ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 6. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 6

     

    980.

    /По вопросу о принятии схимы/

    /Письма к В-ре В. Ш-ской/

    Милость Божия буди с вами!

    С новым годом!

    Желаю вам обновляться и стать в благодатную атмосферу.

    Очень вам благодарен, что вы не поленились все, виденное и слышанное в Воронеже, описать довольно подробно. Очень рад, что вы возвратились удовлетворенными. И очень желаю, чтоб поездка сия оставила в вас спасительные воспоминания и уроки. Буди все во спасение вам!

    Заметили ли вы, что оба Владыки сквозь зубы изъявили свое согласие на ваше посхимление? – Мне это очень бросилось в глаза. Приняв схиму, вы

     

    – 106 –




    представите им опыт, по которому они должны будут эту нерешительность свою не оправдывать. Вы и у меня подметили эту нерешительность. И вы неправы. Я уже писал, что, обще рассуждая, не нахожу нужною схиму, но это рассуждение основывалось не на чем-либо с вашей стороны, а вообще на действии схимлений, внешнем. Когда о. Кассиан удостоверил, что время и должно, я со всею охотою согласился с ним, и писал вам об этом, и теперь то же говорю: благослови Господи ваше схимление, и дай вам силу явить в себе настоящую схимницу распятую: ибо на Востоке схима ставрофория крестоношение. Общая моя мысль о схимлении остается та же; в отношении к вам или в приложении к вам, – согласие мое основывается на доверии о. Кассиану, столько духовной вам пользы доставлявшему, и доставляющему. Но при этом и вам доверяю, что вы можете выдержать требуемый схимою той жизни, сколько это от вас зависит, ибо главное – все от Господа.

    Откуда вы взяли, что я насмехаюсь над вашею схимою?! Ворона в павлиньих перьях, – и капрал в генеральском мундире – не насмешка, – а урок вам, или спасительное напоминание не фанфаронить схимою, а напротив себя ею судить и осуждать, что, вот де перья павлиньи, а сама ворона, или мундир генеральский, а сам капрал. Вы хорошо сделаете, если сделаете, как я писал, напишете на бумаге большими буквами, и будете почитывать. Схима не подтверждение обетов крещения, а на них новых наложение. Схимник – мертвый, не стремящийся к умертвению, а мертвый. Дал бы Бог вам стать в прежнюю колею. Это вас испытывал или еще и испытывает Господь. Когда на душе осенение

     

    – 107 –




    благодати, тогда труд не в труд. Извольте доказать, что вы трудиться взялись не ради сластей духовных, а ради покорности воле Божией, во свидетельство чего и теперь терпеливо продолжаете труды сии, не смотря на сухость и охлаждение духа. И благодарите Бога за сии лишения, и как испытание, и как наказание, ибо мы все на всякий час достойны наказания. И когда посылаются они, это милость Божия: ибо чрез это дается возможность избавиться от вечного наказания. Будьте благодушны и ждите. Возвратится Господь. Разве что на совести есть? Совесть исповедью и сокрушением умиряется в связи с епитимиею. Евангельскую историю получил наконец. Пришлю скоро.

    Что еще вам сказать? Когда владыка Иосиф сказал: я бы вас потрепал, чего не спросили вы: за что, владыка, я готова понести всякое трепание – спасительно. А я вас когда трепал? Все по головке гладил. Оттого и вышли вы никуда негожею.

    А это кто спрашивал владыку Серафима: какое оставила я впечатление? Барская барыня. Какую трепку задал бы за это владыка Иосиф? На это и я подзадорил бы его с своей стороны.

    Вы наверно скажете в себе при этом: как бы не так! Руки недоросли.

    Спасайтесь!

    Желаю вам всего хорошего.

    Ваш богомолец Е. Феофан.

    4 ген. 86 г.

     

     

    – 108 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.10.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659