ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Мавродиев Е. Письмо о жизни в училище свящ. Анатолия Гармаева (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    ПИСЬМО О ЖИЗНИ В УЧИЛИЩЕ СВЯЩ. АНАТОЛИЯ ГАРМАЕВА

    Постинг Евгения Мавродиева, написанный им в канун Рождественских чтений

    18.02.04

     

    В программе последних Рождественских чтений, если я все верно понял, значится доклад о. Гармаева о принципах организации воскресной школы для детей. Создается такое впечатление, что о. Гармаеву нипочем те серьезные обвинения, которые выставлены против него Александром Дворкиным, и еще рядом уважаемых священников. "Как с гуся вода", как говорят в таких случаях.

    Ну что же, наверное, пришла пора начать гласную полемику по поводу училища Гармаева – дабы прекратить, наконец, поток поступающих в это заведение. Пишущий эти строки несколько лет проработал в Волгоградской епархии, и хотел бы рассказать здесь о том, о чем о. Анатолий смиренно умалчивает на страницах своих писаний. Сказанное ниже заимствовано мною из рассказов бывших студентов гармаевского училища. Я не хотел бы ни на кого возводить здесь клевету – но тревожные факты требуют самой тщательной проверки – ибо речь идет о детях, идущих ко Христу – точнее, о том, в каких условиях они оказываются с легкой руки христианского педагога.

    Начнем с того, что в его "духовной школе" Гармаевым были введены жесточайшие дисциплинарные меры, введено особое деление учащихся на разряды (ученики, трудники – и подобные), подчас находящиеся в иерархическом подчинении – введена система телесных наказаний, а также – наказаний постом. За провинности, или неуспехи в учебе, человека могли лишить еды на несколько дней, или вообще посадить на стакан чая в день, а также – лишать сна.

    После подробных бесед со вновь поступающими, Гармаев консультировал верных ему людей (обычно учащихся старших курсов), и давал рекомендации, как следует вести себя со вновь прибывшими. В чем здесь был смысл? В том, чтобы поставить нового человека в тяжелейшие для него условия жизни, всячески усугубить те моменты его жизни, которые особенно сильно его мучили. Скажем, если человек склонен к уединению, то ЕГО СЛЕДУЕТ ВСЯЧЕСКИ ЛИШАТЬ УЕДИНЕНИЯ. Если человек вспыльчив, то его следует всячески провоцировать на драки, скандалы, оскорблять и унижать – и делать это до тех пор, пока Гармаев на даст "отбой" – видя, очевидно, надлежащую меру смирения истязаемого.

    Многие просто сбегали из данного училища, не выдерживая этих многомесячных пыток. Системы телесных наказаний отличались разнообразием – кроме классических телесных наказаний, практиковалась, например, "уточка" (термин гармаевцев) – учеников (и женщин в том числе) заставляли "для смирения" ходит гусиным шагом вверх-вниз по лестнице. Особенно часто "уточка" практиковалась в случае проблем с учебой – получил "тройку" – пройди гусиным шагом по лестнице 3 раза – и т. д.

    Грамаев разрушил массу будущих супружеских пар – разлучать влюбленных, «переблагословлять» браки – было для него любимым занятием. Смиренный Гармаев далее придумал теорию, согласно которой зачатие ребенка должно происходить в какое-то определенное время после вступления супругов в брак – разумеется, по благословению о. Анатолия. Таким образом, супруги брали у "аскета" Гармаева (сам он – бездетный) благословения на зачатия (!) детей. И все это мне рассказывали те, кто сбежал от Гармаева, не выдержал этой системы нравственных и физических издевательств, стилизованной под православную педагогику. Хорошо было бы поинтересоваться у г-на Гармаева, сколько человек ежегодно попадают от него в психиатрические клиники, нет ли среди них тех, кто заболел "на голову" особенно тяжело... Я пока умолчу об этом.

    Несколько раз все гармаевское училище переезжало за город в какие-то лагеря – в ожидании скорого Конца Света, который предсказывал о. Анатолий – последняя подобная поездка состоялась в июле – августе позапрошлого года... Гармаевцев в епархии можно узнать сразу – все как одинаковые. Первый признак – характерный тихий голос – и особенный, вкрадчивый взгляд, чем-то они напоминают кришнаитов ... Я видел многих гармаевцев, в своем большинстве – зрелище тяжелое – люди до самозабвения преданные "вождю", совершенно несамостоятельные при этом...

    Поскольку вся эта аскетическая практика завязана на постоянных, подробных исповедях о. Анатолию – его чада от него зависят абсолютно, не могут, простите, в туалет часто сходить без благословения о. Анатолия.

    Изменников, которые даже и раскаялись, он жестоко карает – просто так Вы не попадете к нему "на прием", вообще, не подойдете, и человек, в котором убиты последние следы человеческой самостоятельности, испытывает невероятные мучения, лишившись "хозяина". Его училище, кстати, не имеет никаких лицензий (насколько мне известно) – и люди, убившие здесь по 5-6 лет жизни, выходят, по-сути, "со справкой об окончании", не принимаемой ни одной организацией в России.

