ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 6. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 6

     

    1032.

    /Совет при новом осложнении жизни схимницы, чаявшей покоя/

    /Письма к В-ре В. Ш-ской/

    Милость Божия буди с вами!

    Очень жалею, что у вас там так тревожно совсем. Но кто ж тут виноват? Мы с вами искали лучшего, и казалось нашли. Вам было хорошо здесь прежде, и по переходе хорошо было. Как вдруг этот джентльмен! Кто мог предвидеть? Если б теперь решать, никто не посоветовал бы вам. Дело решалось, когда у вас здесь рай был, а там соседка не перестала строить свое. Вот я и посоветовал. Вы кажется всю вину на меня взваливаете. Пожалуй я возьму и всю. Но справедливость

     

    – 187 –




    требует: грех пополам. Непременно. Вы охали от соседки. Редкое письмо было без этого. Мне и жаль вот стало, очень жаль. Потому, когда вам хорошо жилось в скиту, я и посоветовал вам избрать это хорошее. Выходит, что я вас сбил с толку своим советом, а вы сбили меня с толку своим криком от соседки. Оба и виноваты; обеих и обвинять надо. А вы только меня обвиняете, а себя выгораживаете.

    Давайте же вдвоем придумывать и то, как быть. На первый раз ничего не представляется, кроме – терпеть. Вы писали под первым впечатлением, – и только описываете свою скорбь и неудовольствие. Подождем, что будет дальше. Может быть этот господин добрейший человек, и обнаружился таким случайно, был час недобрый, и враг подзадорил его. В ваших известиях только и есть, что он идет наперекор вам в топке. Но топка дело игумена. Он может быть уладит это дело так, что воля того господина не будет значить ничего. Теребите о. игумена. Это его долг – успокоить вас. Сивуха и табак – сторонние принадлежности. Как-нибудь уладитесь так, что не будете встречаться. И ухитритесь в этом.

    Мы прельстились хорошеством этого места. И было хорошо. Но видно Господу не угодно, чтоб вы почивали, – и Он направил к вам, или не помешал пристроиться здесь будильника. Если верите, что все от Господа, надо и его принять с этою же мыслью, и так устроить свои к нему отношения. Посмотрите, что дальше будет. Может быть можно или совсем держать себя в стороне, или его укротить и сделать ручным. Последнее было бы гораздо лучше.

    Нет тот, о коем я писал, не может быть

     

    – 188 –




    таким. Тот семьянин – жена, дети. Он найдет квартиру близ монастыря. Но извещает, что получил место в Харьковской судебной корпорации.

    Больше пока ничего не умею сказать. Вы – схимница, должно быть пригвожденною на кресте. Вы и были на нем. Слезли. Но Господь поймал вас и опять пригвоздил. Извольте говорить к оскорбляющим: Господи! не постави им греха сего. И ухитряйтесь всякий по сему случай обращать в духовное благо себе. Не воротилась ли барыня ваша? Вот ей и толчок, – не лезь. Тут место не барыне сибариткам, а смиренным страдалицам.

    Да, Господь разве ушел от вас?! Нет. Он при вас. И смотрит, как-то вы покажете себя в крутых сих обстоятельствах. Смотрите, не посрамите Его ожидание. А то Он покачает головою и скажет: возился Я, возился с тобою, и все толку нет. Благодушествуйте, – и доставите Господу удовольствие. Вы читаете свои избранные книги. Я поминал вам о других. Ну – на какие слеза падет, те и читайте. Все хороши. Вот бы вам пригодились собеседования Аввы Зосимы – в 3 т. Добротолюбия, я перечитываю – отпечатываемые листы, и ныне – о нем читалось. Все собеседования направлены к случаям подобным вашему.

    О Варваре Александровне ваше решение нельзя считать окончательным. Она ищет, и найдет. Вы уже заметили, что они улучшались. Почему думаете, что это не будет продолжаться. Бог милостив. Она много делала добра.

    Будем молиться, чтобы Господь угладил дорожку, если Ему угодно, или дал мудрость и силу на действование Ему угодное. Да будет Его святая воля!

    Ваш доброхот Е. Феофан.

    8 ноября 1888 г.

     

    – 189 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 6. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.10.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659