НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 5. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 5

     

    924.

    /Ответ просящему что-либо из одежд святителя. О Льве Толстом. Наши врачеватели. Ответ на вопросы по духовничеству. Всезнайка/

    /Письма к монастырскому духовнику/

    Милость Божия буди с вами!

    Удивило меня ваше желание иметь что-либо из одежд моих. Если б вы были враг мне, и я желал бы вам сделать зло, то ничего не мог бы придумать удобнее, как это. Бесы юлят около меня и часто разживаются то малым, то большим чем. Пошли я вам одежду, то, как она знакома им, они тотчас нахлынут к вам в келлию, и не один легион, а счету нет. Так по сей причине я никак не могу решиться послать вам, что вы желаете, потому что я не враг вам.

    Какие это глупые студенты, что верят Л. Толстому,

     

    – 207 –




    который ни во что не верит. У него нет ни Бога, ни души, и ничего святого. Он пишет глупости только для того, чтобы смутить верующих, и все криво толкует. На воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение, и в ветхом и в новом завете. А у нас сколько князей прославлены мощами? кои однако ж воевали. В Киевопечерской Лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтоб они не подверглись плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? и как было не воевать с ними.

    Ужели и о поклонении икон колеблется их верование?! Уж это ни на что не похоже. К таковым будьте безжалостны. Не разрешайте, если не обещают изменить свои мысли.

    Что на вас смотрят ошибочно, почитая вас святым, это не велик для них грех. Но если вы в самом деле подумаете о себе, как о святом, то это дело небезопасное. Извольте с собою рассудить о сем пред лицом Бога, и умудряйтесь смирять помысл свой. Да у вас есть впрочем врачеватели. Это те, которые не хвалят вас, а порицают. Они воистину омывают вас, и от того, если хоть слегка подумаете, что вы состоите во святых.

    Да стоит допытаться, от чего иные сами отлучают себя от Причастия; может быть совесть, после исповеди, что-нибудь порассказала им вяжущее их, несмотря на ваше разрешение.

    Что вы не смотрите сурово на исповедающихся, это ничего, в порядке. Но шуточного в обращении ничего не допускайте. Будьте радушны, приветливы и словом и взглядом и обхождением, но без шуток. Иначе они подумают, что даете поблажку.

    Любите учеников своих так должно. Но нет

     

    – 208 –




    ли плотской любви? Сами смотрите, и не допускайте ей быть. Кажется это различить не совсем трудно.

    Что вечером отворенною имеете дверь для имеющих нужду в вашем слове, это хорошо. Я слышал, что в Оптиной пустыни духовник подолгу двери не затворяет, и к нему прибегают иногда в полночь.

    Те послушники, что почти каждый день ходят, если приходят по духовным нуждам пусть ходят. Но говорите с ними всегда только о духовных вещах, и сказав должное, отпускайте.

    Оставшись сами, Богу исповедуйтесь во всем, и испрашивайте Его вразумлений на всякие случаи.

    Благослови вас Господи всяким благословением. Спасайтесь!

    И обо мне не забывайте молиться, ибо я многими немощами обложен; особенно любовью к покойной жизни и высокоумием. Мне думается, что я всезнайка, а писака такой, что во всем свете нет такого, и прежде не было, и едва ли будет.

    Ваш доброхот.

    30 окт. 91 г.

     

     

    – 209 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.09.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659