ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 6. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 6

     

    955.

    /Наставление студенту. О поддержании усердия к молитве. Заучивание псалмов. О покаянии, блюдении плодов причащения, охлаждении и памяти Божией. Разъяснение о семи духах и семи ангелах церквей. Спаситель как начало создания. Что делается с усопшими/

    /Письма к С.В./

    Милость Божия буди с вами!

    Очень рад, что вы не будете курсисткой. Позаботьтесь теперь свободное время употреблять не без пользы, – не на разорение, а на созидание.

    Вы избегаете беды; а брат ваш неизбежно в нее ввергается: в университетах еще хуже, чем у курсисток. Но то, что он будет среди вас, много будет парализировать зловредное влияние университетских учений и тамошнего товарищества. Господь да сохранить его. Пусть загодя готовится различать теории от подлинных фактов. Теории личное дело учащих; факты – общее достояние. Истинною настоящею теориею может быть только та, которая согласна с христианскими истинами.

    Шума С. П. Б-ского боитесь. Но ведь этот шум шумен только для тех, которые в него вступают. Прочим там живется покойнее, нежели где-либо в другом месте. Сами увидите.

    Все, что вы прописали о ходе у вас молитвенного дела, говении и о прочем, славу Богу, хорошо. Одно замечу: смотрите, как бы дело молитвы не сошло на нет. То, как вы теперь молитесь, есть прямое дело произволения. Душа его – желание усердное. Это усердие всегда должно возгревать пред молитвою;

     

    – 47 –




    иначе и молитвы не будет. А вы сознаетесь: молюсь иногда лениво, без охоты. Это нейдет к роду молитвы вашей. Потрудитесь не допускать сего. Дело в ваших руках. Иначе вот что может случиться, ныне неохота, завтра – неохота, а потом и совсем молитве конец. Этого попаситесь, и нудьте себя на охотную молитву.

    Вы заучили шестопсалмие, и прибавляете, особенно нравятся последние два. Это подает мне мысль предложить вам: как только встретите нравящийся псалом, так заучивайте его. Потом и употребляйте их, то во время молитвенного Богу предстояния утром и вечером и в видах возгреяния молитвенного духа, – или между делами, когда идете, или засыпаете, или просыпаетесь, всякое время, бездельное, наполняйте сим чтением. Посмотрите – второй псалом третьего часа – и 3-й шестого. Они схожи с: возведох очи мои в горы.

    Для исповеди записывать грехи хорошее правильцо. Навыкайте вот чему: всякий раз, как прорвется недобрая мысль, чувство, желание, слово, дело, тотчас кайтесь Господу, вездесущему и всевидящему, с сокрушением и решением быть впредь осторожнее. Для этого надо внимать себе, то есть смотреть за тем, что происходит в душе. И все добре пойдет. После сего вечером нетрудно будет подвести итог, сколько наделано погрешений в продолжение дня.

    – Жалеете, что благонастроение, приобретаемое говением, исповедью и причащением скоро ослабевает. Это и достойно сожаления, – и тем достойнее, что избежать сего в нашей власти. Не надо предавать себя на жертву внешних впечатлений: они уносят внимание из сердца и заставляют его

     

    – 48 –




    блуждать на стороне, далеко от себя. Не надо допускать вкушать сласти душевно-телесные. У нас два вкуса: один духовный, другой душевно-телесный. Они прогоняют друг друга. Когда есть вкушение духовного, – все прочее трава; а когда придется вкусить душевно-телесного, тогда умаляется вкус к духовному. Из сего сами видите, что подобает делать, чтобы сохранить вкушение духовных благ.

    – Что нужно делать, чтобы не охладеть?

    – То, что пред сим сказано. Как только заметите охлаждение, теребите душу, пока согреете. Господь близ, взывайте, и поможет. Приложите к сему богомыслие, то есть созерцание таинств св. веры нашей. Каждое из них сильно излить много света и тепла, и согреетесь. Только не оставляйте холодности в душе, а все теребите ее, пока согреете. Можно чем-нибудь наказать себя, заставьте себя поголодать немного, немного посидеть в уединении, недоспать, поклонов побольше. Всего же больше сознания своей скудости, и слезного к Божией помощи прибегания.

    – Память о Боге Бог Сам прививает к душе. Но для этого душа сама себя должна потомить и потрудить. Трудитесь, всеусильно нудя себя на непрестанное памятование Бога. И Бог, видя, как усердно вы желаете сего, даст вам память о Себе. Краткие молитовки очень пригодны к делу в нашем собственном труде о памятовании Бога. Молитовки, какие хотите. Господи помилуй! Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Иисусе Сыне Божий помилуй мя! и др. Всякая идет. Какая больше вам по душе, ту и употребляйте.

    Ваши вопросы: – Что семь духов? Семь верховных Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил.., и проч.

     

    – 49 –




    Св. Гавриил к св. Захарии сказал: Я один из предстоящих Богу (Лук. 1, 19).

    Что ангелы 7 церквей? Епископы, представители тех церквей. Это видно из того, какие речи обращает к ним св. Иоанн. – Светильники в сем видении означают церкви.

    Почему Спаситель назван началом создания? Назван так и как Творец: ибо вся Тем быша; и особенно как воссоздатель падшего рода человеческого. Он по человечеству новый родоначальник наш. Он явил в Себе человека восстановленного. По образцу Его и силою Его восстановляются потом все люди. Он глава и начало.

    – Что делается с усопшими? Тело возвращается в землю; а душа получает от Господа особое некое место по своему устроению, где и пребывает до окончания века, в чаянии радостном или в нечаянии ужасательном. То – закрытая для нас страна. Что там, с точностью не определено в подробностях. Одно точно определено, что тамошнее состояние вполне соответствует тому, как настроит себя человек здесь на земле. Как настроить – широко разъяснено в Евангелиях и посланиях. Это и есть теперь для нас главное. Как цель не на земле, а в другом образе бытия; то разумно всю заботу обращать на то, чтобы добре приготовиться туда. Не приготовимся, все пропало.

    Не мучьте себя пытанием, что там и где будем. А когда в уме породятся такие вопросы, говорите себе: хорошим там будет хорошо, а худым худо; соответственно сему и место там будет для одних светло, – для других – не светло. Будем-ка мы с тобою заботиться о том, чтобы сделаться добрыми,

     

    – 50 –




    и все тут. А что там будет... увидим, когда перейдем туда...

    Желаю вам всего доброго.

    Будьте здоровы и веселы.

    Матушке вашей и братьям Божие благословение.

    Спасайтесь! Ваш доброхот

    Еп. Феофан.

    5 июня 1886 г.

     

     

    – 51 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.10.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659