ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 7. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 7

     

    1132.

    /Предположение об издании наставлений о молитве и трезвении. Новый волк из партии Редстока – Пашков и меры к пресечению сеемого им лжеучения/

    /Письма к Н. В. Елагину/

    Милость Божия буди с вами!

    Возлюбленный о Господе Н-лай В-вич!

    С Новым годом!

    О молитве и трезвении – нет в продаже. Это оттиски из "Тамбовских Епарх. Ведомостей" и все уже разошлись. Думаю прибавить извлечение о молитве из св. Златоуста, – и толкование молитвы Господней переделать в письма. И издать две книжки. Но когда? Когда позволит мне моя леность.

    Изъел душу мою Пашков. Вот что узнаю из достовернейших источников, или уст.

     

    – 123 –




    1) Пашков с сестрою и дочерью – разъезжают всюду, – и проповедуют, залезают даже в трущобы. По домам ездят по приглашению. В доме кн. Гагариной бывают собрания, приходит и простонародие.

    2) Отпечатаны книжки с их зловерием, кои распространяются, не хуже исаакиевской кафедры. В Москве о. Арсений показывал мне книжонку, под заглавием (кажется): "Христос Спаситель", – и в ней фразу: "поп не отпустить тебе грехов на исповеди, силы такой у него нет" (мысль, а слова забыл). В средине, может быть, и другое что найдется дурное. Книжка разрешена цензурою.

    3) Пашков говорит (или показывает), что имеет письменное разрешение – от Государя и митрополита, с приложением печатей проповедывать Евангелие. Эта ложь сильно располагает в пользу его.

    4) Недалеко от меня (говорит, кто пишет) живет бедный переплетчик. К нему ездит Пашков и учит, народ сбирается. Увлекает. И я был. Какой-то городовой пришел поглазеть, послушал, и бух на колени и ну молиться, то же было и с приставом.

    5) Мои прачка и кухарка (пишет то же лицо) ходят его слушать каждый почти день, и увлечены. Чтоб отклонить их, я завел свои чтения. Слушали и сказали: и это хорошо, но там лучше. Мой священник узнал, что я собираю для чтения (ибо делал не раз и делаю), и сделал мне смиренное замечание, что так не следует, опасно, и еще что-то.

    6) Пашков от увлеченных требует гласного пред ним произнесения слов веры, – и это он называет исповеданием. Кажется (не совсем ясно

     

    – 124 –




    написано), он таких исповедников записывает в свой каталог. Строю догадку: соберет какую-либо тысячу и потребует позволения составить с своими особое согласие (скоп) и свободно веровать, как веруют.

    Потрудитесь доложить о сем владыке. Что я писал, ни под каким видом не сказывайте, – а скажите только, что это сведение петербургского происхождения от очевидца достоверного. Мне думается, что владыке можно бы вызвать попов и сказать:

    1) Учите в церкви немолчно об устроении спасения. Пашков лгун – тем, что не все говорит. Говорит о покаянии и вере, а о благодати и таинствах, о церкви, об общении со святыми, о долге христианском и проч. не говорит: у него все делает вера, и отпущение грехов без исповеди, и благодать без таинств. А попы пусть полно все рассказывают.

    2) Пусть попы заводят чтения – по вечерам и собирают и у себя и у других слушателей, и простых и бедных. Для чтения выбирать все то, что относится к общему строю веры.

    3) Надо бы составить книжку – о пути спасения, просто написанную, и разбросать по городу даром, или по копейке.

    Но без внимания оставлять дело не должно. Есть опасность.

    Извольте все сие выполнить во имя Господа. Но обо мне ни гу-гу.

    Спасайтесь!

    Ваш богомолец Еп. Феофан.

    7 января 1880 г.

     

    – 125 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.12.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659