    О многих вещах сами гармаевцы умалчивают – как, впрочем, и сам смиренный православный педагог: в его многотомных сочинениях. Например, Вы нигде не найдете в них конкретных описаний того, по каким признакам людей следует благословлять на брак – а также – на зачатие ребенка. Видимо, Гармаев смиренно считает себя духовным, и следует здесь зову своего сердца или внутреннего голоса...

    Один из сотрудников волгоградской епархии – мужчина 40-45 лет, сбежавший из училища Гармаева, в ответ на мои расспросы подтвердил и истязания постом, и "уточки", и телесные наказания, и систему нравственных издевательств, и абсолютную зависимость от "гуру"... "Все это так, Евгений Владимирович". Я тогда спросил его – "...существует ли какая-то тайная доктрина у Гармаева". Он испугался, и промолчал. Я переспросил, сказал – "ну чего Вы боитесь-то". "Я не могу этого Вам сказать, Евгений Владимирович – в том числе и потому, что если я что-то разглашу – слова о. Анатолия могут настигнуть меня".

    Насколько смиренен сам о. Анатолий, прекрасно видно из его реакции на резолюции Иринеевских чтений – как, очевидно, и положено христианину, Гармаев написал многостраничные оправдания.

    http://detovoditel.narod.ru/otvet.htm
    http://www.light.orthodoxy.ru/alm/pr_sov/irinei.htm

    Давайте посмотрим на оправдательные тексты о. Анатолия, который, очевидно, не собирается прекращать своей плодотворной педагогической деятельности

    Гармаев заявляет:

    "За последние четыре года вышло семь моих книг. Четыре из них – лекции, прочитанные двадцать лет назад на занятиях с родителями в бытность моей работы заместителем директора по воспитательной работе в школе и педагогом-организатором микрорайона в Москве. Это – “Этапы нравственного развития ребенка”, “Тихий разговор с совестью”, “Обрести себя” и “Психопатический круг в семье”.

    и в конце:

    "первого дня Крещения все двадцать пять лет своей церковной жизни, я был и остаюсь православным"

    Итак, четыре из семи педагогических книг Гармаева – это "лекции, прочитанные двадцать лет назад на занятиях с родителями в бытность моей работы заместителем директора по воспитательной работе в школе и педагогом-организатором микрорайона в Москве", а воцерковился Гармаев всего 25 лет назад. Таким образом, за первые 4-5 лет после крещения он набрал педагогического материла ... аж на 4 книги... И при этом его стаж ХРИСТИАНСКОГО педагога не составил и 5 лет! В советское время педагогов с пятилетним стажем, называли «молодыми специалистами», которые традиционно встают, когда профессор входит в кабинет.

    Из сказанного Гармаевым следует, что наш педагог не удосужился закончить аспирантуру и получить степень кандидата наук перед началом писания своих многостраничных педагогических сочинений. Конечно, Гармаев во многом не согласен со светской педагогикой – но ведь именно светская степень сделала бы его аргументацию существенно более весомой – было бы ясно – человек знает предмет, который – прямо или косвенно – критикует. Конечно, многие педагоги прошлого не имели никаких ученых степеней, но ведь и «система подготовки кадров» в их время была совершенно иной. Человек, получивший советское образование, и дерзнувший фактически создать некую новую отрасль педагогического знания, просто обязан показать, подтвердить, если хотите, собственную высокую квалификацию в сфере педагогики светской – для этого и нужна степень. Ссылки на какие-то «хорошие отношения» с сотрудником Московского университета выглядят здесь абсурдом – разумеется, ничего не говорящим о высокой педагогической квалификации о. Гармаева.

    На иринеевских чтениях было справедливо указано, что христианский педагог Гармаев почти не ссылается на Евангелие. Факт, конечно же, отвратительный, никак, кстати, не освещенный в высокомерном ответе о. Гармаева. Но зачем брать так далеко – посмотрите на чисто научную сторону его трудов. Например, в «Обрести себя», речь идет о сложнейших вопросах – например, об эмоциональных циклах в жизни человека – дневном, недельном, месячном, годовом, десятилетнем... Но в соответствующих местах книги ее текст, простите, «идет слоном» – то есть без единой ссылки на какие-либо печатные научные труды. Возникает вопрос – откуда Гармаев все это знает? Кто ему это открыл, рассказал? Откуда он взял эти данные, эти детальные классификации, которые он приводит без каких-либо ссылок?! Почему, например, такой-то «цикл» заканчивается именно в 40-45 лет (а, скажем, не в 37-38) – и тогда же начинается другой? Где положенная здесь статистика? Решительно то же самое следует сказать фактически о каждом из параграфов этого объемистого труда – и не только о нем, но и обо всех остальных педагогических сочинениях нашего педагога с десятилетнем стажем работы.

