НА САЙТЕ:
БИБЛИОГРАФИЯ:
> 7500 позиций.
БИБЛИОТЕКА:
> 2750 материалов.
СЛОВАРЬ:
анализ 237 понятий.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ:
критика 111 идей.

"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 4. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    МАТЕРИАЛЫ
    Персональная библиография
    Тематическая библиография
    Библиотека
    Словарь
    Проблемное поле
    СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
    Биографические сведения
    Публикации: монографии, статьи
    Программы лекционных курсов
    Всё о человеке: библиография
    Контактная информация

    Поиск по сайту
     

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 4

     

    694.

    /Добрые плоды болезни. О духовном отце. Похвала Афонцам. О сокрушении и молитве Иисусовой. Магазин духовный. Первый наш злодей/

    /Письма к Н. М./

    Милость Божия буди с вами!

    Поболели? – Но слава Богу, что поправляетесь, или уже поправились. Слава Богу и за то, что не без пользы перенесли болезнь. Уроки, какие вы извлекли себе из обстоятельств сих, очень многозначительные в жизни и общей, тем паче в духовной. Ничего не ожидать от людей, и все попечение свое возложить на Господа, и еще постоянно ждать смерти, и веруя, что Господь оставил еще пожить, для очищения грехов, всю заботу на то обращать. Эти пункты рычаги духовной жизни и направители.

    Духовного отца своего не судите строго, не зная наверно, почему он так невнимательно к вам держал себя. – Афонских отцов – спаси Господи! Они хорошо действовали. – Брат же ваш и сын, мудреные судьи, как это у них все клеится?

    Болезнь была не от образа жизни; следовательно и менять его не следует по причине болезни. Род пищи в восстановлении сил – побочное дело.

     

    – 153 –




    Главное – пища свежая (непопорченная), воздух чистый, и больше всего спокойствие духа. Непокой духа и страсти портят кровь, – и существенно вредят здоровью. Пост и вообще постническая жизнь – лучшее средство к хранению здоровья и процветанию его. – Немец Гуфеланд написал науку, к долголетней жизни, где превозносит постническую жизнь. Научники должны его слушать, а мы других имеем учителей, поважнее этого немца. Молитва вводит дух в Божию область, в коей корень жизни, – а от духа и тело причащается той же жизни. – Дух сокрушен, покаянные чувства и слезы не сокращают силы, а придают их: ибо поставляют душу в отрадное состояние. Вы хорошо сделали, что не поддались их внушениям. Впрочем в видах скорейшего восстановления здоровья, чтоб пространнее работать Господу, можете без греха немного снизойти к немощам тела, – в сне, труде, стоянии, – и в пище. Это уже после страстной.

    Вот лето, можете иногда молоко употреблять, и даже бульон, то же яйца, ездить за город, ибо в городе нет чистого воздуха. Всегда в нем примесь есть. Старцы древние писали, что они сурово относились к телу: не его убить имея в виду, а чрез умерщвление плоти умертвить страсти.

    Вы желаете, чтоб сокрушение и слезы никогда не отходили. Лучше желайте, чтоб всегда у вас царил дух смирения глубокого. От него слезы и сокрушенье, от него же и то, что они ненадымают, ибо и от них враг ухитряется породить сии зловредные зелия. Бывают и радования духовные вперемежку с сокрушением. Настоящее сокрушение умеет не мешать чистому радованию духовному, – и с ними дружески уживаться, скрываясь некако под

     

    – 154 –




    ним. – Теперешнее ваше умиленье и сокрушение – отчасти плод прошедшей или проходящей болезни. Порождение молитвы во время рукоделья – милость Божия, – и молитесь тут же за работою. – Жалеете, что молитва Иисусова не бывает непрерывной, – что не произносите непрестанно – это и не требуется, требуется постоянное чувство к Богу, которое может иметь место и при разговоре, и при чтении, и при наблюдении и рассматривании чего либо. Но как молитва Иисусова, когда вы молитесь ею, бывает в настоящем виде; то продолжайте так действовать, и молитва сия расширит область свою.

    Как по душе пришлись вам мои книжки, то и читайте их. Вон вышли книги, моя жизнь во Христе озаглавлены, о. Иоанна Кронштадтского, одного сорта с моими. Но в них есть многое лучше написанное, чем у меня. Потому не излишне, если встретите их и прочитаете.

    Но главный магазин духовных научений в Добротолюбии. Попросите у Афонских отцов, дать вам почитать 2-й том Добротолюбия. Там говорится все о борьбе со страстями, что крайне нужно добре знать подвизающемуся. Читайте и замечайте признаки, в каких являются страсти. Потом по сим указаниям себя обсуждайте, и исправляйте.

    А самоцен как у вас? Возьмите меч или держите всегда, – смирения и уничижения и безжалостно отсекайте, и непрестанно отсекайте главу первому злодею нашему.

    Благослови вас Господи!

    Благодарю за молитву о мне – и прошу продолжать.

    Спасайтесь!

    Е. Феофан.

    30 марта 93 г.

     

    – 155 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 4. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.08.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     


     

    НАШ БАННЕР

    (код баннера)

     

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
    Rambler   Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    3107 2388 659