ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 6. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 6

     

    943.

    /Каким образом Божия Матерь есть ходатаица, когда един ходатай Христос Господь. Разрешение недоумения о спасении одною верою/

    /Письма к С.В./

    Вы пишете: "в письмах сказано: "если Самого Спасителя прогневляем, кто пред Ним походатайствует? Вот Божия Матерь, и проч."

    Вы взяли клочок, оно и казисто кажет. У вас прежде был вопрос: как Божия Матерь есть ходатаица, когда один ходатай Христос Господь, Я кажется писал, что Христос Господь ходатай неточный, как примиритель человечества с Божеством. Он Своею смертью примирил нас с Богом и открыл чрез то доступ к нам всех милостей Божиих. Он есть совершитель воплощенного домостроительства спасения. Божия Матерь есть ходатаица спасения, как молитвенница. И Ангелы, и святые в этом отношении ходатаи, ибо молятся о нас. Но ни Божия Матерь, ни Ангелы, ни святые, не суть производители, а дарователи спасения. Они только ходатайствуют,

     

    – 5 –




    чтобы образ спасения, Господом Спасителем для всех данный, был и к нам приложен, и мы таким образом в силу его спаслись. Господь Спаситель, все прочие пособники дарования нам спасения.

    Образ спасения Господом совершенный можно уподобить больнице для всех учрежденной. Врач Господь, и врачество Его: но исполнители и приложители к делу образа врачевания Ангелы и святые и служители Божиих Таин.

    Все, что Господом учреждено благодатно есть. И всякому все дается даром. Но иначе бывает в отношении к отпадающим от Господа. Тут неизбежен и собственный труд умилостивления Господа, и тем больший, чем чаще и грубее были отпадения. Искренность и сила сокрушения много сокращает сей труд умилостивления, но не исключает его. И совесть падавшего не смеет вдруг все себе присвоить. Тяготится и отчуждается. Вот тут в этом труде умилостивления – многопомощны молитвы святых, и паче Матери Божией; и живых доброхотов молитвы много помочь могут. Когда в первый раз кто приходит к Господу – приходящий приемлется сразу, а кто по падениях, не сразу. И тому долго приходится томиться, пока умилостивит Господа. Это свидетельствуют опыты многократные. Принятие падших опять в милость после трудов отзывается в совести. В древней церкви падшие публично несли покаяние.

    Этим не нарушается право приступать ко Господу, а только установляется порядок помилования. По сему праву приступает ко Господу падший и ищет умилостивления. И сей приходящий не изгоняется вон, но держится еще в передней, или в сенях, по причине предшествовавшей неверности. Потому и надежду

     

    – 6 –




    помилования он имеет, что Господь пришел взыскать погибшее. Но все же потрудись, ищи и толки в двери милосердия.

    Блудный сын шел к отцу, и падший, ищущий умилостивления идет, и надеется получить, и когда пройдет термин искания, Отец примет его в объятия. Объятия отчи – чувство помилования после долгого искания.

    Таинства – Господь учредил. И тут нам нечего философствовать. Об условиях спасения вы говорите: ап. Павел сказал, веруй в Господа и спасешься. Что значит веровать в Господа? Брось идолопоклонство, прими веру христианскую, следовательно все, что содержит христианство: и веру, и заповеди, и таинства, и все порядки.

    Св. Павел так сказал; а Господь сказал на такой вопрос: соблюди заповеди, аще хощеши внити в живот. Св. Марк пишет: иже веру имет и крестится, спасен будет. И другие еще есть места. Когда соберем все воедино, будет, что и верование, и жизнь по заповедям, и освящение таинствами, и руководство Богом учрежденных пастырей, и союз с истинною церковью совершенно необходимы для получения спасения.

    Потрудитесь замечать, когда придется прочитывать об условиях спасения, и записывать такие места, увидите, какая полная система выйдет; но уж никак не одна вера. Пожалуй и вера – христианская, т. е. все христианское устроение.

    Мои пять поучений о спасении суть резюме всего. Можете и еще подобрать что-либо.

    Кажется, я ни одного слова вашего не пропустил, чтобы не сказать что-нибудь. Но не знаю, удовлетворит ли это вас. Что не удовлетворит, опять пишите.

     

    – 7 –




    Я еще потолкую. Уж дотолкуемся до того, что вы вполне увидите истину, которая есть только в православии.

    Как только пришло какое недоумение, сейчас садитесь и записывайте, и пополнее, сколько можно. Соберется лист, другой – шлите его. И ответ будет.

    Если вы так не будете делать, буду очень жалеть и печалиться. Хотите меня печалить? Хотя я безвестен вам; но все же человек есмь. За что же вы будете меня печалить? когда вам ничего не стоит доставить удовольствие.

    Спасайтесь!

    Желаю вам всего хорошего и спасительного.

     

     

    – 8 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.10.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659