НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 5. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 5

     

    913.

    /Разъяснение об истинном молитвенном огоньке и о теплоте, порождаемой внешним художественным образом молитвы. Об употреблении денег монахами/

    /Письма к иноку О. N./

    Милость Божия буди с вами!

    Христос воскресе!

    Запоздал я ответом вам: прошу извинить.

    Первое ваше слово об огоньке, что это такое? Отв. Когда Бог даст, тогда узнаете. Не вкусивши сладости меда, нельзя познать, что это за сладость. Так и тут! Обнаруживается сие постоянным чувством к Богу.

    Зажигательным стеклом вы хорошо объяснили, как зажигается внутренний огнь. Так и делайте. Как стоять пред Господом умом и сердцем? Как стоять пред Государем: так и здесь надо. У Пророка говорится: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть и проч. (Пс. 15, 8). В настоящем виде является сие предзрение уже по приятии огня. Дара сего просить не противно Богу. Что у иных дело сие оканчивалось худо, не благодать виновна, а тот, кто получил и не сохранил.

    О деньгах. Когда есть своя потреба, удовлетворите ее, а остальное раздайте бедным, и оставайтесь ни с чем. Главное не полагать надежды в деньгах. Монастыри проживут, а бедным тяжело бывает.

    Спрашиваете: "не то ли огонек, когда стоишь на молитве с благоговением и чувством своего ничтожества?" Это связано с огоньком; но при нем оно неотходно. Огонек приходит без усмотрения. И всегда почти чрез таинства исповеди и св. Причастия.

    Художественный образ делания молитвы изображается у Отцов, как внешнее пособие, и подчиняется

     

    – 193 –




    внутреннему деланию. А ныне большею частью усвояют только внешнюю сторону, не радя о внутренней. –

    Чуть-чуть явится какое теплое движение в сердце, они решают: вот дал Бог, и предаются мечтаниям о себе. Затем охуждают всех, не держащих художественного образа молитвы, и не только это, но и церковные молитвословия, и тех, кои строго держатся его, стараясь не опускать. От сего у них преуспеяние внутренней молитвы прекращается и они остаются с одним внешним деланием. И духовная жизнь престает.

    Извольте более пещись о внутренней молитве, отвлекая внимание от внешнего.

    Труд молитвенный приводит к получению дара молитвы.

    Спасайтесь!

    Ваш доброхот.

    6 мая 90 г.

     

     

    – 194 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.09.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659