НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Филимонов Сергий прот. Концептуальный подход к вопросу прерывания беременности по жизненным показаниям (текст)

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Филимонов Сергий прот.

    Концептуальный подход к вопросу прерывания беременности по жизненным показаниям

     

    Одним из наиболее сложных и травмирующих вопросов биоэтики является вопрос о прерывании беременности по жизненным показаниям. Когда мы говорим о ценности человеческой жизни – это понятно и для нормальных людей – бесспорно. А, как быть здесь? Чья жизнь ценнее: матери или нерожденного ребенка. Чью жизнь сохранять врачу в первую очередь? Допустимо ли жертвовать одной или несколькими жизнями ради сохранения другой: жизнью нерожденных детей ради сохранения жизни матери.

    Биоэтические доктрины разных вер здесь расходятся во мнениях. Как же на этот вопрос отвечает социальная доктрина РПЦ?

    “С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

    "Тот, кто будет человеком, уже человек", – утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. "Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы", – сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: "У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного".

    Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием "свободы выбора" женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь” (Материалы архиерейского Собора РПЦ 2000 г.)

    Однако, социальная концепция не отвечает на другую проблему: как быть с женщинами, которые несмотря на снисхождения и допущения Церкви и официальной медицины готовы пожертвовать своим здоровьем и даже жизнью и умереть ради сохранения жизни неродившемуся ребенку или хотя бы хотят это попробовать? По отношению к таким беременным следует говорить о правомочности презумпции сохранения ребенка. Каков же тогда должен быть концептуальный подход, алгоритм сопровождения и помощи таких женщин?

    Более чем десятилетний опыт пастырского служения в родильном доме и сопровождения рожениц позволил нам найти и сформулировать некоторые подходы.

    Позиция 1: Любая женщина, желающая сохранить ребенка, даже, если это угрожает ее жизни, должна иметь право на сохранение жизни ребенка и роды, несмотря на запрещающие медицинские рекомендации.

    Позиция 2: В отношении сохранения жизни матери и плода должны быть использованы все имеющиеся медицинские средства.

    Позиция 3: Если для сохранения жизни матери требуется проведение оперативного вмешательства или интенсивной медикаментозной терапии, в результате которых ребенок может родиться преждевременно или погибнуть, оно может быть проведено. Потеря ребенка в этом случае является не умышленным абортом, а следствием медицинских мероприятий по спасению жизни матери и ребенка.

    Позиция 4: Если в результате медицинского вмешательства жизнь матери сохранена, она имеет право на дальнейшее вынашивание беременности и роды.

    Позиция 5: Если соматическое состояние матери настолько тяжело, что смерть может наступить до родов или во время родов, следует совершить кесарево сечение на сроках допустимых для выживания ребенка с плановой реанимационной терапией недоношенного младенца.

    Теперь приведу 2 клинических примера для объяснения как эти позиции реализуются на практике.

    Молодая женщина, 25 лет, беременна 2 ребенком. На 2-м месяце беременности начинает развиваться прогрессирующая слепота по типу битемпоральной гемианопсии. При томографическом исследовании черепа обнаружена опухоль гипофиза в районе турецкого седла. Врачом гинекологом предложено прерывание беременности. Отказалась. Посоветовавшись со священником, поступила под динамическое наблюдение нейрохирурга и офтальмолога Больницы № 2 г. Санкт-Петербурга. Был выстроен следующий подход: если слепота и головные боли продолжают прогрессировать – выполнить нейрохирургическое удаление опухоли через трепанацию черепа. Если беременность сохранится – не препятствовать ее продолжению. Если во время или после операции произойдет выкидыш – отнестись к этому, как вынужденному следствию. После 6-го месяца беременности опухоль (по всем признакам гормональнозависимая) стала уменьшаться и к концу беременности полностью саморедуцировалась, зрение восстановилось. Женщина родила здоровую девочку, которой сейчас около 5 лет. Я наблюдаю эту женщины. В нейрохирургическом плане она полностью здорова.

    Другой пример. Около 3-х лет назад в ЦМСЧ-122 у беременной женщины началась кишечная непроходимость с явлениями перитонита. Женщина отказалась от аборта. Была произведена полостная абдоминальная операция. Деятельность кишечника была восстановлена, воспалительный процесс ликвидирован, беременность сохранена. О сохранении беременности молилась как женщина, так и ее родственники. Спустя некоторое время благополучно родила мальчика.

    Вышеперечисленные примеры говорят о том, что нельзя быть изначально настроенным на разрешении сложных и опасных для жизни матери ситуаций самым простым и легким способом – путем аборта.

    Коллегиальное наблюдение группой специалистов (динамические), корректировка состояния и продуманное хирургическое вмешательство (упование на помощь Божию), позволяют сохранить жизнь как матери, так и ребенка даже при самых тяжелых клинических ситуациях.

     

     

    Первоначальный файл с сайта opvspb.ru.

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.05.2013.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659