ничего, кроме своей идеи, и никогда не пытается даже понять точку зрения других, никогда не сможет стать проповедником Евангелия Христова. Во-вторых, свой настоящий "дом" апостол всегда носит с собой и в себе. Будучи членом любого земного общества и гражданином любого государства, свое истинное гражданство он видит не на земле. Где же? Об этом он сам пишет: "Наше жительство (то есть в современном переводе "гражданство") – на Небесах" (Флп. 3, 20). И эти "Небеса" апостол носит в себе: "Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал. 2, 20).

    Свобода от условностей человеческого существования – прекрасное свойство миссионера, каким был апостол Павел. Вовлеченность в обычаи самых разных обществ позволила ему "приобретать" для Евангелия как можно больше людей. Миссионерская деятельность "апостола языков" была успешной именно потому, что он с полной ответственностью отдавал себя на служение Христу и людям самых разных обычаев. "Для иудеев я стал как иудей", – пишет он. Будучи свободным от Закона Моисея, апостол Павел мог с чистой совестью уважать законные иудейские обычаи. Так он вел себя и в Иерусалиме, и в других местах, когда ему приходилось общаться с иудеями. Он совершил обрезание Тимофея в Ликаонии (Деян. 16, 3), он посещал синагоги по субботам, как в Филиппах (Деян. 16, 13), и так далее.

    Общаясь с язычниками, он мог не придерживаться многочисленных постановлений Закона Моисея, например, заповедей о чистом и нечистом. Мог быть, так сказать, "беззаконником". По словам святого Феофана Затворника, "являясь среди них, он бывал по внешней жизни, как они; ни пищи их не чуждался, ни других обычаев их не дичился: был, как все. Сюда не могут входить обычаи, исповедание веры означавшие, каковы, например, жертвы идолам и подобное". В остальном же апостол Павел чувствовал себя связанным не Законом Моисея, а Законом Христа, то есть Законом любви, когда один носит бремя другого (Гал. 6, 2). Это и есть истинный Закон Божий. Апостол мог быть "своим" среди сильных и среди слабых, немощных в вере. "Для всех я стал всем", – этой знаменитой формулой завершает он свои наставления миссионерам на примере собственной апостольской деятельности. И все это ради Евангелия, которое он желает возвестить как можно большему количеству людей, чтобы спасти хотя бы некоторых.

    В этом отрывке апостол Павел формулирует принцип, важный для христианской миссии во всякое время и в любом обществе. Он думает о людях, прислушивается к тому, что их волнует, страшит или радует. Он думает о том, как сделать Евангелие понятным и приемлемым для людей. "Приобрести больше" – это противоречит сектантским стремлениям ограничиться своим привычным "малым стадом", изоляционизму, горделиво-нетерпимой замкнутости в своих традициях. Евангелие должно достичь как можно большего. А это предполагает, что оно должно быть проповедано привлекательным, понятным и живым образом. Вестник Христов должен входить в ситуацию людей, любить их. Это и есть миссионерская программа апостола Павла: приобрести многих, хотя он реалист и скромно пишет, что сможет спасти лишь некоторых. Но мы знаем, что ему удалось в Духе Святом привести к Христу больше людей, чем кому-либо другому из апостолов его времени. И это благодаря его свободе "стать всем для всех". Поэтому и нас апостол учит ладить с людьми, преодолевая свою ложную принципиальность, которая чаще всего относится к предметам второстепенным, не существенным для веры и спасения. Принципиальным следует быть в главном, вечном и неизменном, в любви, которая "никогда не престает" (1 Кор. 13, 8). Об этом спустя несколько столетий напоминал блаженный Августин: "В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всём – любовь".

    Однако миссионерская деятельность, – при всем энтузиазме проповедника Евангелия и при всех радостях, которые приносит успех миссии, – трудна и полна искушений и опасностей. Она требует самоотверженности в служении и труда над собой. Апостол пишет о самоотверженности и труде, прибегая к примеру участников спортивных состязаний. Образы из спорта были близкими коринфским христианам, так как недалеко от их города проходили Истмийские спортивные игры.

    Первый пример апостола Павла – соревнование в беге. В этом образе отсутствует мысль о конкуренции. Речь идет только о том, что участник соревнования должен упорно тренироваться, себя в чем-то ограничивать. В античных спортивных играх это означало десять месяцев упорных тренировок, во время которых атлет должен был отказаться от вина, мяса и общения с женщинами. Если уже спортсмены так концентрируют свои силы, чтобы завоевать венок победителя, который увянет через несколько дней (в Истмийских играх это был венок из сосновых веточек, в Олимпийских – из маслины), то насколько большей самодисциплины требует жизнь христианина! Ведь речь при этом идет об обретении нетленного венца вечной жизни. Вот истинная цель устремления, вот то единственное, о чем следует помышлять. В другом послании апостол пишет об этом так: "Я думаю только об одном: забывая то, что позади, и устремляясь к тому, что впереди меня, бежать к цели ради награды в беге, ради той горней награды, к которой призвал нас Бог через Христа Иисуса" (Флп. 3, 13-14).

    Второй пример берется из кулачного боя. Но и здесь мысль о конкуренции, о противнике отсутствует. Апостол Павел видит себя боксером, который бьется не против другого и не в воздухе кулаками машет, но "бьет" самого себя. Он стремится победить самого себя. Ибо изо всех сил он хочет избежать, чтобы его жизнь прошла впустую, чтобы, проповедуя другим, сам он так и не смог достичь цели своей жизни, той цели, о которой возвещает Евангелие Христово. Святой Иоанн Златоуст так пересказывает эти слова апостола Павла: "Не думайте, говорит, будто для вашего спасения достаточно того, что вы уверовали; если мне, который проповедовал, учил, обратил тысячи людей, недостаточно этого для спасения, когда сам себя не буду вести безукоризненно, то тем более вам". – Ведь каждый христианин так или иначе находится на служении Иисусу Христу и его Евангелию. Но проповедовать другим и в то же время своей жизнью показывать ложь возвещаемых или исповедуемых слов – означает пренебрегать призванием Божиим.

     

     

    Издание:

    Ианнуарий (Ивлиев) архим. Победить самого себя. Апостол в Крещенский сочельник // Вода живая. 2012, № 1.

     

    Первоначальный файл с сайта aquaviva.ru.

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.11.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ
    hristianstvo.ru

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3580 2511 702

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .