НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 7. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 7

     

    1146.

    /Указание нужных исправлений в кн. О. Матвеевского. О своих трудах. Взгляд на случай самоуправства крестьян с евреями/

    /Письма к Н. В. Елагину/

    Милость Божия буди с вами!

    Сейчас кончил чтение тетрадей ваших. И берусь сказать нечто потребное. (Тетради пришли в мою хату 23 вечером).

    Первая статья имеет фразы неудобные. Я обозначил. Упросите автора, достопочтенного о. Матвеева, исправить.

    Вторая статья лучше гораздо. Но она вносить некое смешение в голову по недостатку общих обозрений, которые указывали бы, о чем будет дело. Хорошо бы в этих обозрениях указывать рубриками (а, б…) особые предметы, о коих речь. Это придает великую светлость писанию.

    Третья статья отличная. В ней – только о рубриках, замечено там на полях, исправить надо.

    Четвертая статья – тоже очень хороша. Но и в ней недостаток рубрик. А главное: сказал, что прообразы были – в лицах, событиях и обрядах, и в изложении не выполнил сего. Прообразовательные лица и обряды показаны, а события – некоторые – сбиты с лицами воедино. Надо настоять, чтоб переделал. Извлек события от прообразовательных лиц и дополнил их недостающими, Выйдет особая статья – впечатлительная.

    Мне приходило на мысль, что надо внести сюда,

     

    – 145 –




    разъяснение недоумений, возбуждаемых местами Писания о Господе Иисусе Христе, – в уничижительном Его состоянии. Многие соблазняются.

    Здесь есть на это одна страничка. Этого мало. Смотрите 2 тетрадь – четвертая пометка на обороте. В cursus theologiae и кажется у пр. Макария – есть богатая статья на это. Существенное взять и добре. Сейчас посмотрю в cursus'е, – и дам еще заметку.

    Что – бишь, я еще хотел сказать. А, вот что! Ноты никак не следует печатать позади. Иное нужно посмотреть, поди ройся. Надо непременно на той же странице печатать. Кто прячет их под конец, тот, явно, боится показаться с ними на люди, и не хочет, чтобы в них заглядывали.

    Вы заметили, что мало чувства. Правда. Но здесь его не заметно; ибо предметы все такие, которые требуют более рассуждения, чем чувства.

    Если все будет тако, то можно надеяться, что жизнеописание выйдет хорошее.

    Ах! И совсем забыл. Все эти статьи, которые еще не кончены, – и с последующими – озаглавить надо введение. А впереди введения предисловие, в коем надо указать побуждения к такому введению и план его, т. е. что и почему предполагается поместить в нем.

    Когда начнется самое жизнеописание, – скажите автору, чтоб в изложении описаниям местностей менее давал места. Оно необходимо, но все же есть дело побочное. Для изложения самых событий пусть достанет – Catena partum или Chaine d'or – на Евангелия Фомы Аквината. Там собраны под каждым текстом толкования свв. отцов. Это облегчит ему – гораздо-гораздо – труд.

    Написанное было написано еще когда-когда. Мне остается только переслать тетрадки. Что и делаю.

     

    – 146 –




    Удивили вы меня, помянув о начинаемом труде. Это – далекая песня. Еще послание к Евреям надо кончить, а к нему никак не приступишь. Кончу, тогда. А дотоле будем гадать лишь.

    Приписать что либо еще не имею. Теперь ничего не делаю. Лечусь молоком.

    Экземпляры отпечатанных писем получил. Благодарствую за хлопоты. Но это не последних четырех, – а первых. Последних же или еще не напечатали, или совсем не будут печатать. Как их милости угодно.

    На гулянках пересматривал кое-что об иконопочитании, – и истории иконоборства. Писать же ничего не хочется. Сибаритствую.

    Кто-то отпечатал против вашей книжки целую книгу – отповеди. Видно по заглавию, что не все подпало под его критический зубок,

    Нынче все за евреев. Московский владыка и проповедь ляпнул. Так неприятно было читать ее. Жиды в тех местностях, где их колотили, – кровь сосут из народа без всякой жалости. Видя, что правительство не заступается за них, они порешили сами рассчитаться с обидчиками. Толкуют, что народ дурно сделал; а на то не обратят внимание, что народ обижали. Тут нашли виновных, – а жиды святы. Следовало этих наказать, т. е. мужиков, а жидов строгому подвергнуть надзору, и за всякую проделку вешать. Тогда, может быть, они стали бы посмирнее.

    Спасайтесь!

    Даруй вам, Господи, отгуляться до сыта.

    Ваш богомолец

    Еп. Феофан.

    9 июня 1881 г.

     

    – 147 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.12.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659