ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 6. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 6

     

    949.

    /Всеобъемлющий рецепт. Как любовь покрывает грехи?/

    /Письма к С.В./

    Милость Божия буди с вами!

    Немножко замедлил я ответом вам. Прошу извинения. Состояние свое духовное вы представили в таком виде, что об этом нельзя не пожалеть, если оно постоянно таково, а не случайное. Посмотрите-ка, что это?! "Все хочу идти вперед, – и остаюсь при одном желании: молюсь рассеянно, читаю без охоты, стишки свои твердить забываю, – а на душе темно и мутно; иногда просто прихожу в отчаяние; бросаюсь на колени пред иконой и взываю к Богу: не оставь меня, Господи, помоги, мучаюсь всячески, себя

     

    – 26 –




    браню и укоряю, а все тоже; неспокойно на душе, иногда целая буря поднимается, буря каких-то неопределенных мыслей, неясных желаний, стремлений неизвестно к чему, это самые трудные минуты, чувство пустоты, жажда чего-то, молюсь, борюсь, и нет облегчения, наконец успокоюсь, а тогда охлаждение находит, ни к чему нет охоты, пусто и холодно на душе". Вот каково у вас!

    Вы говорите: "Враг нападает и теснит". Да, он тут виден. Но может быть тут есть дело естественное, а враг только подстревает с своими внушениями. У вас ведь есть книжка: Путь ко спасению. Найдите там, где говорится о сохранении благодати св. крещения и направлении к сему воспитания, и делаются особые замечания о юношеском возрасте. Это, примерно, между 40 или 50 страницами начинается. Прочитайте повнимательней, и может быть вы увидите себя там. Если увидите, то потрудитесь взять на себя и исполнение предостережений, там прописанных.

    Теперь же я ничего не скажу вам, кроме: берегитесь – и никак не поддавайтесь. Враг видимо хочет закружить вам голову, – чтобы потом наткнуть на что-нибудь не должное, или вредное. Так бывает, когда влюбляются в первый раз. Извольте держать сердце свое на привязи.

    Вы хорошо делаете, что бросаетесь на колена и молитесь. И делайте так. Опять нападки, и опять бросайтесь на колена. Вы написали: "наконец успокоюсь". Так всегда и бывает. Не вдруг, как только воззовете, – и помощь. Проходит время и помощь приходит. Вот и трудитесь. В борьбе состоите, в борьбе на жизнь или на смерть. Соответственно тому, как вы выйдете из сей борьбы, потечет

     

    – 27 –




    потом и жизнь ваша. Даруй Господи, чтобы вы не стали спиной к делу богоугождения и спасения.

    Вы мало молитесь. Возьмите в руководство Апостольское правило: в молитве пребывайте бодрствующе в ней. Корень молитвы память Божия с теплою верою и чувством к Богу. Возбуждать это в вашей власти, – и долг ваш есть. С самого пробуждения старайтесь это восставить в себе в силе. Как? Размышлением о таинствах веры и спасения. Когда спите, вас будто нет. А когда пробуждаетесь, снова начинаете быть, вступаете в область сознательного существования и в общение со всем сущим и бывающим. Все же сущее и бывающее есть царство Божие. Первый поклон ваш – Царю царствующих, с сознанием, что все от Него, Им держится и направляется, как общее, так и до малейшего частного. Тут и вы имеетесь во внимании, и настоящий момент существования вашего свыше определен. Поставьте себя на эту точку, и определите, что потому требуется от вас, с твердою решимостью не отступать от того. Я думаю, что если вы так поступите, то быть не может, чтобы душа ваша оставалась пустою и влаялась в неопределенных помышлениях и чувствах.

    Ибо тут все определится и станет пред вами в стройном чине. Большая у нас ошибка считать молитву заурядным делом, таким, о котором и думать нечего, которое можно делать зря, мимоходом. Обязанность молитвы чувствуется, а то, как совершать ее, не имеется в помышлении, и забывается, что бывает молитва в грех. Потрудитесь возбудить в себе высокопочитание к молитве и всегда становитесь на молитву, как на первое и главнейшее дело в жизни. Тогда молитва будет религией в действии и движении, и

     

    – 28 –




    из нее потом, как из ключа, все потечет доброе и святое.

    Ведь у вас есть книжка: "Невидимая брань"! Найдите там главы о молитве, это с 46-й, и прочитайте, не раз и не два. Там все потребное указано. Если последуете сказанному, молитва ваша исправится, а за нею и все прочее.

    Я вам указываю всеобъемлющий рецепт. Сокращение его в памяти Божией, памяти смертной, и в страхе Божием. Когда сии укоренятся в сердце, и молитва и все прочее пойдет добре. Не нерадите о деле Божием!

    Теперь слово-другое о цене душевной жизни. Я не безусловно охуждаю эту жизнь, а только когда она делается преобладающею, и вытесняет собою жизнь духовную. Как вы прописали, так и я сужу о ней.

    В книге: "Что есть духовная жизнь" это объяснено. Просмотрите снова. Духовные отправления должны стоять во главе, под ними и в подчинении им – душевные занятия, а под обоими ими телесная жизнь. Се – норма! Когда этот порядок нарушается, жизнь человеческая портится.

    В той книжке и то указано, в чем жизнь душевная, телесная. Извольте просмотреть, и что требует пополнения, сказать, и получите его.

    Вопросы: любовь покрывает множество грехов (1 Петр. 4, 8). Эти слова стоят у Апостола как побуждение к любви; потому покрытие грехов, надо разуметь, не того, кого любят, а того кто любит. За любовь к другим Бог прощает грехи любящего. Равно – в Иак. 5, 20, обративший грешника спасет душу, и покроет множество грехов, блага сии относятся к обратившему, а не к обращенному. Так наши толковники. Протестанты напротив в первом месте благо любления относят к

     

    – 29 –




    любимому, а во втором благо обращения к обращенному. Холодно, отвлеченно, непрактично. Это нарочно они делают: ибо у них труды доброделания не участвуют в деле спасения.

    Благослови вас, Господи!

    Ваш доброхот

    Е. Феофан.

     

     

    – 30 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.10.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659