НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Мавродиев Е. Письмо о жизни в училище свящ. Анатолия Гармаева (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    ПИСЬМО О ЖИЗНИ В УЧИЛИЩЕ СВЯЩ. АНАТОЛИЯ ГАРМАЕВА

    Постинг Евгения Мавродиева, написанный им в канун Рождественских чтений

    18.02.04

     

    В программе последних Рождественских чтений, если я все верно понял, значится доклад о. Гармаева о принципах организации воскресной школы для детей. Создается такое впечатление, что о. Гармаеву нипочем те серьезные обвинения, которые выставлены против него Александром Дворкиным, и еще рядом уважаемых священников. "Как с гуся вода", как говорят в таких случаях.

    Ну что же, наверное, пришла пора начать гласную полемику по поводу училища Гармаева – дабы прекратить, наконец, поток поступающих в это заведение. Пишущий эти строки несколько лет проработал в Волгоградской епархии, и хотел бы рассказать здесь о том, о чем о. Анатолий смиренно умалчивает на страницах своих писаний. Сказанное ниже заимствовано мною из рассказов бывших студентов гармаевского училища. Я не хотел бы ни на кого возводить здесь клевету – но тревожные факты требуют самой тщательной проверки – ибо речь идет о детях, идущих ко Христу – точнее, о том, в каких условиях они оказываются с легкой руки христианского педагога.

    Начнем с того, что в его "духовной школе" Гармаевым были введены жесточайшие дисциплинарные меры, введено особое деление учащихся на разряды (ученики, трудники – и подобные), подчас находящиеся в иерархическом подчинении – введена система телесных наказаний, а также – наказаний постом. За провинности, или неуспехи в учебе, человека могли лишить еды на несколько дней, или вообще посадить на стакан чая в день, а также – лишать сна.

    После подробных бесед со вновь поступающими, Гармаев консультировал верных ему людей (обычно учащихся старших курсов), и давал рекомендации, как следует вести себя со вновь прибывшими. В чем здесь был смысл? В том, чтобы поставить нового человека в тяжелейшие для него условия жизни, всячески усугубить те моменты его жизни, которые особенно сильно его мучили. Скажем, если человек склонен к уединению, то ЕГО СЛЕДУЕТ ВСЯЧЕСКИ ЛИШАТЬ УЕДИНЕНИЯ. Если человек вспыльчив, то его следует всячески провоцировать на драки, скандалы, оскорблять и унижать – и делать это до тех пор, пока Гармаев на даст "отбой" – видя, очевидно, надлежащую меру смирения истязаемого.

    Многие просто сбегали из данного училища, не выдерживая этих многомесячных пыток. Системы телесных наказаний отличались разнообразием – кроме классических телесных наказаний, практиковалась, например, "уточка" (термин гармаевцев) – учеников (и женщин в том числе) заставляли "для смирения" ходит гусиным шагом вверх-вниз по лестнице. Особенно часто "уточка" практиковалась в случае проблем с учебой – получил "тройку" – пройди гусиным шагом по лестнице 3 раза – и т. д.

    Грамаев разрушил массу будущих супружеских пар – разлучать влюбленных, «переблагословлять» браки – было для него любимым занятием. Смиренный Гармаев далее придумал теорию, согласно которой зачатие ребенка должно происходить в какое-то определенное время после вступления супругов в брак – разумеется, по благословению о. Анатолия. Таким образом, супруги брали у "аскета" Гармаева (сам он – бездетный) благословения на зачатия (!) детей. И все это мне рассказывали те, кто сбежал от Гармаева, не выдержал этой системы нравственных и физических издевательств, стилизованной под православную педагогику. Хорошо было бы поинтересоваться у г-на Гармаева, сколько человек ежегодно попадают от него в психиатрические клиники, нет ли среди них тех, кто заболел "на голову" особенно тяжело... Я пока умолчу об этом.

    Несколько раз все гармаевское училище переезжало за город в какие-то лагеря – в ожидании скорого Конца Света, который предсказывал о. Анатолий – последняя подобная поездка состоялась в июле – августе позапрошлого года... Гармаевцев в епархии можно узнать сразу – все как одинаковые. Первый признак – характерный тихий голос – и особенный, вкрадчивый взгляд, чем-то они напоминают кришнаитов ... Я видел многих гармаевцев, в своем большинстве – зрелище тяжелое – люди до самозабвения преданные "вождю", совершенно несамостоятельные при этом...

    Поскольку вся эта аскетическая практика завязана на постоянных, подробных исповедях о. Анатолию – его чада от него зависят абсолютно, не могут, простите, в туалет часто сходить без благословения о. Анатолия.

    Изменников, которые даже и раскаялись, он жестоко карает – просто так Вы не попадете к нему "на прием", вообще, не подойдете, и человек, в котором убиты последние следы человеческой самостоятельности, испытывает невероятные мучения, лишившись "хозяина". Его училище, кстати, не имеет никаких лицензий (насколько мне известно) – и люди, убившие здесь по 5-6 лет жизни, выходят, по-сути, "со справкой об окончании", не принимаемой ни одной организацией в России.

