ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 5. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 5

     

    915.

    /О молитве, – в чем должна состоять главная забота ищущего дара надлежащей молитвы. Должно ли назначать умную молитву новоначальным. Совет о падающем брате/

    /Письма к монастырскому духовнику/

    Милость Божия буди с вами!

    На два письма не отвечал я вам, по лености. Прошу извинить, и не бранить.

    В первом письме пишете о молитве хорошо, именно, что приемы при молитве, как держать внимание и какое давать положение телу и некоторым членам его, не существенное дело в молитве, а как кому лучше, так пусть и держит себя.

    О молитве главная забота, чтоб она шла из сердца. Настоящая сердечная молитва дар благодати, подаемый чрез таинства Исповеди или Причащения. И по послании такого дара, подогревается он теми же таинствами. Отличительная черта сего дара непрерывность молитвы, которая выражается чувством к Богу, иногда при словах молитвенных, а иногда без слов.

    Что дает благодать, того свой труд никак не

     

    – 195 –




    может дать. Он только приготовляет к принятию дара, и по получении его подогревает его вместе с таинствами.

    У св. Отцов было законом: нудить себя на молитву дома, в церкви, и за делами, и на прогулках, и во время свободное от всего. Вот и все, что нужно знать о молитве.

    Молодым новоначальным должно ли умную назначать молитву?

    Молитва без умного и сердечного к Богу обращенья не молитва. Это надо растолковать новоначальному. Молитву же пусть совершает по молитвеннику, всячески стараясь, чтоб со словами шли мысли и чувства. Сим трудом новичок приучится к молитвенным оборотам речи, а потом и сам своею речью станет совершать молитву, когда она подвигнется от сердца. А без молитвенника оставлять новоначального никак не следует, исключая того случая, если он прежде своего новоначалия ознакомился с умною к Богу молитвою.

    Во втором письме больше о некоем брате молодом, и падающем. Делайте по указанию Господа: прощая и разрешая 70 раз седмерицею. Не Господь ли говорит: грядущаго ко Мне не иждену (Иоан. 6, 37)? Потому всякого приходящего с покаянием принимайте, утешьте, воодушевите, и епитимию налагайте небольшую по силам, частые, хоть не многочисленные поклоны, с молитвою мытаревою: Боже, милостив мне буди падшему! Милостивый Господи, помилуй мя падшаго!

    Благослови вас, Господи!

    Спасайтесь!

    Ваш доброхот Е. Феофан.

     

    – 196 –




    И забыл о духовничестве.

    Коли вам лучше, что оно миновало вас, то и думать о нем нечего. Господь знает, что творит.

    10 сент. 90 г.

     

     

    – 197 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.09.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659