. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 6. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 6

     

    952.

    /О борьбе с леностью к духовному/

    /Письма к С.В./

    Милость Божия буди с вами!

    Ваша леность заразительна. Вот и я целый месяц проленился написать вам ответ. А следовало бы давно похвалить вас, если что окажется достойным похвалы.

    Первым строкам впрочем не приходится украситься похвалами вам. Пишете: молюсь плохо, псалмы учу лениво, почти совсем бросила. Ну! – прогресс!! Нечего сказать!

     

    – 39 –




    Однако ж это может иметь недобрые последствия: – небрежность о делах Божиих может обратиться в навык, и тогда прости благочестие. Надо это предотвратить. Извольте так делать: псалмы учите, когда охота будет, и выбирайте, какие более понятны и более действуют на сердце; – а еще лучше, если положите не всегда псалмы заучивать все подряд целиком, – а заучивать стихи впечатлительные по одиночке. Напр. Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися, Не отврати лица Твоего от мене, Камо пойду от Духа Твоего, и под. Потом и повторяйте их на память, при обращении ума к Богу во время дел. Сими коротенькими стишками можно всякий шаг свой надписать, и будете как в одежду красную в слово Божие одеяны.

    Утро просыпаете, потому или совсем не молитесь, или молитесь на ковыль-костыль. Это очень дурно. Молитесь не много, но как должно, по всему чину молитвенному. Если вы три минуты просрочите придти туда, куда спешите; ведь это немного! Вот и положите три минуты непременно помолиться утром. И в таком случае – нечего уже вам браться читать молитвы по молитвеннику или на памятью молитесь своею мыслью и своим словом.

    Поставьте себя в присутствие Божие.

    Бог близ – и в вас; но вы можете быть далеки от Него мыслью и чувствами: приблизьтесь к Нему тем и другим.

    Возблагодарите Его за сохранение вас во время сна, и дарование вам снова узреть свет Божий и еще пожить, ибо многие – ложатся спать, но не встают.

    Испросите у Него благословения и помощи на дела дня, – с указанием вам добрых и отклонением от злых.

     

    – 40 –




    Призовите Матерь Божию, Ангела Хранителя, вашу Святую и всех Святых.

    Помолитесь о матери, брате, родных и всех знаемых, – помяните и усопших, и затем, предав себя в волю Божию, идите на дела свои, всячески стараясь не забывать, что пред лицом Божиим ходите.

    Все это сделайте с мыслью обдуманною и чувством не летучим. И это будет настоящая молитва, и совесть никогда не упрекнет вас, что не молились, или плохо молились. И этого довольно. Особенно если будете хранить молитвенное настроение – неотходным от сердца. Сообразно с этим и вечером можно молиться. Но как тут вы можете иметь больше времени, то молитесь и заученными молитвами; они помогут сильнее и разумнее обращаться к Богу словом молитвенным.

    "Как владеть собою?" – Как владеете в одном, так и во всем старайтесь владеть собою. Ведь не распущены же вы так, что уж ни в чем совладать с собою не можете?! Так вот, как владеете в чем-либо собою, так и во всем поступайте. Нудить себя надо. Так Господь сказал, уверяя, что только нудящие себя восхищают царствие Божие. Желаете царствия, нудьте себя, т. е., одолевайте себя и насильно тяните в царствие Божие. Вы себя изобразили такою ленивицею, что из рук вон. Конечно вы ленивы только на духовное, молиться, себе внимать, памятовать о Боге, смерти и проч. Вы когда-то писали, что прочитываете книжку: что есть дух. жизнь. Там изображено, что у нас три яруса жизни: духовная жизнь, душевная и плотская. Последние две эгоистичны. Первая требует самоотвержения, и в начале, и в продолжении, и в каждом деле.

     

    – 41 –




    "Отчего душевная и плотская жизнь идет без особых жертв? От того, что потребности их, их желания и предметы удовлетворения наглядны, осязательны. Привыкши к этой осязательности, мы становимся неподвижными к предметам отрешенным. К ним душа холодна и тем паче плоть (душа ψυχη... от ψυχος холод); а к своим предметам они жарки, горят вожделением. Однако же процедура желания одинакова, и в духе как и у них. Душа знает, что доставит ей тот или другой предмет, и тянется к нему, желая вкусить от него сласти. Перенесите это к духовному. Надо узреть, и хоть предположительно увериться, что от того или другого духовного предмета или дела будет такое и такое благо, утешение, услаждение. Если благо сие было уже испытано хоть однажды, то тут уверенность будет не предположительная, а действительная, истая, на опыте основанная. У вас, я полагаю, эта последняя есть. Извольте теперь становиться на это твердою ногою всякий раз, как одолевает леность, а это тоже, что душевного и плотского хотите, а духовного нет, и понапрягитесь немного восставить ощущение испытанного уже блага от духовного дела, от которого теперь отвлекает леность. Как только это успеете сделать, душа уступит; ибо она бессильна стоять против духа. Если вы припомните духовные ощущения, то не можете не сознать, что эти ощущения, как небо от земли стоят выше душевно-телесных. По этому превосходству уже испытанному и слабый след духовного ощущения отталкивает всякое душевное и силен увлечь к себе сознание и произволение наше. Вы так изображаете, что у вас низшая сторона берет верх над высшею будто по какой-то необходимости. Если берет, вы виноваты, от того, что не делаете,

     

    – 42 –




    что должно, или ничего не делаете, чтобы она не взяла верх, а оставляете тещи вашим расположениям, как текут без управления (помните басню Крылова: Васька слушает и ест), и еще паче того, оставаясь своими произволениями на их стороне. Вот и возьмите в закон, как только нападет леность на духовное, восставлять ощущение блага от него и переходить на его сторону произволением, решительным, безжалостным к себе, в том убеждении, что иначе в царствие и не попадешь. Требуется маленькая борьба, но к ней всякий способен, и вы больше многих. Так не извольте вилять: дух бодр, плоть немощна. Бросьте плоть, и идите к бодрому духу. И все пойдет добро. Пожалуйста возьмите во внимание – что пишу. Если будете все так поступать, как пишете, впадете в равнодушие к делу спасения. О таких душах Господь сказал: имам изблевати. Спаси вас, Господи!

    14 Марта 86 г.

     

     

    – 43 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.10.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .