ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 6. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 6

     

    970.

    /Анализ греховных состояний. Разрешение недоумений. В чем достоинство человека/

    /Письма к С.В./

    Милость Божия буди с вами!

    Прощайте!

    Благослови Господи ваш путь-дороженьку! Прошу передать от меня поклоны всем вашим.

    Спрашиваете, что же есть падение? Падение есть делом совершение худого, богопротивного, при сознании худости и богопротивности того и при прещении совести.

    Падение причиняет акт греховный. Акт бывает греховен, когда есть произвольное соизволение на дурное. Грешны мысли, когда произвольно дают им место в душе. Но когда мысли лезут сами, душа же

     

    – 85 –




    их не хочет, и противится им, тут нет греха, а борьба добрая.

    Чувство грешно, когда соизволяют на него, удерживают и разжигают его; а когда оно невольно врывается в душу, душа не хочет его и напрягается вытеснить его, тут нет греха, а есть борьба добрая. Бывает, что вместе с чувством возникает и сочувствие вдруг; душа же, как только заметит, вооружается против него, тут нет греха. Грешно сочувствие, когда попускается ему царить в душе, зная, что оно дурно.

    Грешное дело так идет: мысль, чувство и сочувствие, соизволение, решение или избрание, и дело, Кто прогонит мысль, чист остается. С чувства и сочувствия начинается грешность по мере соизволения. Где нет соизволения, там нет греха.

    В моих словах: охлаждение – понятно что есть? Оно бывает невольно, но бывает и от произвольных дел, от внешних развлечений, беспорядочных разговоров, сытости, излишнего сна, и многого другого. Тут есть виновность.

    Нехорошие движения в теле, пока нет соуслаждения и соизволения, безгрешны. Соуслаждение и соизволение делают их грешными. Неустойка против страстей разумеется, когда не отбивают их, а дозволяют им войти в сердце и буйство там производить.

    По сим признакам осуждайте или обезвиняйте свои гнев, злобу, самомнение, резкие сердитые речи, осуждение других, превозношение, нерадение о Боге и равнодушие к духовному – эгоизм – все это большие грешные акты, но грешными бывают от соизволения на них. Стойте у двери сердца, и как только заметите что-либо из худого прорвавшимся внутрь

     

    – 86 –




    или подступающим, гоните безжалостно, и избудете от греха. Способ к сему – внимание к себе, при внимании к Богу. Если будете так держать себя, избавитесь от грехов мысли и чувства.

    Какой смысл надежды в 1 Кор. 13, 13?

    Непоколебимая уверенность – получить небесные блага. Она до гроба, а после перестает, потому что уповаемое будет получено.

    Слова мои: "а от грехов берегитесь. Да какие это грехи?" Сия последняя фраза относится к вашим словам, где говорили, что нагрешили много и премного.

    Еще... да благословит Господь путь ваш! Не думайте, что можно позволять вольность мыслям, чувствам, словам и движениям. Надо держать все на привязи и управлять собою. Самоуправление есть достоинство человека.

    Благослови вас, Господи!

    Спасайтесь!

    Ваш искренний доброхот

    Е. Феофан.

    10 июн. 90 г.

     

     

    – 87 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.10.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659