ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 5. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 5

     

    920.

    /Наставление о духовничестве/

    /Письма к монастырскому духовнику/

    Милость Божия буди с вами!

    Благослови Господи ваше духовничество. Господь возложил на вас сие иго. Он и силу подаст к понесению его, и мудрость к действованию по нему целесообразно. Если всегда следовало вам в молитве пребывать: то тем паче теперь.

    Души, которые будут приходить к вам на исповедь, Бог будет приводить к вам. В этом смысле и принимайте всех, как Богом посланных, и заботьтесь исполнить то, зачем они посланы.

    Посланы же они зачем бывают? За тем, чтоб вы уврачевали их, или вернее сообщили им Господне врачевство: ибо врач душ один Господь.

    Медикаменты все в духе и сердце вашем. Господь будет приводить их в движение или изготовлять. Вместо рук, берущих и прилагающих врачевства у вас язык, или слова. Апостолов посылая на проповедь, Господь говорил: не пецытеся, како или что возглаголите (Матф. 10, 19). И к вам это приложимо. Предайте себя Господу и веруйте, что когда нужно будет особенно целительное слово, оно польется неудержимо и сложится самым целительным образом. Составьте сами себе молитву,

     

    – 202 –




    или несколько кратких молитовок, в коих выражались бы потребности настоящего вашего чина, и ими молитесь, почасту повторяя их.

    Вы спрашиваете относительно отлучения от св. Причастия. Мне думается, что коль скоро исповедающийся являет сокрушение и полагает нелицемерное намерение воздерживаться от греха, подвергающего сему отлучению, то этого можно не делать, не по поблажке, а из опасения, как бы от сего хуже не было. В первые времена причащались часто, и тогда отлучение длилось недели, месяцы, редко годы. А теперь причащаются большею частью один раз в год, и отлучение будет длительно. Где возьмет силы кающийся и ищущий исправления?! И будет отлучение предание его в когти врагу. Потому полагаю, что лучше ограничиваться наложением епитимии, только с осмотрительностью и применительно к делу. Опыт научит.

    Благослови вас, Господи!

    Ваш доброхот Е. Феофан.

    P. S. Еще не было отослано это письмо, как получаю другое. Но в ответ на него прибавить нечего. Вы хорошо поступаете в том, в каком смысле принимаете приходящих, и как исповедуете и епитимии налагаете. Благослови Господи труды ваши. Молитесь много и усердно, чтоб Господь не оставлял вас внушением, как поступать с кающимися.

    Спасайтесь!

    4 апр. 91 г.

     

     

    – 203 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.09.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659