    О многих вещах сами гармаевцы умалчивают – как, впрочем, и сам смиренный православный педагог: в его многотомных сочинениях. Например, Вы нигде не найдете в них конкретных описаний того, по каким признакам людей следует благословлять на брак – а также – на зачатие ребенка. Видимо, Гармаев смиренно считает себя духовным, и следует здесь зову своего сердца или внутреннего голоса...

    Один из сотрудников волгоградской епархии – мужчина 40-45 лет, сбежавший из училища Гармаева, в ответ на мои расспросы подтвердил и истязания постом, и "уточки", и телесные наказания, и систему нравственных издевательств, и абсолютную зависимость от "гуру"... "Все это так, Евгений Владимирович". Я тогда спросил его – "...существует ли какая-то тайная доктрина у Гармаева". Он испугался, и промолчал. Я переспросил, сказал – "ну чего Вы боитесь-то". "Я не могу этого Вам сказать, Евгений Владимирович – в том числе и потому, что если я что-то разглашу – слова о. Анатолия могут настигнуть меня".

    Насколько смиренен сам о. Анатолий, прекрасно видно из его реакции на резолюции Иринеевских чтений – как, очевидно, и положено христианину, Гармаев написал многостраничные оправдания.

    http://detovoditel.narod.ru/otvet.htm
    http://www.light.orthodoxy.ru/alm/pr_sov/irinei.htm

    Давайте посмотрим на оправдательные тексты о. Анатолия, который, очевидно, не собирается прекращать своей плодотворной педагогической деятельности

    Гармаев заявляет:

    "За последние четыре года вышло семь моих книг. Четыре из них – лекции, прочитанные двадцать лет назад на занятиях с родителями в бытность моей работы заместителем директора по воспитательной работе в школе и педагогом-организатором микрорайона в Москве. Это – “Этапы нравственного развития ребенка”, “Тихий разговор с совестью”, “Обрести себя” и “Психопатический круг в семье”.

    и в конце:

    "первого дня Крещения все двадцать пять лет своей церковной жизни, я был и остаюсь православным"

    Итак, четыре из семи педагогических книг Гармаева – это "лекции, прочитанные двадцать лет назад на занятиях с родителями в бытность моей работы заместителем директора по воспитательной работе в школе и педагогом-организатором микрорайона в Москве", а воцерковился Гармаев всего 25 лет назад. Таким образом, за первые 4-5 лет после крещения он набрал педагогического материла ... аж на 4 книги... И при этом его стаж ХРИСТИАНСКОГО педагога не составил и 5 лет! В советское время педагогов с пятилетним стажем, называли «молодыми специалистами», которые традиционно встают, когда профессор входит в кабинет.

    Из сказанного Гармаевым следует, что наш педагог не удосужился закончить аспирантуру и получить степень кандидата наук перед началом писания своих многостраничных педагогических сочинений. Конечно, Гармаев во многом не согласен со светской педагогикой – но ведь именно светская степень сделала бы его аргументацию существенно более весомой – было бы ясно – человек знает предмет, который – прямо или косвенно – критикует. Конечно, многие педагоги прошлого не имели никаких ученых степеней, но ведь и «система подготовки кадров» в их время была совершенно иной. Человек, получивший советское образование, и дерзнувший фактически создать некую новую отрасль педагогического знания, просто обязан показать, подтвердить, если хотите, собственную высокую квалификацию в сфере педагогики светской – для этого и нужна степень. Ссылки на какие-то «хорошие отношения» с сотрудником Московского университета выглядят здесь абсурдом – разумеется, ничего не говорящим о высокой педагогической квалификации о. Гармаева.

    На иринеевских чтениях было справедливо указано, что христианский педагог Гармаев почти не ссылается на Евангелие. Факт, конечно же, отвратительный, никак, кстати, не освещенный в высокомерном ответе о. Гармаева. Но зачем брать так далеко – посмотрите на чисто научную сторону его трудов. Например, в «Обрести себя», речь идет о сложнейших вопросах – например, об эмоциональных циклах в жизни человека – дневном, недельном, месячном, годовом, десятилетнем... Но в соответствующих местах книги ее текст, простите, «идет слоном» – то есть без единой ссылки на какие-либо печатные научные труды. Возникает вопрос – откуда Гармаев все это знает? Кто ему это открыл, рассказал? Откуда он взял эти данные, эти детальные классификации, которые он приводит без каких-либо ссылок?! Почему, например, такой-то «цикл» заканчивается именно в 40-45 лет (а, скажем, не в 37-38) – и тогда же начинается другой? Где положенная здесь статистика? Решительно то же самое следует сказать фактически о каждом из параграфов этого объемистого труда – и не только о нем, но и обо всех остальных педагогических сочинениях нашего педагога с десятилетнем стажем работы.

