ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 8. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 8

     

    1466.

    /На вопрос живущего в монастыре о поступлении во священники. Вразумление привыкшему осуждать. О заучивании псалмов и рукоделье/

    /Письма к П. А. Б./

    Милость Божия буди с вами!

    Я вам, кажется, уже писал, что не могу решить, что для вас лучше. Смотрите сами. Пытайте и перепытывайте. Милостивый Бог укажет наконец вам прямую дорогу. – Время еще есть – для вас. Но прежде вам надо приобресть свободу действия – испрошением у Владыки себе разрешения от данного обета. Что изречено определенно, того нельзя криво толковать, а держать, как изречено. – А что смущения испытываются на пути исполнения, это в порядке вещей. Враг ведь под боком; а его дело только мутить. Не потому ли и надо идти поперек, что мутит.

    Видите – как?! То вам светло монастырство, то священство. Теперь вам светло священство, потому что вы в монастыре, а когда перейдете в священство, станет вам светло монашество. Видите, как у вас и любовь к прихожанам, и внимание прихожан, и прочее все идет как по маслицу. А семью, детей и всю житейскую обстановку, столь сложную и докучливую и забыли. Да и по приходу-то не все встретите гибкие веточки. Я и подозреваю, что в этом светлом, вам рисующемся, есть нечто очень похожее на – красно еже видети – куда как красно кажет?!

    А свободу ту приобрести все же не мешает. Только и после не спешить. – Или как устроится.

     

    – 223 –




    Семейные обстоятельства ваши – большой резон. Но пока жив отец, дело терпится.

    Что выпьете чашку чаю, да при этом съедите кусок хлеба, какой грех, когда немощь? Только бы не было сие в угоду плоти.

    Службы церковные надо исполнять все, как и братия все делают. Но что вы в церкви стоите, как колода, и еще хуже, в этом ничего извинительного нельзя найти. Все от произвола. Мыслями и всегда надо быть с Богом, сколько сил достанет; а тем паче в церкви. Это надо исправить. И вы знаете как. И не поблажайте себе.

    Осуждать решительно надо прекратить. Извольте покаяться духовнику и просить епитимии. И отойдет. Это враг досаждает. От осудителя милость Божия отходит. Осудитель выходит сам себе враг.

    Откуда вы взяли, что монахи только внешне исполняют все церковное?! – То Бог один знает. Следовательно у вас тут клевета, διαβολή – κоторая сеется в вас тем, кто есть διάβολος. Он свое дело делает. Вы же зачем принимаете эти мысли и поддакиваете? Если внешне только все исполнять, не чуя, как питается тем душа; то и месяца никто не пробыл бы в монастыре. – Видите как иные спешат в церковь? – От чего? – От того, что там Бог дает им вкусить сладость. – Они и спешат. – А вы сами простоите рассеянно службу и охладеете: и по себе потом о всех судите. Между тем, как у тех и душа питается и не хладно, хоть на вид иногда и не то кажется.

    Вы – большой пересудчик! – Не так держите на уме, что все хладны и меня увлекают, а так: все духом горят, только я дурень позволяю себе рассеиваться и бывать хладным.

     

    – 224 –




    Псалмы учить – добре. Заучите и читайте, когда идете, или делать нечего, – или засыпаете. – Непонятное – пусть и остается так. Но с ним всегда можно соединять мысль, какая пригожее – по ходу речи, – не давая ей только того значения, что она непременно есть настоящая.

    Рукоделию учитесь. Изберите, какое посручнее. – Вон – некто ложки делает. Это и не мудрено, и для здоровья подходяще. – Есть которые вяжут одною иглою или крючком. Можно чулки вязать, перчатки, шлыки, салфетки на столы, фуфайки и множество разных вещиц. А все просто – одним крючком, – и прием один, взглянул и знаешь. – Евлампий умеет это делать. – Без рукоделья от скуки не убежать. Хоть и на священстве. Я знаю 5-6 рукоделий. Есть время, когда ничего не делается, ни читается, ни пишется. Его нечем наполнить, кроме рукоделья.

    Се – все! – Помоги вам Господи установиться.

    Е. Ф.

     

     

    – 225 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 8. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1901 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.01.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659