ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург


"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 5. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    Участники проектов
    Направления деятельности
    Публикации, доклады
    МАТЕРИАЛЫ
    Библиография
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Библиотека по авторам
    Библиотека по темам
    Словарь
    Проблемное поле
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 5

     

    768.

    /Надо ли вести список своих дел, добрых и худых/

    /Письма к Н. А. М./

    Милость Божия буди с вами!

    Спешу вам сказать слово о том, что вами прислано. Хоть это не совсем пустой труд; но такой однако ж, который вести к цели не может. Когда бы нас дела спасали, то, конечно, баллы были бы у места, как ответы учеников. Но от дел какое спасение? Если же не от них, какая нужда их записывать и помнить? В деле спасения математические расчеты никуда негожи, и никакого приложения им не должно быть. Относительно того, что есть у нас доброго, или бывает, один закон: забывать то. Помнит ли кто о том, что дышит? Нет, от того, что это в порядке вещей. Так и в нравственной жизни. Что делается как следует, о том что помнить? Это в порядке вещей правильных. Но коль скоро допущено, что не доброе, о том надо помнить, и совесть изощрять, чтоб хорошенько замечала, но зачем? Чтобы поскорей исправиться. А это вот как бывает. О смертных грехах нечего говорить: они совсем неуместны у тех, которые ревнуют о спасении. Остаются грехи невзначай, слово прорвется, мысль проскользнет, чувство пошевелится, все это так, что совесть после находит то недобрым и недолжным. Об этом вот правило: как только

     

    – 21 –




    замечены, тотчас очищать их внутренним покаянием пред лицем Господа. Можно этим и ограничиться, и если не сыта совесть, то потом еще на вечерней молитве помянуть о том с сокрушением, и конец.

    Все такие грехи сим актом внутреннего покаяния и очищаются. Зачем же все эти реестрики-то?! Говорят: да как же, самопознание нужно! Нужно, да оно само собою придет. Когда кто внимает себе и без опущения замечает движения сердца своего с тем, чтобы неправое отревать, а правое обсуждать и если окажется уместным исполнять; тогда у него само собою образуется ведение о том, что больше интересует его сердце, куда оно гнет, и каково, следовательно, характерное настроение его?! И тут заметки совсем лишнее дело, к тому же существенное-то знание себя, вы сводили во едино чувство и убеждение, что я никуда негож, или негожа. Это убеждение дает жизнь самонаблюдательная, но не та неточная. Та мутит дело ибо и хорошие ставит балы, и... Извольте же вы все свои тетради собрать и все в печку, а потом и мне позвольте тоже сделать с присланными листиками.

    Извольте вы в жизни различать: дела видимо совершаемые, чувство и расположения невидимо в сердце лежащие и составляющие его строй, и наконец дух жизни. Последнее есть главное. Тут самое существенное предание себя в руки Господа Спасителя с воплем сокрушенным: имиже веси судьбами спаси. Ибо иного спасения нет, как в Нем. Под этой преданностью да будет сильное самоотверженное ревнование об исполнении Его святой воли, отличительная черта которой сознательно не допускать ни одного дела, слова, помышления и чувства противного

     

    – 22 –




    Господу. Это требует непрестанного внимания к сердцу и хождения пред лицем Господа. А при этом делай все во славу Божию, все что предлагается нам течением жизни нашей. Се вам кратко программа жизни. Вы не находите покоя! Восстановите веру в Господа Спасителя. Ради ее и покаяния все неисправное прощается, и все несовершенное восполняется. И при вере сей делать по силе все должное. Больше этого ничего и не требуется ко спасению. Неуяснение этого в сознании, а потому предположение: ай, не все сделано, и подавляет, и мучит, и лишает покоя.

    Вникните хорошенько в прописанное, и потом пишите, что окажется вследствие того неясным.

    С праздником! С праздником! Молите Бога о мне грешном; ибо ко мне очень идет: "уча других, себе ли не учиши". О, когда бы жизнь покорялась знанию!

    Ваш богомолец

    Еп. Феофан.

    19 декаб. 72 г.

     

     

     

    – 23 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.09.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659