    Любой научный (или «научно-практический») труд содержит в своей конце обязательное приложение, именуемое «Списком литературы». Такой список,помимо всего прочего, является очень хорошим показателем смирения автора научного труда – ведь именно «Список литературы» показывает степень проработки вопроса другими исследователями. Конечно, тематика Гармаева относительно нова для современной России, хотя и здесь, в России – помимо о. Гармаева – есть хорошие и действительно смиренные христианские педагоги, на опыт и труды которых следовало бы ссылаться, – но ведь по самым скромным подсчетам число западных источников (например, источников католических), на которые полагалось бы сослаться Гармаеву, составило бы не одну сотню. Факт «решительного несогласия» с Западом, равно как и неприятие католической духовности, не имеют никакого отношения к делу – покажи, с чем именно ты не согласен, с кем именно ты споришь, покажи, наконец, степень научной новизны своего исследования. Почему оно, например, – не плагиат? Скажем, Гармаев фактически не ссылается не только на современных ему коллег, не только на западных авторов, но и на дореволюционных православных педагогов России – а почему, спрашивается, он не умеет читать по-русски? Или его учение о «смирении» мешает дать подобные ссылки? Вообще, из чтения трудов смиренного педагога Гармаева создается такое впечатление, что во всей вселенной – и во все века и времена – существует и существовал только один христианский педагог – смиренный отец Гармаев – а все остальные не заслуживают и самого упоминания о своей педагогической деятельности.

    Конечно, отвлеченно говоря, вполне можно допустить, что речь идет о гениальном исследователе – самородке, который за эти 10 лет до всего дошел своим умом, написал при этом 7 монографий со множеством открытий, вообще, «отыскал всему начало» и «многое понял». Но по меньшей мере с той же степенью вероятности можно допустить и более простое и естественное объяснение – речь идет о высокомерном графомане и научном проходимце, не владеющим самыми основами научно-педагогического исследования, ни имеющего даже положенного здесь стажа светской педагогической деятельности, который, уж не знаю, с чего именно, смиренно решил, что он может вести детей в Царство Небесное, а также – устраивать их земные судьбы, душевную, и личную жизнь.

    Гармаев пишет, что им за эти годы подготовлены 30 священников, несколько монахов и монахинь. Опять же, неясно включают ли в себя эти 30 священников тех, кто был рукоположен из числа слушателей катехизаторских курсов, а также – из числа студентов волгоградского епархиального училища, от которого к середине 90-х отделилось сергиевское училища самого о. Гармаева.

    Далее, а о чем, собственно, говорит эта цифра? Училище для того и создается, чтобы готовить кандидатов к рукоположению, решение о котором принимается, естественно, не о. Гармаевым, а правящим архиереем. Ну да – за 10 лет работы 30 человек рукоположили. Но втрое больше рукоположили из студентов волгоградского епархиального духовного училища – сотрудники которого совсем не объясняют всему миру про «Психопатический круг в семье», про то, как же именно следует «обретать себя».

    Гармаев говорит, что духовник Свято-Пантелимонова монастыря на Афоне "не нашел в нем ничего неправославного". Но из этого следует только то, что наш духовный и педагогический писатель не умеет исповедоваться – или же исповедуется лицемерно – неужели смиренный монах мог одобрить практику "благословений на браки", часто – помимо воли самих брачуюшихся, благословения времени зачатия – и подобные вещи, творимые о. Гармаевым? Он что – старец духовный? Живет в Боге? Скорее всего, Гармаев все это нагло скрыл на исповеди у духовника Свято-Пантелимонова монастыря, которым теперь прикрывается.

    Гармаев заявляет, что "Начертания христианского нравоучения" св. Феофана Затворника – это настольная книга в его духовной школе. Но неужели из нее он вычитал про "уточку" – и другие подобные гадости, включая жестокий нравственный террор по отношению к ученикам? Неужели Владыка Феофан учил этим издевательствам постами, учил за какие-то "провинности" сажать учащегося – молодого светского человека – на стакан чая в день, лишать его сна и покоя? Учил привязывать к себе духовных чад как собачонок? Учил тому, что " в городах нет спасения"?

    Я считаю, что долг всех православных христиан поддержать инициативу Александра Дворкина – и вывести на чистую воду ту возглавляемую о. Гармаевым организацию, которая именует себя православным училищем.

    Я не уверен в том, что Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман – человек в высшей степени терпеливый и не склонный к резким решениям – в курсе всего этого, но мне доподлинно известно, что Владыка не раз благословлял уважаемых представителей духовенства епархии проводить с о. Гармаевым профилактические беседы на предмет его возможно нетрадиционной практики.

     

    Евгений Мавродиев

     

     

    Первоначальный файл с сайта iriney.vinchi.ru.

    Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.09.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659