НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 8. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 8

     

    1454.

    /Труд попечения об осиротевшем семействе. О саможаления и самоугодии. Важное препятствие к восприятию молитвенной помощи/

    /Письма к В. П. В./

    Милость Божия буди с вами!

    Беспокойство, – по случаю налагающегося на ваши руки осиротевшего семейства, – разорительно для духовной жизни. И конечно лучше б было, если б его не было. Но как дело это уже зацепило вас, – и не по воле, то надо покориться воле Того, Кто устрояет течение жизни нашей. Племянников надо поставить на ноги, – и вдове способствовать – пойти доброю дорогою.

    Надо только при этом и собою заняться, – и заботы о сиротах так вести, чтоб они не разоряли. Это извольте сами устроять внутри, – с Божиею помощью, – всякий раз, как встретится беспокойство. – Делайте возможное.

    Что вообще эта забота пришла, это может быть благодетельно. Она вас избавит от закаления в эгоизме: вы одни и все только о себе. А тут и о других.

    От этой случайности большой беды не будет. - А саможаление - на которое вы жалуетесь – уже опасно и пагубно. – Если поблажать себе придется по болезни, то это ничего. А если под предлогом болезни; то это худо. Тут видно лукавство пред собою самим, – самое злое из всех лукавств.

     

    – 188 –




    Вы на саможаление, как видится, смотрите очень легко, почитая случаи уступки ему неважными действиями. Тут у вас большая ошибка. Случаи саможаления точно бывают ничтожные; но не ничтожно присутствие в душе сего саможаления. Ибо что оно значит? – Значит, что самоугодие у нас с вами сильнее Богоугождения. Положили мы то и то делать, сознав то нужным в деле устроения спасительной жизни, – и угодным потому Богу; а потом отказываемся от этого не почему другому, как потому, что этот отказ приятнее нам, телу или душе. Значит, в этот раз мы переходим от богоугождения к самоугодию. Совесть видит нашу неправость – и беспокоит. – Она права. Не следовало себя связывать: то и то буду делать в видах подвижничества, когда не было уверенности одолевать себя всякий раз. Например, положили не пить чаю, а потом выпили чашечку. – И беспокоитесь. Дело не велико – выпить чашечку, но велико то, что совесть оскорблена, – и что допускаются дела, нарушающие прежние решения ваши и сознания. Этим разоряется внутренний строй, – и образуется навык не внимать совести, когда она указывает должное. – А тут – и бесстрашие придет, и совершенное равнодушие к Богоугождению: лучше не вязать себя правилами до мелочей, а иметь одно общее: всякий раз действовать наперекор требованиям самоугодия. И если допускать какую льготу телу, то не по поблажке ему, а по сознанию необходимости того для здоровья. – Чай не пить хорошо, – и здорово. Но как в иных случаях он придает бодрости телу, то можно тогда выпить чашку. Так бы и следовало положить: буду по временам воздерживаться от чаю. Потому что иногда это очень легко обходится. – А то лучше

     

    – 189 –




    всего такими дробностями себя не вязать. А общее держать: не делать угодия плоти, – и в этом духе действовать, – всякий раз составляя решения.

    Я чай выставил для примера; но так действовать надо и в отношении ко всему – к пище, ко сну, прогулке, отдыху, и проч.

    Что мешает внутреннему строю, того ни под каким видом не допускать. Вот для этого и надо под боком иметь старца. Лучше всего для этого идет духовник. Мало-мало, что встретится, тотчас спросить. Совесть будет спокойна. – А то она будет законно теребить.

    Успеха, говорите, нет. – И не будет, пока есть самоугодие и саможаление. – Саможаление и самоугодие прямо свидетельствуют, что в сердце преобладает я, а не Господь. Самолюбие и есть живущий в нас грех, от коего вся грешность, и который делает грешным всего человека, – с ног до головы, – пока он имеет место в душе. А когда грешен весь человек, как придет к нему благодать? Не придет, как не пойдет пчела туда, где дым.

    Присутствие самолюбия есть знак, что первое решение работать Господу сформировалось неполно и неудачно. – Решение это имеет два конца: один – да отвержется себя, и второй: да по Мне грядет. – Первый требует совершенного подавления эгоизма или самолюбия и следовательно недопущения самоугодия и саможаления, ни большого, ни малого. Следовательно в ком они есть, у того решение было не полно.

    Такое решение делает человека подобным тем лицам, о коих в Апокалипсисе говорится: ни тепл, ни хладен, ни то, ни се. – Спастись хочется,

     

    – 190 –




    а самопротивления не допускается. Нельзя Богу работать и мамоне.

    Все сие привожу вам на мысль, чтоб вы процензоровали себя и хорошенько определили, – что у вас там в сердце – я, или Господь. За тем сесть и рассудить, как же быть.

    Пишете, чтоб я помолился об избавлении вас от самоугодия. Об этом что молиться? Бог не услышит. Он слышит молитву только о тех, которые не самоугодничают. – И самого человека – всякого Бог слышит только тогда, когда он не страдает сими первородными дщерями греха.

    За не саможаление и не самоугодие только и подает Господь благодать и преуспеяние. Самих же их не подает, – а требует, чтобы их сам человек возымел, – как задаток, что ему стоит оказать милость.

    Благослови вас Господи!

    Спасайтесь!

    Ваш богомолец Е. Феофан.

     

     

    – 191 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 8. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1901 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.01.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659