ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 6. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 6

     

    1041.

    /Совет для советницы/

    /Письма к В-ре В. Ш-ской/

    Милость Божия буди с вами!

    Верно вы сносно выдержали экзамен. И вот Господь избирает вас в классные, или в репетиторши. Наставник Он один, всегда и для всех, но наставляемые Им имеют нужду в истолковании внушаемых Им наставлений. Вот это и есть теперь ваше дело! Благослови, Господи!

    Паче всего избави вас, Господи, от фонфоронства. Когда придется что говорить или писать, молитесь о просвещении, смиренно и искренно сознавая свою недалекость в уразумении путей Божиих. Никогда не сочиняйте, а что идет из сердца, говорите и пишите не думавши.

    "Молиться ленива, но молитвы не оставляю, только уж прежней энергии нет, все вяло и с большим принуждением и трудом". Это ваши слова! Что сказали бы вы, если бы другой кто сказал вам так о себе, и ждал слова от вас?! Я же вам скажу, что это состояние не нормально, и потрудитесь подогреть себя и разбудить.

     

    – 203 –




    Вы написали, что когда ответите Софье Феодоровне, тогда пришлете ее письмо к вам. Но тут и письмо ее. Следовательно ответ сделан. А в конце прописываете: "посылаю письмо, напишите что-нибудь в ответ".

    Если уж Бог к вам ее послал; то вам и отвечать надо. Скажу однако ж: у сей рабы Божией – позывы добрые есть. Это Божии внушения. Но у ней недостает энергии себе отказывать, – и нудить себя. Пусть разжигает позывы сии, до тепла, а там и до огня. И будет энергия. Как разжигать? Держанием ума в атмосфере духовной, помышлением и размышлением о свойствах и делах Божеских, о деле искупления, о нашем усвоении его, о великих обетованиях и угрозах, о смерти, суде, рае и аде. Есть книжка у афонцев: "Восстани спяй". Извольте и сами ее просмотреть, пусть купит. А под мыслями сими пусть держит сердце. Сердце понемногу будет нагреваться, а там и совсем нагреется При размышлениях и помышлениях иметь воззвание к Богу краткими молитовками. Этого и достаточно. Надобно только устранить все, мешающее уму, и дать сердцу простор для вмещения божественных истин. Приложить веру, что свой труд неотложно нужен, но дело подается благодатью, которая стоит под таким условием: увидит Бог труд, усердное и безжалостное к себе исканье и подаст. Ищите и обрящете без перерыва, себя не жалея, и не говоря: довольно.

    Внешний порядок надо приспособить к сему. Но этого со стороны никто не может указать. Сама пусть определит, что и как пригоднее.

    Все суетное надо устранить. Но где представляется упражнение для любви, того пропускать не надо.

     

    – 204 –




    Внутреннее свое пусть блюдет, а во вне, в таком случае, пусть держится, как обычно.

    Вопросы. У нее один вопрос о св. причащении. Можно ли откладывать? Можно. А лучше не вязать себя, тогда-то и тогда-то. А положив обще причащаться во все посты большие, – а в великий и рождественский – по два, в прочее время причащаться, когда сильное желание будет. В посты же, хоть бы и не было большой охоты, надо разогревать желание, и нудить себя на дело.

    Пусть ходит в памяти Божией и памяти смертной, и разогревает в себе сердце сокрушенное и смиренное...

    Сердце главное. Сыне, даждь Ми сердце! Божие воззвание. Дела – не конечное дело: ибо при них сердце может быть далеко от Господа – а это: увы!

    Пусть ищет, – и все Господа просит.

    Пусть купит у афонцев: "Что есть духовная жизнь" и "Письма о духовной жизни по поводу письма Сперанского". Еще "Путь ко спасению" в 3-х отделах. Там все изображено систематически и не раздроблено.

    Больше ничего не приходит на ум написать. Но вы сами пишите, взявши мое только как указанное.

    Благослови вас, Господи!

    Спасайтесь!

    Ваш доброхот

    Е. Феофан.

    31 августа 1889 г.

     

     

    – 205 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.10.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659