    Любой научный (или «научно-практический») труд содержит в своей конце обязательное приложение, именуемое «Списком литературы». Такой список,помимо всего прочего, является очень хорошим показателем смирения автора научного труда – ведь именно «Список литературы» показывает степень проработки вопроса другими исследователями. Конечно, тематика Гармаева относительно нова для современной России, хотя и здесь, в России – помимо о. Гармаева – есть хорошие и действительно смиренные христианские педагоги, на опыт и труды которых следовало бы ссылаться, – но ведь по самым скромным подсчетам число западных источников (например, источников католических), на которые полагалось бы сослаться Гармаеву, составило бы не одну сотню. Факт «решительного несогласия» с Западом, равно как и неприятие католической духовности, не имеют никакого отношения к делу – покажи, с чем именно ты не согласен, с кем именно ты споришь, покажи, наконец, степень научной новизны своего исследования. Почему оно, например, – не плагиат? Скажем, Гармаев фактически не ссылается не только на современных ему коллег, не только на западных авторов, но и на дореволюционных православных педагогов России – а почему, спрашивается, он не умеет читать по-русски? Или его учение о «смирении» мешает дать подобные ссылки? Вообще, из чтения трудов смиренного педагога Гармаева создается такое впечатление, что во всей вселенной – и во все века и времена – существует и существовал только один христианский педагог – смиренный отец Гармаев – а все остальные не заслуживают и самого упоминания о своей педагогической деятельности.

    Конечно, отвлеченно говоря, вполне можно допустить, что речь идет о гениальном исследователе – самородке, который за эти 10 лет до всего дошел своим умом, написал при этом 7 монографий со множеством открытий, вообще, «отыскал всему начало» и «многое понял». Но по меньшей мере с той же степенью вероятности можно допустить и более простое и естественное объяснение – речь идет о высокомерном графомане и научном проходимце, не владеющим самыми основами научно-педагогического исследования, ни имеющего даже положенного здесь стажа светской педагогической деятельности, который, уж не знаю, с чего именно, смиренно решил, что он может вести детей в Царство Небесное, а также – устраивать их земные судьбы, душевную, и личную жизнь.

    Гармаев пишет, что им за эти годы подготовлены 30 священников, несколько монахов и монахинь. Опять же, неясно включают ли в себя эти 30 священников тех, кто был рукоположен из числа слушателей катехизаторских курсов, а также – из числа студентов волгоградского епархиального училища, от которого к середине 90-х отделилось сергиевское училища самого о. Гармаева.

    Далее, а о чем, собственно, говорит эта цифра? Училище для того и создается, чтобы готовить кандидатов к рукоположению, решение о котором принимается, естественно, не о. Гармаевым, а правящим архиереем. Ну да – за 10 лет работы 30 человек рукоположили. Но втрое больше рукоположили из студентов волгоградского епархиального духовного училища – сотрудники которого совсем не объясняют всему миру про «Психопатический круг в семье», про то, как же именно следует «обретать себя».

    Гармаев говорит, что духовник Свято-Пантелимонова монастыря на Афоне "не нашел в нем ничего неправославного". Но из этого следует только то, что наш духовный и педагогический писатель не умеет исповедоваться – или же исповедуется лицемерно – неужели смиренный монах мог одобрить практику "благословений на браки", часто – помимо воли самих брачуюшихся, благословения времени зачатия – и подобные вещи, творимые о. Гармаевым? Он что – старец духовный? Живет в Боге? Скорее всего, Гармаев все это нагло скрыл на исповеди у духовника Свято-Пантелимонова монастыря, которым теперь прикрывается.

    Гармаев заявляет, что "Начертания христианского нравоучения" св. Феофана Затворника – это настольная книга в его духовной школе. Но неужели из нее он вычитал про "уточку" – и другие подобные гадости, включая жестокий нравственный террор по отношению к ученикам? Неужели Владыка Феофан учил этим издевательствам постами, учил за какие-то "провинности" сажать учащегося – молодого светского человека – на стакан чая в день, лишать его сна и покоя? Учил привязывать к себе духовных чад как собачонок? Учил тому, что " в городах нет спасения"?

    Я считаю, что долг всех православных христиан поддержать инициативу Александра Дворкина – и вывести на чистую воду ту возглавляемую о. Гармаевым организацию, которая именует себя православным училищем.

    Я не уверен в том, что Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман – человек в высшей степени терпеливый и не склонный к резким решениям – в курсе всего этого, но мне доподлинно известно, что Владыка не раз благословлял уважаемых представителей духовенства епархии проводить с о. Гармаевым профилактические беседы на предмет его возможно нетрадиционной практики.

     

    Евгений Мавродиев

     

     

    Первоначальный файл с сайта iriney.vinchi.ru.

    Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.09.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659