ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 6. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 6

     

    962.

    /Восхождение со ступени на ступень. О кратких молитовках. Разрешение недоумений при чтении Писания/

    /Письма к С.В./

    Милость Божия буди с вами!

    Поздравляю с приездом в наши страны с добрым намерением помолиться. Благослови Господи ваше здесь пребывание!

    Ответ на ваше письмо я отложил до прибытия вашего сюда. И вот берусь ответить.

    Все, что вы писали о ходе всего бывающего в душе вашей – в порядке вещей сего рода. И смущаться тем не должно; а одно держать – искать и искать, полагаясь на обетование Господа, что всякий ищущий обретает.

    Вы так и делаете; только иногда руки опускаются,

     

    – 68 –




    но вы опять возбуждаетесь, и опять возвращается доброе настроение.

    Так всю жизнь будет.

    Вы неправы в желании – все зараз возыметь. Это то же, что желать на лестнице с первой ступени прямо шагнуть на верхнюю. Неизбежно переходить со ступени на ступень, и идти шаг за шагом. Оттого основной характер жизни терпение, терпение труда делания и преодоления трудностей.

    Вторая у вас неправость – жалоба на изменчивость состояния внутреннего, то хорошо, то не хорошо. Иначе не бывает; все это испытывали и испытывают в разных видах. Надобно смиренно и благодушно переживать это, не опуская однако же рук, и не послабляя усилий в исполнении обычных деланий, сопряженных с духовною жизнью, что вы и делаете. У вас приходит доброе и отходит; находит недоброе и проходит. – Этого изменить нельзя. А надо только желанием и исканием всегда быть на стороне добра.

    Если б у нас все всегда было хорошо, мы заснули бы.

    Молитва ваша, кажется, в порядке.

    Вы вместо положенных утренних и вечерних молитв беретесь читать псалмы, хорошо и так, коль скоро сим способом душа охотнее восходит к Богу. Ибо не в словах сила, а в этом восхождении. Можете принимать разные правила внешне, то псалмы читая, то положенные молитвы, то коротенькие молитовки, и ныне одни и спустя немного другие.

    Коротенькие молитовки в механическое дело обращаются не от свойства их, а от ослабления внимания к ним и содержанию. Если будете хранить внимание, и проговаривать сии молитовки с мыслью и

     

    – 69 –




    чувством, они не обратятся в механическое дело, а будут, как подкладка угольков в самовар. Навыкните произносить молитовки св. Златоуста. Они станут тогда, как струны на гуслях. Тогда перейдете к одной: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя.

    Из писания божественного читаете по заведенному порядку. Добре! Дело не в как читать, а чтобы читать. Там движется Дух Божий, и движет душу читающего.

    Теперь о ваших недоумениях. Евр. 7, 26-28, – Иоан. 10, 9-16. "Чем мысль, что Сын поставлен первосвященником совершенным, и чем Аз есмь дверь, и Аз есмь Пастырь добрый – относится к Святому".

    Эти места читаются в дни воспоминания святых, святителей и архипастырей. Святительство и пастырство в Церкви истекает от Пастырства Христа Спасителя и есть Его продление в Церкви. Почему для сих дней и избраны такие чтения, в коих говорится о пастырстве Христовом, как источнике и образце пастырства церковного. Тут же говорится и о том, каковы должны быть сии пастыри. Кроме сих чтений и другие есть назначенные на сии дни.

    Мысль, почему? одна и та же.

    Лк. 14, 25-33. "Как царь, который рассчитывает, достаточно ли у него войска для борьбы с нападающим, и как хозяин соображающий достанет ли у него денег на построение башни – объясняют мысль о том, что мы должны от всего отрешиться?"

    Так: для действующего необходимо сообразовать средства с целью. Примеры – война, постройка башни. Выводится: если нет средств, лучше не начинать дела. Стыдно будет. Остается пояснить, как

     

    – 70 –




    отрешение от всего служит средством и условием к последованию Христу, о коем говорится в той главе? Но это само собою ясно. Без сего и шагу не сделаешь в след Христа. Господь говорит: да отвержется себя следующий за Ним.

    Лк. 16, 1-9. "Совсем не могу понять 9-го стиха. Стих сей говорит: Сотворите себе друга от мамоны неправды". Мамона – бог богатства. Неправедным назван он потому, что в основе его лежит обман и ложь. Обещает благоденствие и увлекающиеся полагаются на него. Но дунул ветер и все разлетелось.

    Сотворить друга от сего мамона – советуется перехитрить его. Обещания его не прочны, не надежны, если употреблять богатство на помпу и утехи. Все хинье пойдет. Начни употреблять богатство во славу Божию, тогда здесь истощишься, а в другой жизни получишь вечное благобытие, получишь то, что здесь обещает богатство и не дает, т.е. действуя наперекор тому, к чему увлекает мамона.

    Как творятся други? Чрез раздаяние богатства бедным. По ходу притчи дается мысль: бедные приимут в вечные кровы. Понимать надо: Господь приимет в вечные кровы, ибо Он сказал: понеже сотвористе единому сих, Мне сотвористе.

    Можно тут видеть и урок, как быть, когда раскаиваться станешь о неправедности приобретений. В одобрение Закхея Господь указал: возврати. Но когда нельзя возвратить? Тогда раздай бедным.

    "Непонятен 37-й ст. 17-й гл. где труп и проч.". И мне не понятен и все толковники, и наши и чужие не изъясняют, и будто не считают нужды – толковать о сем.

    Мне думается так: Слово: где Господи? надо

     

    – 71 –




    переложить: как это, Господи, или почему так Господи? Ответ: также как где труп, там собираются и орлы. Или: потому же, почему орлы собираются там, где труп. Как это бывает, так и то будет совершаться, что один оставляется, а другой поемлется, т.е. по свойству оставляемых и поемлемых, всякий сам будет причиною своим настроением, что его оставят или поймут.

    Вот вам третий том Добротолюбия, читайте. А первый и второй – есть ли у вас?! Скажите.

    Благослови вас, Господи!

    Спасайтесь!

    Ваш доброхот

    Е. Феофан.

    30 мая 1889 г.

     

     

    – 72 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.10.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659