ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 7. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 7

     

    1051.

    /Нужды славян и арабов и мысль об учреждении общества для удовлетворения этим нуждам/

    /Письма к Н. В. Елагину/

    Добрейший Н-лай В-вич!

    Бог в помощь! Спасайтесь!

    Много обрадован вашим письмом. Господь да воздаст вам за вашу любовь и заботу о христианах – здешних. Много нужд! Полагаю, что много найдется сочувствующих в доброй России; но нет голоса, который бы огласил всех и возбудил дремлющую доброту. Пусть пока идет речь во главе – Питере, – оттуда перейдет к сердцу – Москве и так

     

    – 9 –




    далее. Это подготовка! Без общин нам ничего сделать нельзя. У правительства своих много нужд. А тут с миру по нитке, голому рубашка. Нужны школы для мальчиков и девиц. У болгар по местам есть и то и другое: им нужно поощрение, содействие, покровительство. Стоит только первоначально завести: – увидят, что хорошо и начнут сами поддерживать. В настоящее время нужно бы организовать два заведения, которым усердные болгары положили уже начало. Это пансион – в Константинополе – и шелководская школа в Эски-Загре. О первой заботится Изворский, – вторую устрояет К. Тот и другой получают пособие от нашего правительства, но не достаточное на все. Поставить бы на ноги эти два заведения! Потом они пойдут уже сами собою...

    Что до арабов, – у них и в начале и после все надобно устроять и поддерживать тому, кто примет на себя труд благотворительно пещись о них. Бедны! Школ и для мальчиков почти нет, – а для девочек и слухом не слышно, т. е. православных. Между тем чуждоверцы сеют сии заведения повсюду и, заслуживая благодарность, увлекают. Как бы хорошо – в Дамаске учредить что-нибудь хорошее. Но где способы! А без них что и говорить.

    О всем, что здесь есть и бывает )*, пишу, по принятому обычаю, к Константину Степановичу, в уверенности, что пишу не для него одного, – а для всего Св. Синода. Доселе уже послано при письме. Тому при всем желании воспользоваться случаем писать к Обер-Прокурору С. Синода графу А. П., – вынужденным себя нахожу удержаться от того до времени.

    На предложенные вопросы послан уже ответ.

    _______

    *) Письмо написано, вероятно, из Константинополя в 1856 г.

     

    – 10 –




    Нет возможности удовлетворить главному желанию приискать учителей. В Константинополе скудно. Есть один, который – и добр и умен, – и желает ехать. О нем дано знать.

    Советом вашим – писать к Прохорову воспользуюсь. Я виделся с ним однажды.

    Но один-два и три – что сделают. Надобно нам завесть общину – складчину в пользу христиан востока. Матушка Россия широка и добра. Только растолкуй, и вот по копейке – 60 мил. Копеек, а иной рубль – а иной десяток... и капитал. Тогда можно свободно писать планы. А теперь мы только толкуем, и то нужно, и другое нужно. Что же проку-то от того, что знаем и толкуем. Деньги нужны. Их не достанет ни у Св. Синода, ни у правительства. У них своих нужд бездна. У нас надобно строить много училищ и семинарий. До востока ли? Хлопочите, – и созывайте общину. Одно это средство и есть. Проповедуйте, по крайней мере, всем об этом. Если б уже у нас была община – и с фондом сильным, как бы пошло все успешно; а теперь мы – как раки на мели. Тогда бы, – нужно ли школу завести, сыскали б человека – дали денег – поезжай в Дамаск, и строй. Форменно взять, частный благотворитель действует, никому до него дела, и ему ни до кого. Только – покровительство. Ах! как бы это хорошо! Но, пока у нас этого нет, нечего и толковать. Мы ничего не можем, и ни в чем не успеем. Горькое положение! Из-под носа крадут у нас православных и как крадут?! С правом красть. А мы только смотрим, да ахаем, и будем ахать.

    Желаю вам всех благ от Господа!

    Преданный вам Ар. Феофан.

    2 июня.

     

    – 11 –




     

     

     

    – 12 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.11.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659